В Кругу композиторов. Забытые имена.
Юферов Сергей Владимирович 1856 – 1927.
Композитор, пианист, дирижер.
«Многоуважаемая Мария Ивановна,
Хотел сегодня сам заехать к Вам поцеловать вашу ручку за Ваше прекрасное исполнение моего романса, но к сожалению, должен это сделать письменно, так как мой насморк и грипп принял слишком необыкновенные размеры и надо соблюдать осторожность и сидеть дома.
Как только буду выходить, поспешу к Вам, ибо мне очень хочется послушать "Луч и Ниву"... и лично выразить Вам слова благодарности.
Искренне преданный Вам
С. Юферов.
Мой дружеский поклон Петру Ивановичу».
Это письмо написано в 1900г. после концерта, и адресовано Марии Ивановне Полетика.
«Приходит ко мне на память еще один эпизод с посвящением Марии Ивановне романса, а именно, композитором Серг. Влад. Юферовым, - пишет П. И. Полетика. - публика мало знала этого композитора, запомнив, пожалуй, что он написал оперу «Иоланду», тогда как Чайковский сочинил «Иоланту». Кто из них прав, не берусь судить. В одном из своих концертов Мария Ивановна решилась исполнить романс Юферова, произведший весьма благоприятное впечатление как на публику, так и на автора. Он не только письменно, но и лично приезжал благодарить её за прекрасное исполнение. Мало того, это побудило его сочинить и посвятить Марии Ивановне романс, текст которого я не помню. Мария Ивановна спела ему этот романс, причем в одном месте, следуя смыслу слов, вместо замедления темпа, как то было указано автором, предпочла сделать ускорение. Автор обратил на это внимание, желая точного исполнения его указания; Мария Ивановна возразила, что так она понимает это место романса и именно в этом смысле чувствует правдивость его передачи, а потому иначе петь не может; в результате автор увёз свой романс».
Этот эпизод никак не помешал их дружеским отношениям, и романсы Юферова Мария Ивановна включала в свой репертуар еще не один раз.
Сергей Владимирович Юферов родился в Одессе в 1865 году. Его музыкальное образование в большей степени было связано с Москвой, где он учился у Кленовского, Н.А. Губерта и Г. А. Лароша, нежели с Петербургом - хотя композиторский класс Глазунова он тоже посещал. Судя по датам постановок, между 1890 –ми и началом 1900-годов композитор жил в Петербурге, В 1893году в Панаевском театре была поставлена его опера «Иоланда» , и несколькими годами позже ее повторили в частном театре «Аркадия» в Новой деревне .
«...опера молодого композитора обличает в авторе, хотя и неглубокое, но свежее и симпатичное дарование. Г. Юферов все время находится под чужим влиянием, то Вагнера, то Гуно, но и в перепеве чужих мелодий чувствуется художественная индивидуальность композитора, склонного к нежной лирике... Фактура оперы далеко несовершенна, но и незаурядна... и хотя мотивы г. Юферова не отличаются ясностью рельефа, но сплошь проникнуты сердечностью и настроением» писал суровый рецензент
журнала «Театр и Искусство».
Перу композитора принадлежат еще две оперы, «Мирра» и «Антоний и Клеопатра».
Опера «Антоний и Клеопатра» в концертном варианте (в отрывках) исполнялась дважды: в декабре 1896 года -
«…в репетиционном зале струнным оркестром под управлением капельмейстера Варлиха исполнено в присутствии автора первое действие из оперы «Антоний и Клеопатра» сочинения Юферова. Начало в 10 час. утра»,
и в апреле 1900 г. в одном из концертов Придворного оркестра с участием М. И. Полетики.
«Придворный Оркестр. Программа. 22 апреля 1900 года.
Исполнены будут отрывки из оп. «Антоний и Клеопатра» соч. С. В. Юферова под управлением капельмейстера Г. И. Варлиха, при любезном участии: Е. И. Тэрьян-Коргановой, Е. М. Декановой, М. И. Полетика, В. С. Севастьянова, Н. И. ***, И. И. Никитина, Н. И. Тарасова и хора А. А. Архангельского» .
К сочинениям других жанров относятся: былина-кантата «Илья Муромец», сочинения для симфонического оркестра, камерные инструментальные произведения, и в том числе – фортепианные сюиты и отдельные пьесы. Вокальная лирика Юферова включает в себя романсы и дуэты для голоса с фортепиано и сочинения для голоса в сопровождении оркестра.
«Юферов был довольно разносторонним человеком. Круг его интересов не исчерпывался лишь одной музыкой. Дворянин по происхождению, он владел иностранными языками – французским и, вероятно, немецким, увлекался коллекционированием книг. Был библиотекарем Государственного совета и соучредителем «Русского собрания».
Имея постоянное место жительства в Санкт-Петербурге, Сергей Владимирович периодически навещал Киев, временами выезжал в Германию. В его личном архиве сохранились письма, написанные им из Лейпцига и Дрездена. Он также был обладателем собственной дачи в Херсоне, расположенной на склонах Днепра…» - пишет о нем О. Сак.
Сведения, которые сообщает далее автор, бесценны, и ни в одной музыкальной энциклопедии их нет. «Он был членом Херсонского отделения императорского русского музыкального общества и принимал активное участие в его работе. Неоднократно под его руководством и при его непосредственном участии проходили симфонические концерты в нашем провинциальном городке. Устраивались благотворительные концерты в пользу малоимущих херсонцев. Ярким свидетельством этого являются статьи, многочисленные заметки, объявления, а также публикации самого Юферова в херсонских газетах первой четверти ХХ века».
Объявления, анонсы, заметка о С. В. Юферове на страницах херсонской газеты «Родной край» за 1907-1917 годы:
Родной край. - 1907. - №229 Родной край. - 1909. - №245
Родной край. - 1911. - №266 Родной край. - 1914. - №583
Родной край. - 1914. - №787 Родной край. - 1917. - №1490
Книжная коллекция Юферова попала в херсонскую библиотеку. «…по описанию известного херсонского библиофила и краеведа С.А.Сильванского она…насчитывала около 2000 томов. Характер библиотеки определялся профессией владельца. Это были книги по музыке на русском и иностранных языках, а также произведения французских классиков на языке оригинала К сожалению, время сохранило лишь небольшую часть личной библиотеки композитора, оставив всего 40 экземпляров. Это произведения В.Гюго, А.Доде, Е.Золя, Ги де Мопассана, П.Лоти и А.Франса на французском языке.
Опубликованные сочинения автора сохранились в Санкт-Петербургской государственной театральной библиотеке, а его личные документы – в архивах Санкт-Петербурга и частично в Херсонском областном архиве, однако факты его биографии нигде подробно не освещены. В неких английских источниках о нём содержится следующее упоминание: «…в 1906 г. Юферов был активен в Швейцарии». Но определенно известно, что вплоть до 1917 г. композитор жил в Херсоне, а в 1917г., сразу после революции, уехал из России в Европу, по всей видимости, в Германию.
Он умер в 1927г. в возрасте 62 лет.