Деформация морали 1

Талгат Алимов
  Конституцией РК гарантировано, что государство заботится о здоровье граждан. Понятие здоровья надо воспринимать шире, чем физическое состояние граждан: артериальное давление, содержание сахара в крови и другие показатели.
А как там с совестью? Что там с моралью? С уважением к законам?
  Другими словами, моральное, духовное, гражданское здоровье что-то стоят?
Такие ценности личности, как трудолюбие, честность и прочие качества тоже нуждаются в защите, как и сердце, печень, почки.
  Многие жалуются, что: коммунисты были конечно жестокими, но люди при их власти были лучше. Что же случилось с их хорошими качествами? Может какая болезнь приключилась, эпидемия?
  Я не склонен обвинять в этом какие-то злые внешние силы, хотя и исключать нельзя. Как говорит мой один друг - социолог:
  – Значит наши люди были готовы, к деградации ради материальных благ. «Лес боится топора, но ручка топора сделана из дерева» (каз. посл.)».
На что другой мой друг предприниматель возражал:
  – Если биться пословицами, то люди говорят: «Когда открываешь форточку, то вместе со свежим воздухом, залетают мухи» (ново казахская пословица). Вот и прилетели они с Запада.
На что был ответ:
  – Никто не мешал сетку поставить.   
  Похоже сетку не поставили. Вирусы разложения овладели телом общества и мораль рухнула.  За свою длительную практику в бизнесе, убедился в существовании некой закономерности, правильней будет истории болезни морали.
  Когда в 1988 году, еще при СССР, только-только вышел закон о кооперации, который стал первым шагом к рыночной экономике, у нас появились и первые коммерческие структуры. Естественно, в то время у основной массы населения было советское мировоззрение с верой в силу коллективизма, взаимовыручки, равенства и братства.
Не буду утверждать, что эти понятия были совершенны, но они однозначно были. На этом моральном фундаменте можно было сформировать достаточно высокую деловую этику и благоприятный бизнес – климат.
  Многие начинающие предприниматели при создании кооперативов опирались на ленинские принципы. Про это тогда и писали много. Ленин считал кооперацию совместимой с социализмом, в этом он видел признаки народного капитализма. Кому интересно почитайте т. 43. Полное собрание сочинения (у меня 5 изданий 1974 г.) Там много интересного про кооперативы, о концессиях и прочее.
  Только одной его фразы «…производительность труда не увеличиться до тех пор, пока не улучшится положения рабочих…» достаточно, чтобы олигархи всего мира требовали сноса его памятников.
  Но, к сожалению, развитие кооперативов дальше пошло не совсем так, но говорят «уже поздно - проехали».
  Я помню уставы первых кооперативов, в них, к примеру, было «железно вбито» требование о том, что пятьдесят процентов работающих должны быть членами кооператива.       
  Однако позже это правило куда-то исчезло, естественно, членов кооператива становилось все меньше, а число наемных работников росло. Постепенно кооперативы превращались в обычные МЧП. Таким образом, искажен был главный принцип кооператива: о совладении, о коллективной собственности.
Вверх всплыли далеко не самые умные и честные, скорее более нахрапистые и хитрые.
  Первый фильтр прошли, но все же это были не самые худшие представители.
Вторым сильным ударом по бизнес морали, считаю, стал момент, когда начал падать советский рубль. Перед тем, как Казахстан перешел к тенге, у нас испытывался сильнейший дефицит наличной валюты. Москва по каким-то причинам не могла перевести наличку. В этот момент стали вводить чеки.
  Процедура эта была бессмысленная и хаотичная. Руководителям предприятий на руки просто раздали чистые бланки, и они самостоятельно их заполнял. Четкой, внятной инструкции не было, все делали в хаосе, а наиболее жадные и нахрапистые писали в чеках все, что им взбредет, и сметали с полок магазинов все товары подряд. Денежная система рухнула. И этот пример показал, что выигрывает наглый и беспринципный.      
  Это был второй фильтр грубой очистки негативного кадрового отбора.
Дальше банковский беспредел, когда один за другим стали появляться все новые и новые банки, биржи, все они плохо контролировались, их деятельность не нормировалась. В этих финансовых структурах быстро сгруппировались мошенники с практикой взаимных киданий. Это также не способствовало развитию положительной бизнес-морали, шел дальнейший негативный кадровый отбор.
  Наученные первыми признаками «дикого капитализма» кое-кто прошел и этот фильтр. Опять прошли не отягощённый моралью, но третий фильтр прошла публика достаточно подозрительная.
  Где-то к середине девяностых годов, возможно, наш регион несколько отстал от других, но уже стали закрепляться суммы «откатов» – в пределах десяти процентов. Многие этому сопротивлялись, но пришлось смириться и принимать это как должное.
Ориентировочно это можно считать четвертым фильтром негативного кадрового отбора.
  Окончательную точку поставил демпинг в тендерах на строительные работы. Демпинг – это неконтролируемые скидки, т.е. выбор поставщиков, ориентируясь на тех, кто выставлял наименьшие цены. Человек, который предлагает что-либо сделать «за три копейки» выигрывает всегда. 
  По-другому работу, т.е. подряд взять было невозможно. Только за счет снижения цены. Естественно выигрывал тот, кто обещал сделать – не делал. Любыми путями стремились «вытащить деньги» и вытаскивали.  Тут и пошли откаты, приписки и прочее. Но моральный облик тех, у кого это получалось вызывало у «пробитых совков» тихий ужас!
  Но есть такие, которые прошли через фильтры перестройки, все-таки нашлись такие «самородки». Не без талантов наша земля!
Пройти все эти фильтры и остаться «чистеньким» невозможно!
Поэтому и получили мы «бизнес-элиту», которая соответствует всем требованиям и конечному продукту:
  1) Презрению и нуждам трудового коллектива, он рассматривает его как рабочий материал. Меньше кормим, больше доим!
  2) Полное недоверие к государственной финансовой и налоговой системе. Не объегоришь не проживешь.
  3) Воспринимающие коррупцию как необходимое зло. Не подмажешь, не поедешь.
  4) Пренебрежение к деловой репутации, ценности профессионализма, профессиональной чести и достоинству. Слово дал – слово взял, я хозяин своего слова. Кинуть на бабки – дело чести. Долги отдают только трусы.
  Не очень приятные люди, и в массе своей несчастные в личной жизни и с вечным страхом в душе. И народ опустили, и сами птицу счастья не поймали. 
  А что мы ждали после такого отбора. Конечный результат соответствует условиям фильтрации.   
  Это я описал только то, что происходило за последние 30 лет в строительной отрасли, думаю, что в других отраслях тоже не лучше.   
  Может сменим фильтры, но так, чтобы лет через 10-15 пришли другие люди с другой моралью! Должен все-таки включиться инстинкт самосохранения общества. Нам нужны совсем другие элиты, в первую очередь «бизнес – элита». Только бизнес может спасти мир, если во главе него стоят действительно те, кого мы считаем лучшими.