О теле и душе

Виктор Сахаров
Посвящается А. Аристакисяну

История этого человека очень противоречива и неоднозначна, однако власти распорядились по-своему. Мне бы хотелось поведать о каждом этапе жизни, рассказать то, что я узнал или от него самого, или от его окружения: родных, друзей, судей…
В детстве с ним произошёл значимый случай, сильно повлиявший на него. По его словам, когда-то в детстве, они с друзьями ходили собирать макулатуру. Многие помнят с какой целью совершался этот процесс. Пионеры проявляли инициативу ради спасения деревьев, т.е. дармовой труд. Самый активный класс получал награды общие, а для кого-то, кто лично задействовал свои силы не ради природы, получал в награду раритетные книги иностранных авторов. Собирая 20 кг сырья, человек спасал одно дерево, получал талон и шёл за книгой. Мальчик был вдохновлён этим, и с друзьями они проявили активность в этом деле.
Возле одного из домов, куда они однажды направились, стояла крышка гроба. Они знали, что накануне в соседней школе умерла девочка по имени Наташа, живущая в этом месте. В тот день, у себя дома, она принимала ванну и в один момент в доме отключили свет. Выходя из ванной, подали напряжение, и Наташа, задев полотенцем оголённый провод, мгновенно скончалась.
Мальчик не хотел идти, но настояли друзья. Каждый, чтобы прогнать страх, погладил крышку. В подъезде им сразу же повезло обнаружить здоровую, готовую к сдаче кипу сырья, спрятанную соседями от посторонних. Видимо, об этих секретных местах советские школьники прекрасно знали, поэтому ребята, не церемонясь, взяли его с собой.
На выходе всё и случилось. Группа людей, похожая на секту, и состоящая лишь из взрослых мужчин и женщин, одетых в чёрное, стояла возле гроба, в котором лежала мёртвая девочка, видимо та самая Наташа. Все держали по свечке и пели что-то не по-русски. Как бы ни разбирало ребят любопытство, чувство, что они совершили преступление, если говорить о взятой макулатуре, было сильнее. Дети пытались покинуть злосчастное место, не привлекая внимания, но им этого не удалось и, когда их заметили, за ними бросились в погоню мужики из той толпы. Мальчику не повезло: остальные, бросив кипу бумаг, кинулись врассыпную, а его поймали и, дрожащего от страха, подвели к сборищу. Из толпы вышла женщина, вероятно мама Наташи, и подошла к нему, выдала большое венгерское яблоко, поцеловала в лоб и стала умолять его приблизиться к трупу, обещая денег, конфет, фруктов. Его лицо наполнилось слезами, на лице стояли ужас и непонимание происходящего. К просьбам и мольбам присоединились остальные женщины. В какой-то момент мальчика силой прислонил лбом какой-то мужик к девочке и ему ничего не оставалось, как поцеловать куда велено. Так он повторил второй, третий раз, но сектантки его ободрили и далее потребовали повторять за налётчицей. Несколько выражений намертво врезались в память мальчика: «Я могла дочь породить, я могу от всех бед пособить», «яко битва орла и земли». Затем выдали два колечка: одно велели надеть на палец мёртвой, а второе на свой. Далее, не выпуская руки мальчика, всё сборище село в автобус, направившийся на кладбище. По дороге с него взяли честное пионерское, что он будет молчать и не признается никому об увиденном. На месте, когда гроб опустили в землю, первый ком бросила мать, второй мальчик. Далее они все вернулись к тому злополучному дому. Мальчику вернули портфель, набитый какими-то бумажками и платками, вручили авоську фруктов и бумажку в десять рублей. За первым поворотом он выкинул всё содержимое портфеля, а в будущем на десять рублей накупил книг про животных и монгольские марки.
Понятное дело, что из памяти это не вытрясти. Страшно подумать, как ему жилось в дальнейшем с таким грузом в душе. А эта девочка посещала его во снах. Её слова:
- Не хочешь меня больше видеть — я уйду, но ты будешь очень жалеть, потому что я люблю тебя.
Сны, вероятно, тоже часть этой тропы. По его словам, ему много кто приходил во снах, но не ответы на тайны Вселенной, как Менделееву, а люди, умершие. Например, в детстве, в школе, в его классе умер одноклассник. День траура, все скорбят и поминают погибшего, а мальчик и говорит:
- Мне он приснился сегодня и сказал, что ему хорошо.
Из всего этого и вырос его интерес к краеведению и некрополистике. Вырос и сам мальчик, превратившись в учёного. Но как учёный, он был мало известен, максимум местным газетам, куда он отправлял свои труды, да и жил очень скромно. Точнее, гораздо скромнее, чем любой другой современный обыватель: в двухкомнатной квартире с родителями. За то знания в любимом деле у него расширились. Будущий учёный окончил филологический факультет, где на кафедре германской и кельтской филологии писал диссертацию. Позже саму же кельтологию и преподавал. Планировал выпустить книгу, для чего начал активно изучать кладбища своей необъятной родины. По подсчётам, он изучил 750 кладбищ. Также регулярно выступал с лекциями, оказывал помощь в поисках могил родственников.
В придачу, он владеет тринадцатью языками и обладает библиотекой в шестьдесят тысяч томов у себя дома.
Обычно человек глубоких познаний страдает от одиночества: не то от непонимания окружающими, не то от желания поделиться этими познаниями с кем-то. Учёный не был исключением. В этот период жизни его искренним желанием была дочь. Не просто наследница его талантов, но человек, который мог стать таким близким, таким любимым. И ему хотелось удочерить девочку, пойти на благородный поступок – подарить хорошую достойную жизнь тому, кто её лишился против своей воли. Мечта так и осталась не исполнимой в реальности, ибо в начале этому воспрепятствовали родители, полагая, что он не справится, однако, увидев желание сына и уверенность в его словах, дали добро, а далее возникли проблемы с органами опеки и попечительства, которые ссылались на его низкую заработную плату. В оправдание учёный говорил, что его не волновал этот вопрос, главное, что он бы действительно смог заботиться, любить и обучать ребёнка, но тщетно.
В один момент он стал участником скандала, который быстро замяли. Теракт в Домодедово, 2004 год. На могилах погибших людей мусульманского вероисповедания он замазывал легкосмываемой краской портреты, чтобы усопшие не видели этого позора, как и завещают исламские традиции. За это на него подали в суд, за осквернение могил, хотя все, кто это сделал, понимали, что в его действиях преступления нет. Это, наверняка, было что-то из личной ненависти к нему. 
Всё началось в мае 2003 года. Произошла очередная ссора с родителями, причиной которой стал отказ родителей на благословение удочерения сыном. На эти слова учёный заявил, что будет заниматься чёрной магией и входить в контакт с душами умерших детей, будет мумифицировать их тела и хранить дома. Это же было полностью проигнорировано родителями. Расстроившись, учёный пошёл гулять по местному кладбищу, чтобы успокоиться. Там же он обнаружил неприметную могилу девочки и решил её раскопать. Для этого он воспользовался стамеской, которой копал у изголовья до гроба и ею же его и вскрыл. Останки были в плохом состоянии, покрыты личинами мясных мух и сильно разложены. На девочке были белая юбка, чёрная юбка, белые колготки и туфли. Учёный решил её мумифицировать. Он перенёс тело в отдалённый угол кладбища и закопал его в пустую могилу. Для этого сложного процесса нужны сода и соль в разных пропорциях. Всё нужное он приобрёл в магазине, а на помойке нашёл старые капроновые чулки, из которых сделал мешочки, куда насыпал вещества, и привязал их к останкам. Людям, обращавших на него внимания, говорил, что кормит птиц. Спустя пару месяцев, учёный обернул останки в принесённую одежду и перенёс их в квартиру, где долго и упорно занимался восстановлением и созданием мумии. Этому процессу он обучался около двадцати лет: изучал теорию, технологию мумификации по всем доступным книгам, древнеегипетскую письменность и даже в Москву ехал, чтобы знать гораздо больше.
И это превратилось в его дело жизни, вместе с краеведением и некрополистикой. Он находил могилы умерших девушек и девочек, спал на них, чтобы войти в контакт, подразумевая под этим приходят ли души умерших к нему во снах или нет, а потом выкапывал и дома помещал их останки в самодельные куклы в человеческий рост. Видавшие эти творения у него дома ни о чём не догадывались, ни родители, ни посторонние. Последние говорили какие это красивые куклы, что это настоящее искусство. Для них учёный покупал разнообразную одежду, а также ему удалось избавиться от запаха. Единственное, что смущало мать, так это почему сын разговаривает с ними, называет их по имени, одевает, ухаживает. Он не игрался, а общался, находил язык с умершими: разговаривал, включал мультфильмы или песенки, либо исполнял сам, что знает, ел с ними. У них были лидер и антилидер, собственная иерархия, собственный язык, праздники. По его словам, он старался не навредить, обращаться с ними очень бережно, ласково, как с настоящими живыми детям, даже бранными словами не ругался при них. Учёный и не скрывал, что это была чёрная магия, всё по заветам.
И в один день учёного арестовали. К нему в дом пришли следователи и эксперты по подозрению в похищении и разорении нескольких могил на местных кладбищах. Ими и были обнаружены тела. В ходе расследования, в грудной клетке каждой мумии было обнаружено нечто особенное: плюшевые сердца, мыло, колготки, личные вещи умерших. В одном теле обнаружено высушенное сердце, принадлежавшее ребёнку. Сотрудников в большей степени поразили музыкальные шкатулки внутри тел, срабатывавшие от прикосновения и разносившие звук по всей комнате.
Из интервью с его родителями общественность узнала о всём вышеописанном. Сам учёный спокойно и рассудительно объяснялся и перед журналистами, и перед судом, о том, как он всё это сотворил и зачем. Основной причиной, которую он озвучил – это жалость и сочувствие к умершим детям. Его знаний должно было хватить на сохранение и восстановление останков, чтобы в будущем, благодаря технологиям, этих девочек удалось клонировать и тем самым вернуть к жизни. Он прекрасно осознавал, что нарушает закон и поэтому делал всё аккуратно и незаметно, чтобы родственники ни о чём не догадались. Он не мог совладать с собой, не мог игнорировать тот факт, что не бывает смерти в таком возрасте. Родители похоронили дочь и забыли о ней, лишь раз в полгода навещая её, значит им её останки не нужны.
Суд освободил учёного от уголовной ответственности, но направил на принудительное психиатрическое лечение на полгода, с чем сторона обвинения согласилась и отказалась обжаловать приговор. И с тех пор каждые полгода срок продлевается. Он наверняка и сам не осознаёт происходящего. Его содержат в суровых условиях, пичкают лекарствами, от которых он агонизирует. Хотя, наверное, даже этого он не чувствует: его знания улетучиваются, а сам он переходит в стадию овоща, т.е. состояние, при котором человек просто существует.
Для многих вышеописанное стало неопровержимым доказательством в психическом расстройстве пациента. Даже сегодня, в день, когда я это пишу, его так и не оправдали. И ведь большая часть населения не ведает: одни, не зная контекста, присоединятся к обидчикам, другие проигнорируют. И лишь меньшинство будет пытаться оказать помощь если не ему, то его семье, на которую он, сам того не осознавая, навёл порчу, ибо окружающие из-за позора отвернулись от них. А полноценно пересмотреть дело вряд ли кто решиться.
Непонятно, почему для современного человека мёртвое тело и прилежащий к нему мир мёртвых до сих пор такие далёкие вещи, которых он всеми силами сторонится. Хотя официально во всём мире этот вопрос ставит и изучает и наука, и искусство.
В Чехии есть Костница в Седлеце или Костёл Всех Святых, находящийся в городе Кутна. Это церковь, интерьер которой полностью создан из человеческих костей, и ей на сегодняшний день насчитывается около 150 лет. И эти 150 лет она признана официальной достопримечательностью этой чудесной страны. Хотя, если история не врёт, ранее на той земле находилось кладбище, обрётшее известность, благодаря аббату Герману цистерцианского монастыря в Седлеце, который принёс земли с Голгофы и рассыпал её по нему. Для каждого считалось великой честью быть захороненным там. С течением времени кладбище исчезло, на его месте появился готический собор с усыпальницей. Затем монастырь закрылся по распоряжению императора и был выкуплен семьёй Шварценбергов. В 1870 году они наняли резчика по дереву Франтишека Ринта для того, чтобы он привёл в порядок груду сложенных костей. Результаты его работы доступны сегодня каждому. Или, например, передвижная выставка «Мир тела», организованная немецким учёным Гюнтером Фон Хагенсом, особенность которой в том, что на всеобщее обозрение выставлены человеческие тела или иные останки, прошедшие особую обработку, обеспечивающую их длительную сохранность. Хотя некоторые СМИ обвиняли учёного в нечеловеческом отношении к мёртвым, в ответ на что тот привёл факт: люди, чьи тела выставлены, и их родственники сами завещали их ему во имя науки. Да как минимум в России, в центре расположен труп, за сохранностью которого следит государство, но до сих пор ведутся споры о правильности данных действий. Речь идёт не о кощунстве и надругательстве над умершими, а об их телах и отношении к ним как государства или церкви, так и того человека, о котором идёт речь – никто не думает о чём-то грязном, странном и непотребном. Некоторые люди не могут выкинуть старые вещи и, кто-то их чинит, иными словами возвращает к жизни, если те сломаны, но в этом ведь есть что-то иррациональное. И есть ещё более условные вещи, вроде воспоминаний, чувств, сил, вложенных в них, что и делает эти вещи живыми, а тут… Возможно он совершал действие, которое опередило время. Учёные в Средневековье также подвергались гонениям за то, чему мы, т.е. весь мир сегодня благодарен. Возможно сегодня мир просто к этому не готов и не может пересилить себя, своё учение по отношению к мёртвым, включается, так сказать, блок, а всё, что этому препятствует – репрессируется. Или хотя бы жалко человека, которого одолели чувства, толкающие не только его, но и нас на поступки, порою идущие вразрез с общественным мнением. Речь идёт об одиночестве, любви, скорби. Он был связан с миром мёртвых гораздо сильнее, чем любой из нас, он не боялся, не забывал о том, что смерть – это новый этап в жизни человека: его душа покидает тело, оставляя оное миру, который может, даже игнорируя прижизненные просьбы, обходиться с ним, как угодно. Тут разница в том, кто это делает: государство или один случайный человек.
Я не призываю всех и каждого простить, но понять. Понять мотивы; понять, что подвигло человека на действия, даже на такие радикальные; понять, что мы все живём в XXI-ом цивилизованном веке, где стало понятно, что не существует ни полноценного добра, ни полноценного зла в природе, как такового, что мир не делится на чёрное и белое.
«Есть люди, которые мыслят клипами, и люди, которые мыслят фильмами. Клип – это когда человек слышит: «Он делал куклы из тел мёртвых девочек», и он начинает буксовать в этом клипе, и ему не вырваться за его рамки. А фильм – это когда человек помимо этого шокирующего фрагмента видит контекст».