Юферов

Кей Тименс
В Кругу  композиторов. Забытые имена.


Юферов Сергей Владимирович  1856 – 1927.
Композитор, пианист, дирижер.

 
«Многоуважаемая Мария Ивановна,
Хотел сегодня сам заехать к Вам поцеловать вашу ручку за Ваше прекрасное исполнение моего романса, но к сожалению, должен это сделать письменно, так как мой насморк и грипп принял слишком необыкновенные  размеры  и  надо соблюдать   осторожность и сидеть дома.
Как только буду выходить, поспешу к Вам, ибо мне очень хочется послушать "Луч и Ниву"... и лично выразить Вам слова благодарности.
 Искренне  преданный  Вам   
     С. Юферов.
Мой дружеский поклон    Петру Ивановичу».


Это письмо написано в 1900г. после концерта,  и адресовано Марии Ивановне Полетика.

«Приходит  ко  мне  на  память  еще  один  эпизод  с  посвящением  Марии  Ивановне  романса, а именно,  композитором  Серг.   Влад.  Юферовым, - пишет П. И. Полетика.   -  публика  мало  знала  этого  композитора,   запомнив,  пожалуй,  что  он  написал  оперу  «Иоланду»,  тогда  как  Чайковский  сочинил  «Иоланту».  Кто  из  них  прав,  не  берусь  судить.  В  одном  из  своих  концертов  Мария  Ивановна  решилась  исполнить  романс  Юферова,  произведший  весьма  благоприятное  впечатление  как  на  публику,  так  и на  автора.  Он  не  только  письменно,  но  и  лично  приезжал  благодарить  её  за  прекрасное  исполнение.  Мало  того, это  побудило  его  сочинить   и  посвятить  Марии  Ивановне  романс, текст  которого  я  не  помню.  Мария  Ивановна  спела  ему  этот  романс,  причем  в  одном  месте,  следуя смыслу  слов,  вместо замедления  темпа,  как  то было  указано  автором, предпочла  сделать  ускорение.  Автор  обратил  на  это  внимание,  желая  точного  исполнения  его  указания;  Мария  Ивановна  возразила,  что  так  она  понимает это  место  романса  и именно в этом  смысле чувствует  правдивость  его  передачи, а  потому  иначе  петь  не  может;  в  результате  автор  увёз  свой  романс».
Этот эпизод  никак  не помешал их дружеским отношениям, и романсы Юферова Мария Ивановна  включала в свой репертуар еще не один раз.

Сергей Владимирович Юферов  родился в Одессе в 1865 году. Его музыкальное образование в большей степени было связано с Москвой,  где он учился у  Кленовского,  Н.А. Губерта  и Г. А. Лароша, нежели с Петербургом   - хотя композиторский класс Глазунова он тоже посещал. Судя по датам постановок,  между 1890 –ми и началом 1900-годов  композитор жил в Петербурге,   В 1893году  в Панаевском театре была поставлена его опера «Иоланда» ,  и несколькими годами позже ее повторили в частном театре «Аркадия» в Новой деревне .
«...опера молодого композитора обличает в авторе, хотя и неглубокое, но свежее и симпатичное дарование. Г. Юферов все время находится под чужим влиянием, то Вагнера, то Гуно, но и в перепеве чужих мелодий чувствуется художественная индивидуальность композитора, склонного к нежной лирике... Фактура оперы далеко несовершенна, но и незаурядна... и хотя мотивы г. Юферова не отличаются ясностью рельефа, но сплошь проникнуты сердечностью и настроением» писал  суровый рецензент   
журнала «Театр и Искусство». 
Перу композитора принадлежат еще две  оперы, «Мирра»  и «Антоний и Клеопатра».
Опера «Антоний и Клеопатра»  в концертном варианте (в отрывках)   исполнялась  дважды: в декабре 1896 года -
«…в  репетиционном зале струнным оркестром под управлением капельмейстера Варлиха исполнено в присутствии автора первое действие из оперы «Антоний и Клеопатра» сочинения Юферова. Начало в 10 час. утра»,

и  в апреле 1900 г. в одном из концертов Придворного оркестра с участием М. И. Полетики.
«Придворный Оркестр.   Программа.   22 апреля 1900 года.
Исполнены будут отрывки из оп. «Антоний и Клеопатра» соч. С. В. Юферова под управлением капельмейстера Г. И. Варлиха, при любезном участии: Е. И. Тэрьян-Коргановой, Е. М. Декановой, М. И. Полетика, В. С. Севастьянова, Н. И. ***, И. И. Никитина, Н. И. Тарасова и хора А. А. Архангельского» .

К сочинениям других жанров относятся: былина-кантата «Илья Муромец», сочинения для симфонического оркестра, камерные инструментальные произведения, и в том числе –  фортепианные сюиты и отдельные пьесы. Вокальная лирика  Юферова включает в себя романсы и дуэты для голоса с фортепиано и сочинения для голоса в сопровождении оркестра.
«Юферов был довольно разносторонним человеком. Круг его интересов не исчерпывался лишь одной музыкой. Дворянин по происхождению, он владел иностранными языками – французским и, вероятно, немецким, увлекался коллекционированием книг. Был библиотекарем Государственного совета и соучредителем «Русского собрания».
Имея постоянное место жительства в Санкт-Петербурге, Сергей Владимирович периодически навещал Киев, временами выезжал в Германию. В его личном архиве сохранились письма, написанные им из Лейпцига и Дрездена. Он также был обладателем собственной дачи в Херсоне, расположенной на склонах Днепра…» - пишет о нем О. Сак.
Сведения, которые сообщает далее автор, бесценны, и ни в одной  музыкальной энциклопедии  их нет. «Он был членом Херсонского отделения императорского русского музыкального общества и принимал активное участие в его работе. Неоднократно под его руководством и при его непосредственном участии проходили симфонические концерты в нашем провинциальном городке. Устраивались благотворительные концерты в пользу малоимущих херсонцев. Ярким свидетельством этого являются статьи, многочисленные заметки, объявления, а также публикации самого Юферова в херсонских газетах первой четверти ХХ века».

Объявления, анонсы, заметка о С. В. Юферове на страницах херсонской газеты «Родной край» за 1907-1917 годы:
       
Родной край. - 1907. - №229        Родной край. - 1909. - №245               
Родной край. - 1911. - №266        Родной край. - 1914. - №583    
Родной край. - 1914. - №787        Родной край. - 1917. - №1490


Книжная коллекция Юферова попала в херсонскую библиотеку. «…по описанию известного херсонского библиофила и краеведа С.А.Сильванского  она…насчитывала около 2000 томов. Характер библиотеки определялся профессией владельца. Это были книги по музыке на русском и иностранных языках, а также произведения французских классиков на языке оригинала К сожалению, время сохранило лишь небольшую часть личной библиотеки композитора, оставив всего 40 экземпляров. Это произведения В.Гюго, А.Доде, Е.Золя, Ги де Мопассана, П.Лоти и А.Франса на французском языке.

Опубликованные сочинения автора сохранились в Санкт-Петербургской государственной театральной библиотеке, а его личные документы – в архивах Санкт-Петербурга и частично в Херсонском областном архиве,  однако факты его биографии нигде подробно не освещены. В неких  английских источниках   о нём  содержится  следующее упоминание: «…в 1906 г. Юферов был активен в Швейцарии». Но определенно известно, что вплоть до 1917 г. композитор жил в Херсоне, а в 1917г., сразу после  революции, уехал из России в Европу, по всей видимости, в Германию.

Он умер  в 1927г.  в возрасте 62 лет.