Пандемия гуманитарный взгляд

Андрей Воронин 2
1. Пандемия – глобальная угроза всему роду человеческому, всей популяции Homo sapiens.  Одна из оборотных сторон глобализации, хотя она и не рукотворна, а природно-творна. Так в очередной раз природа заявляет о себе и как о колыбели человечества, и в то же время к как о грозной уничтожительной стихии. Угроза не имеет границ - государственных, социальных, этнических, расовых. Противостоять ей могла бы мобилизация столь же глобально организованного человечества, которое объединяет граница с ойкуменой. Объединяет в беде, но не в спасении. Объединение будет ощущаться ровно столько, сколько продлится напасть, - на второй день о ней забудут. Это самый важный и самый тревожный факт. Простая мысль – объединиться, чтобы предотвратить, принять общие меры профилактики – оказывается недоступной для sapiens. Если и будет мир иным после пандемии, то первое, что должно произойти – общее согласованное, организованное всемирное движение в защиту популяции. Всё-таки – sapiens! Или нет?
2. Дискредитирована одна из основ геополитического мышления – категория господства. Оно всегда было пошлым. Оно было исторически и эволюционно оправданно, когда было условием безопасности. В животном мире это аксиома – отвоевать угодья, стации, место в стаде или стае, отнять самку, кусок пищи, нору или гору – значит сохранить себе жизнь. Ценой жизни претендентов на мой кусок.  Человек вышел из животного царства, но не порвал с ним – не случайно возникла формула Гоббса – homo homini lupus est. Выходить из волчьего противостояния люди начали после ужасов второй мировой войны, Европа стала ареалом homo sapiens sapiens. Безопасность перестала быть следствием господства. Увы, наша страна, точнее говоря, ее политические лидеры, продолжают руководствоваться сознанием homo lupus. Они даже не поняли, что натворили, применяя оружие за границей. Это срыв в архаику в глобальном, цивилизационном масштабе. Это покушение на венец исторического развития – гуманизм. Господство в нынешнем понимании – силовой доминирование – не только бесполезно перед лицом смертельной угрозы, но и прямо мешает, препятствует ликвидации угрозы. Военные бюджеты, секретные лаборатории – поди, докажи, что в них не таятся более страшный опасности – войны и санкции, блокады и блоки… - усугубляют риски для выживания человеческого рода. Уничтожать людей научились, а защитить – нет. Весь уклад современной цивилизации – правовые, национальные, цивилизационные устои человечества нуждаются в радикальном пересмотре с позиций главной доминанты – сохранения жизни человека и его достойного существования.
3. Аппарат гуманитарных наук должен быть развернут в сторону исследований подлинных и неустранимых ценностей. Их повсеместных социальных и педагогических инъекций в социум. Конфликты, в частности, должны исследоваться не структурно, не формально, а с точки зрения того, насколько их причины отвечают  - почти Маниловскому – «дальнейшим интересам и видам» но уже не России только, а человечеству в целом. Кстати, фигура Манилова была такой гротескной и смешной именно потому, что его «маниловщина» на сотни лет опередила исторические требы. Гуманитарная экспертиза должна стать последней инстанцией в утверждении социально-политических, экономических, технических, экологических медицинских и проч. решений.
4. Научное сообщество должно выступить с глобальной инициативой выработки «нового мышления для нового мира», как говаривал М.С. Горбачев. Безопасность нашей популяции теперь не только не связана с господством, но и прямо противоположна ему. Homo humanis – историческая ступень, которая накладывает свои требования к организации обществ. Гуманизм, права человека, экологическая ответственность, отказ от войн, - список известен, - ничего нового. «Лишь» перевернуть доминанты цивилизационного устройства. Будьте реалистами, требуйте неизбежного!