Корейская капуста

Ирина Кантемирова 2
        «Школьные годы чудесные…» Это слова из песни стали дороги каждому, кто учился в самой обычной школе, приходил на переклички, а потом через пару дней садился за парту. Начинался учебный процесс.
Мы стали на год взрослее. Нас назвали на торжественной линейке 1 сентября, выпускниками. О серьёзности в учебе нас с самого первого дня призывали все учителя. Понятное дело приложить все усилия к математике, физике, химии. Обществоведение преподавал сам директор школы Николай Васильевич Горобец. Одним словом стремились к хорошим оценкам. Расслабиться на уроках литературы, истории или биологии мы старшеклассники даже не мечтали.               
      Был всё же один предмет, на котором можно было сидеть не напрягаясь. Для меня этот предмет именуемый машиноведением я называла «туманностью андрометы». В классе во время урока стоял легкий постоянный шумок. Учитель машиноведения Тюлешов Фёдор Михайлович периодически постукивал по столу указкой, тем самым давая знать, что шумно. Пять минут тишины и снова шепот набирал обороты. Сидеть последних два урока подряд, да еще в субботу было пыткой настоящей.
    Фёдор Михайлович всё больше вызывал к доске мальчишек. Мне кажется девочек он ,всё же жалел. Какое было у него радостное лицо, если кто –то из  нас с помощью плаката называл какие-то тракторные детали, по стрелкам указывая путь топлива или масла.
-Надюша, а вот здесь я чуточку поправлю тебя- говорил учитель ученице Трусовой.
Из окон кабинета хорошо были видны ступеньки и боковая дверь школы. Напротив двери в самом здании находился школьный буфет. Туда,сюда бегали перед нашими глазами школьники с пирожками и коржиками. Сидеть и наблюдать  эту картину было выше всяких сил. Свои деньги мы проедали уже после третьей перемены, с удовольствием уплетая пончики или пирожки. Приходилось терпеливо глотать слюнки.
Звенел звонок на перемену, но мы не двигались. Что толку, денег всё равно нет ни у кого.

Начался  шестой урок машиноведения. Правда говорят, что голод не тётка.
Тут я вспомнила, что у Люды Сирик есть литровая банка корейской капусты. Её матушка поставила банку в портфель и строго –настрого приказала передать капусту учительнице литературы Нине Георгиевне. На наше счастье в этот субботний  день, её не было в школе и Людка таскала тяжёлый портфель целый  день.
Наша парта последняя.
-Люд,а Люд… толкаю ее в спину- Ну, оторви хоть по листочку капусты.
-Чего, чего- шепчет не понимая она?
Сбоку с нашей парты Раиска голос подаёт
-Людок, хотим капусточки!
-Вот вам банка, сами доставайте и отрывайте- сказала она.
Мигом подала она нам под парту ценный груз. Опять послышался стук указки Фёдора Михайловича. На минуту воцарилась тишина.
Я поставила банку в парту, открыла крышку…и оторвала первый капустный листик себе, потом Рае…
 Хрум-хрум…захрустела на зубах корейская капуста. Остренько!
Надя с последней парты второго ряда подала голос
-Девчонки, дайте кусочек.
-Сейчас, мы ведь не жадные.
Люда тоже повернулась-
Вы нам хоть оторвите!
Так нам хорошо и весело стало. Банка быстро пустела. По классу с невероятно быстрой   скоростью стелился приправно-чесночный запах.
Фёдор Михайлович стучал, стучал указкой, но все бесполезно. Стал покрикивать-
-Ну- ка, Камчатка, успокойтесь! Коля, продолжай пожалуйста- сказал он отвечающему у  доски Кузнецову.
Сам медленно двигался к нашим партам
Мы сразу притихли, сделали серьёзные лица. Кто рукой подпёр подбородок, кто уставился в книгу. Молча смотрели на учителя невинными, почти соловьиными глазами.
-Так, так…чего вы тут шумите и какой-то тут запашок у вас подозрительный, А?
Фёдор Михайлович постоял минуть пять вдруг сказал- Коля, садись. К доске пойдёт у нас Люда! Она  встала, левой рукой показала нам кулак и медленно пошла к доске. Фёдор Михайлович за ней
-Люда, пойди к плакатам и найди нам…
Дверь открылась и в класс вошел второй преподаватель машиноведения Сергей Фёдорович.
Одноклассница наша стояла в ожидании. Учителя о чем-то разговаривали у двери, до перемены оставалось минут пятнадцать.
По классу опять пошёл шумок. Раиска тихонько стала открывать створку окна. Надо же было выветрить  запах и не смущать одноклассников. Они как  на зло стали поворачивать свои головы в нашу сторону.
Ура, открыла!
Дверь в класс опять закрылась, учитель попросил ученицу Сирик Людмилу пройти к доске с плакатом.
Нам стало не по себе, не дай бог получит двойку. Мы будем виноваты.
Время так медленно тянулось…    Она что-то  спрашивала у доски. Пыталась  плакат повесить ровно… потом направилась к столу за указкой.
-Коля, позвала я Кузнецова. Ну, наконец повернулся!
-Спроси что-нибудь у Федора Михайловича.
Наш Колька на этот раз не оплошал. Да он всегда был сообразительный.
Перед ним открытый учебник машиноведения. Он на весь класс
-Фёдор Михайлович, можно вас на минутку сюда. Мне тут кое- что не понятно…

Вскоре на наше счастье прозвенел  долгожданный звонок.  Нам было всё равно, о чем Кузнецов спрашивал учителя.
Люда радостная уже была у своей парты.
-Девчонки, верните пустую банку, весело потребовала она.
Сложив в портфели учебники и тетради, мы стали выходить из-за парт.
Навстречу нам двигался Фёдор Михайлович
-Люда, обязательно готовься к следующему уроку, буду спрашивать тебя. Да и вы девчонки готовьтесь, я вашу «Камчатку» досконально проверю- серьёзно произнес он. Чего-то вы сегодня тут творили и не слушали совсем урок.
-Мы слушали, как не слушали?!-почти хором выкрикивали мы. Глядя на учителя веселыми глазами.

           P.S. Сорок пять лет минуло с той поры, но вся наша «Камчатка» до сих пор помнит самую вкусную «корейскую капусту» в литровой банке.
Как у каждой забавной истории из нашей школьной жизни, есть не менее забавное завершение.
Прошла одна неделя, началась другая всё как обычно, пока тётя Маша не встретила Нину Георгиевну.
-Как капусточка, не остренькая -спросила задорно она?!
 Немая сцена. Вопрос повис в воздухе.
-Не пробовала и не знаю, какая она на вкус- ответила Нина Георгиевна,
- Но хотелось бы…
Вечером состоялся тщательный допрос дочери.
На следующий день, Люда в школе всё рассказала нам, как ей пришлось признаться, что банка не попала по назначению.                Слушали затаив дыхание, её нарочно не улыбчивый рассказ.
-Что сказала тётя Маша, ругала нас-  серьёзно спросила я?
Улыбка вдруг озарила её лицо.Она громко крикнула
-Мамка сказала- Ну и ладно! На здоровье!