Судьба

Анна Богословская
     У каждого из нас существует то незабываемое место на земле и то время, в которое хотелось бы не раз перенестись на протяжении всей жизни. Для меня таким удивительным местом являются Карпаты, а время, в котором хотелось бы оказаться - конец восьмидесятых годов прошлого столетия. СССР еще представлял собой единое государство и была возможность посетить прекрасные места дружественной Украины. Мой туристический маршрут брал начало в поселке городского типа Воловец, где и собралась наша группа, набранная по всей стране, для длительного похода через Первал с рюкзаками за спиной. Мы прибыли в Воловец на турбазу Плай поздно вечером, а наутро вышли в горы.
     Начало похода через Перевал было для многих крайне тяжелым, в том числе и для меня. Было очень физически тяжело мне, неподготовленной к длительным походам москвичке, нести на себе неподъемный рюкзак, набитый различными консервами, в первую очередь тушенкой, и другими продуктами, которые должны были понадобиться в горах, где не было населенных пунктов. Даже стоять с неимоверно тяжелым рюкзаком было тяжело, не то что идти в гору. Признаюсь, я плелась в самом конце группы и часто делала незапланированные остановки, отставая таким образом от общей массы туристов. Но - мир не без добрый людей! - сопровождавший нас гуцул Вано, который замыкал группу и следил за тем, чтобы никто не отставал, присоединился к моему неспешному ритму восхождения и начал всячески меня поддерживать. Часть продуктов Вано, сжалившись надо мной, переложил из моего рюкзака в свой, тем самым значительно облегчив мою ношу. Но продолжать идти мне все равно было непросто, так как первые несколько километров дались мне особенно нелегко, и тогда Вано вытащил из моего рюкзака большую бутылку с уксусом и оставил ее под деревом, сказав, что запомнил это место, и когда-нибудь заберет оттуда бутылку.
И тогда я наконец расправила плечи и смогла обратить внимание на то, что творилось вокруг. Солнце сияло на ослепительно-голубом небе, но было не жарко, потому что живописная туристическая тропа шла через лес: огромные сосны окружали нас, упираясь своими верхушками в нарядное небо, небольшие елочки росли группками у их оснований; когда кончался лес, дорога шла через небольшие холмы, заросшие цветами и травой чуть не по пояс. Воздух вокруг был первозданно чист и свеж, и на душе от всей этой красоты и новизны вдруг сделалось необыкновенно легко. Под одной из елочек Вано нашел огромный белый гриб, на удивление, совершенно не червивый, и долго потешался надо мной, почему же он, а не я увидела этот гриб - ведь я шла первой. Мы шли теперь в своем темпе, далеко отстав от всей остальной группы, но проводник сказал, что отлично знает эти места, и никакого страха, что мы вдруг можем заблудиться, у меня не было. Я попросила Вано еще раз показать мне гриб, чтобы им полюбоваться, но он заявил, что гриба уже и в помине нет, так как он его съел. Наверное, это была шутка, но я и в самом деле не видела, чтобы Вано убирал гриб в свой рюкзак. О чем только не разговаривали мы с ним! Он расспрашивал меня о московской жизни, много рассказывал мне о тех местах, которые мы проходили. Подъем в горы вообще не ощущался, только вокруг все более заливисто пели птицы, иногда даже выскакивая у нас из-под ног. К вечеру мы примкнули к группе, которая уже прибыла на место стоянки. Как завершился первый день похода, я уже и не вспомню. Помню только, что, приготовив нехитрую еду на костре и поужинав, все мы без проволочки отправились спать, так как были неимоверно вымотаны.
     Так шли мы еще несколько дней, пока не достигли высшей точки нашего похода - заброшенного горного поселения в несколько домов, неподалеку от которого находилась одноэтажная постройка наподобие сарая, разделенная на две половины - мужскую и женскую. Вход в обе половины был завешен дырявыми одеялами вместо дверей, на полу лежали полусырые маты - вместо кроватей. От всего этого зрелища многие буквально пришли в ужас, но застывшие в надвигающихся сумерках горы, запах влажной травы, поднимавшийся от земли туман - все это напоминало волшебную сказку, которая поневоле завораживала. В тот вечер наша группа, поужинав, не спешила расходиться: кто-то начал петь у костра, кто-то смеялся и рассказывал забавные случаи из жизни. На огонек подошли двое-трое гуцулов из села, подсели к нашим проводникам, Вано и Петро. И все же вскоре усталость дала о себе знать, да кроме того, назавтра предстояла заключительная часть похода, и наша теплая компания разошлась. С другими девушками нашей группы мы вошли в женскую половину сарая, отведенного для ночлега, рухнули на полусырые маты и, укрывшись чем попало, заснули. Сколько времени прошло, час или два, а может, и полночи, не знаю, но в кромешной тьме вдруг проснулась я оттого, что кто-то громким шепотом звал меня:
    - Аня! Аня!
    - Кто это? Я сплю..
    - Это я, Вано. Выйди, есть к тебе разговор.
    - Я никуда не пойду, я сплю.
    - Выйди, ничего не бойся. Я проводник, я головой отвечаю за тебя. Выйди...
    
Боязно мне было выходить, но кто-то из девушек проснулся и недовольно сказал мне:
    - Да выйди ты к нему, спать мешаете!

Впотьмах я нащупала только один резиновый сапог, другой куда-то запропастился. Кое-как, боясь разбудить спавших на полу и все же невольно натыкаясь на них, добралась я до занавешенного одеялом выхода. Светила луна. Вано был, как мне показалось, немного навеселе. Я с опаской взглянула на него, стараясь понять, чего он от меня хочет.
     - Пойдем со мной. Один человек хочет с тобой поговорить.
     - Что за человек? Я никого не знаю, я никуда не пойду.
     - Да не бойся! С тобой ничего не случится. Пойдем, здесь недалеко.

Любопытство вязло верх над осторожностью, и я пошла следом за Вано. Обогнув место, где вечером был разложен костер, Вано повел меня в какому-то небольшому пригорку, бывшему неподалеку. И вдруг - я глазам своим не поверила! - на этом пригорке возник темноволосый, с усами, мужчина в белом пиджаке и брюках.Особенно неожиданно выглядел этот белый костюм на фоне сгустившихся сумерек, потушенного костра, покосившегося сарая. Но как ни в чем не бывало бывало Вано сказал:
     - Это мой друг Иван. Он хочет поговорить с тобой.
     - О чем? Я его никогда не видела!
     - Нет, ты видела его, когда спускалась набрать воды к ручью. Ты ему очень понравилась. Вы поговорите, я буду здесь, недалеко. Ничего не бойся.

Вано ушел, мы остались вдвоем с Иваном. Уже и не помню, как начался наш с ним разговор, но не прошло и десяти минут, как Иван сделал мне предложение. Он говорил о том, что осенью, после сенокоса приедет в Москву и попросит у родителей моей руки. Говорил, что зимой в Карпатах нечего делать, и жить зимой мы будем у меня в Москве, а весной и летом - у него в Карпатах. Все это было похоже на сон и смешно, но во мне уже тогда была сильна тяга к приключениям, и я продолжала слушать Ивана. Он был, на удивление, хорошо воспитан, носил очки и выглядел вполне интеллигентным человеком. Если бы мы встретились с ним при других обстоятельствах, возможно, я и отнеслась бы к нему более серьезно. Но здесь, при свете луны, в горах, с одним сапогом на правой ноге, все происходившее я воспринимала как забавную и рискованную авантюру. Иван проводил меня до моей девичьей горницы, завешенной рваным одеялом, и - улучив нужный момент - я в один миг проскользнула внутрь, бесшумно миновала спавших на полу девчонок и оказалась в своем углу на мате. Смех душил меня, Иван несколько раз позвал меня снаружи, но я затаилась. Через какое-то время он ушел, а я сразу заснула. Слишком длинным и утомительным был мой день.

     В ту ночь так и не удалось хорошо выспаться, потому что на следующее утро нас всех подняли очень рано. Предстоял заключительный этап похода - спуск с гор и прибытие в Мукачево. Что-то изменилось в моем восторженном восприятии всего вокруг, а может, просто накопилась усталость. Почти пустой уже рюкзак все равно показался неподъемным, болели плечи от натерших ремней, ноги были как ватные. С самого утра жарило солнце, было душно - наверное, собирался дождь, который так и не пошел в течение дня. Спускаться было не так интересно, как подниматься, и я с особенной неохотой замыкала группу. Вано в этот раз не было рядом, он куда-то исчез, но вместо него ко мне присоединились две москвички из нашей группы. Надо сказать, что мы были единственными москвичками среди туристов,  если не считать трех друзей-москвичей - бывших воинов-афганцев. Среди женщин были в нашей группе спортсменки из Украины, две подруги из Подмосковья, еще одна женщина постарше из Хабаровска с подростком хулиганистого вида. Все женщины нашей группы, как оказалось, ежегодно ходили в походы, для меня же с Таней и Надей - так звали москвичек - это был первый в жизни поход. Мы стали сильно отставать от остальных, и Петро недовольно сказал, что мы рискуем совсем отстать и заблудиться. А когда мы попросили дополнительную стоянку, Петро отказал, сказав, что группа не уложится по времени - до темноты надо добраться до Мукачева.

     Что было делать? Идти наряду со всеми было невмоготу. И вдруг - о чудо! - мы обратили внимание на то, что наша туристическая тропа идет вдоль неизвестно откуда взявшейся проезжей части. Не помню уж точно, кому именно из нас троих пришла в голову мысль дождаться попутной машины и, заплатив водителю, доехать до Мукачева. Недовольный Петро посоветовал нам ехать сразу в Москву, но мы не стали с ним спорить, приняв решение отделиться от остальных туристов, так как идти дальше в таком темпе было невозможно. Немного передохнув, мы втроем спустились на шоссе и стали ждать попутную машину. Но на заброшенной дороге не было вообще никакого движения. Посидев на рюкзаках, мы начали продвигаться в нужном направлении, но в течение часов трех мимо не проехало ни одной машины. Только откуда ни возьмись на другой стороне дороги возникла фигура пастуха, пасшего овец, в длинном, до пола, плаще и резиновых сапогах, который вначале диву дался, увидев нас, а потом
стал подавать нам недвусмысленные знаки. Утешением в этой ситуации было лишь   то, что нас трое. В ускоренном темпе стали мы передвигаться по шоссе и оторвались, наконец, от шедшей за нами фигуры. Лес понемногу расступался, наш путь был залит лучами солнца, и мы с надеждой вглядывались в даль дороги. Откуда ни возьмись вдруг послышался звук мотора - кто-то ехал впереди по шоссе. Из-за поворота появились белые жигули, ехавшие в противоположном нам направлении. Мы остановили машину. Водитель был очень удивлен увидеть нас на пустой дороге:
     - Куда вам?
     - В Мукачево. Мы туристы.
     - Вы идете не той дороге, так вам туда не добраться. Да и времени уже четыре часа дня, вам лучше сесть на автобус. Километрах в трех будет другая дорога, перпендикулярная этой. Сверните на нее, через полчаса примерно дойдете до остановки. И побыстрее - в шесть часов последний автобус на Мукачево.
    
     Поблагодарив водителя жигулей, мы поспешили к заветной остановке. И правда, как только мы добрались до нее, показался автобус. Мы были единственными, кто сел в него в том месте. Никогда в жизни простой старенький автобус не казался мне таким комфортабельным, как этот, и я ощутила себя в нем просто королевой. Никто из нас даже не смотрел на довольно живописную дорогу, по которой ехали, настолько здорово было удобно расположиться на сиденьях, положив рядом надоевший рюкзак. Мои спутницы шутили и смеялись, у нас троих было приподнятое настроение. Единственное, что  нас беспокоило - это то, как по приезде в Мукачево мы доберемся до нашей туристической базы. Но проблема эта вскоре была благополучно разрешена.
Прошло около часа, и мы въехали в Мукачево и в тот же момент обратили внимание на идущих по одному вдоль проезжей части туристов с рюкзаками за спиной. Приглядевшись, мы узнали в одном из них Володю-афганца из нашей группы, а следом за ним узнали и всех остальных и несказанно обрадовались. Уставшие и взмыленные, все наши не слишком обрадовались, когда увидели нас троих, с улыбкой выходивших из автобуса. Всю группу разместили по корпусам на туристической базе и, обустроившись, мы тут же легли отдохнуть и мигом заснули.
А вечером был ужин и дискотека, на которую пошли все, несмотря на усталость.


     Следующий день запомнился экскурсией по Мукачеву и поездкой в Ужгород. Незабываемое впечатление произвел на меня небольшой уютный городок близ границы с извилистой речкой под названием Уж. Помню, рядом с мостом через речку был рынок, где торговали приехавшие поляки. Чего только у них не было! Я с восторгом купила у одной польки дефицитную у нас косметику - синюю тушь и необыкновенную светло-розовую помаду, о которых в Москве не осмеливалась и мечтать. Довольных и немного уставших привезли нас обратно на турбазу к вечеру.
 
     Поездка наша заканчивалась, и на следующий день нас отправляли автобусом назад в Воловец, откуда самостоятельно мы должны были добраться до Львова и уехать поездом в Москву. После всего того, что мы успели увидеть, скучной и неинтересной показалась нам турбаза в Мукачеве. На автобусах привезли новые туристические группы, всех вновь прибывших расселили, и вечером после ужина воцарилась тишина: дискотеки в тот день не было. Мы с женской половиной группы обошли территорию турбазы, было душно, пыльно и скучно. Вечер опускался на корпуса, но он не нес долгожданной прохлады, как  в горах. От нечего делать расположились мы на скамейках перед служебными постройками в самом дальнем углу турбазы. Прошло какое-то время, и мы уже собрались расходиться по своим номерам, как вдруг из полумрака показалась фигура мужчины средних лет, невысокого роста. Приблизившись к нам, он спросил:
    - Скучаете, девушки? Откуда будете?
    - Москва....
    - Хабаровск...
    - Днепропетровск...

    - А я местный, сегодня привез туристов из Ивано-Франковска.
Хотите, я вам погадаю? - неожиданно предложил он.
     - Да ну, тоже предсказатель нашелся! - сказал кто-то из наших - Мы лучше спать пойдем.
Три девушки встали и ушли:
    - Чего его слушать-то, он пьяный!
    - Не пьяный я, мне нельзя: завтра группу обратно везу. Так, от скуки чуть выпил. А за гадание ничего не возьму - для своего интереса гадаю. Люди говорят - у них все сбывается. Ну, кому судьбу рассказать?

    Делать все равно было совершенно нечего, и я согласилась погадать.
     - Но вы мне сначала прошлое скажите, а уж потом будущее, - сказала я, а водитель подсел ко мне и взял мою руку, заглядывая в глаза.
     - Ну и прошлое у тебя было! Сурово жизнь с тобой обошлась, - начал он и потом вполголоса описал такие детали моей жизни, что я была поражена.
     - Что же будет дальше? - поинтересовалась я, - Ничего хорошего?
     - А дальше у тебя все будет хорошо, - сказал он, в полумраке ощупывая линии моей руки.
     - Неужели?
     - Да, ты вернешься в Москву и выйдешь замуж.
     - Я не хочу выходить замуж за того, кто мне предлагает!
     - Это будет другой человек, которого ты еще не знаешь. Ты познакомишься с ним и очень скоро выйдешь замуж и заживешь счастливо. Тебя повысят в должности, у тебя будут дети.
     - А потом?
     - Ты будешь жить за границей, но вернешься оттуда.
     - А потом, а потом? - спрашивала я с недоверием.
     - А потом у тебя все будет хорошо, - сказал он и, хотя я чувствовала, что ему есть еще много чего мне сказать, замолчал и перестал пристально всматриваться в мое лицо и держать за руку. После некоторой паузы он спросил у остальных:
     - Кому еще погадать?
Одна из наших девушек согласилась, и водитель подсел к ней и взял ее руку. Ее звали Людмила, она была из Подмосковья. Что говорил ей этот человек, никто  не слышал, но она осталась не слишком довольной его гаданием, они даже о чем-то поспорили. После Людмилы больше никто  не захотел узнавать свою судьбу, и через некоторое время все мы разошлись. Следующим утром автобус увез нас далеко от того места, и все эти забавные случаи со сватовством в горах и гаданием в Мукачеве стали понемногу забываться.

     Вернувшись в Москву, я погрузилась в привычное течение жизни, с той лишь разницей, что теперь у меня были две привезенные из похода подруги, Надя и Таня. Мы часто собирались вместе, и Татьяна играла на гитаре и пела, как в походе. Были вокруг нас и молодые люди - в общем, было весело. Но уже в начале сентября я случайно познакомилась с человеком, который сильно отличался от всех наших легкомысленных знакомых. Почти с самого начала знакомства возникли большой интерес и симпатия друг к другу, и не прошло и нескольких месяцев, как я вышла за него замуж.
     Семейная жизнь моя складывалась на редкость благополучно, и я даже не помню, чтобы у нас были какие-то сложности с притиркой  характеров, настолько органично  муж вписался в мою семью. Шло время, на работе обещали повышение в должности. В общем, все шло своим чередом, как вдруг однажды вечером, в начале весны,  в  квартире раздался необычный телефонный звонок:
     - Аня, это Людмила, мы вместе ходили в поход в Карпаты. Помнишь меня?
     - Да, помню, здравствуй!
     - Как твои дела?
     - У меня все хорошо.
     - Хотела тебя спросить, ты вышла замуж?
     - Да, вышла.
     - Значит, тебе тот водитель все правильно тогда в Мукачеве сказал?
Я вспомнила о гадании в Мукачеве и с удивлением сказала:
     - Да, верно. Сама удивляюсь, но все сбылось.
И тут Людмила рассказала мне свою историю. В тот день, когда она вернулась из Карпат, от нее ушел муж. Собрал вечером вещи и ушел к другой женщине. Люда с мужем вместе работали в одной бригаде на скорой помощи, он врачом, она - медсестрой. Больше работать на скорой с бывшим мужем она не смогла, и вскоре уволилась. После пережитого потрясения серьезно заболела и некоторое время вообще не могла работать, и если бы не помощь матери, ей бы пришлось совсем тяжко. Но все же она нашла в себе силы все поменять в жизни, и через какое-то время вышла работать на завод, встала к конвейеру. Она  была подавленной и несчастной, и один молодой парень, работавший мастером в цеху, стал помогать ей по работе, а потом и ухаживать за ней. Сергей полюбил ее и сделал ей предложение. Летом она выходит за него замуж, он собирается удочерить ее пятилетнюю дочку. Но что было совершенно невообразимо, все эти подробности ее частной жизни рассказал ей в Мукачеве, разглядывая линии руки, немного пьяный водитель, имени которого мы так и не спросили!
     - Люда, я рада, что теперь у тебя все хорошо, - сказала я.
     - А ты не собираешься поехать туда опять в этом году?
     - Да нет, у нас с мужем другие планы.
     - А то давай поедем туда вместе за компанию?
     - Зачем?
     - Я собираюсь найти его, кажется, его зовут Володя, и спросить, что будет у меня дальше. Он сказал мне, что у меня будет трое детей, а это меня не устраивает, ведь на мужчин нельзя положиться! Ну, двое - это еще куда бы ни шло, но трое! Я не хочу...
     В ответ на это я только рассмеялась.

     Много лет прошло с тех пор, и я не знаю, как сложилась дальнейшая судьба Людмилы. Мы потерялись, да ведь и подругами-то мы не были. Уж слишком проста и бесхитростна она была, даже во время похода я удивлялась, какой это врач мог жениться на совершенно простой, без образования, женщине из Подмосковья, далеко не красавице.
     Моя собственная судьба также сложилась непросто, и безмятежно счастливыми были лишь первые восемь лет брака. Судьба приготовила всем нам непредвиденные сложности: перестройку и распад СССР, нищету и головокружительное богатство, свалившееся на голову некоторым, и немногие семьи выдержали сокрушительный удар неспокойного времени. Жизнь много пообещала, так ничего и не дав, не оправдав надежд многих на долгожданную свободу, и, наверное, именно поэтому мне хочется порой возвратиться в далекие 80-е- самое начало 90-х годов - то время, когда у большинства была так сильна надежда на перемены к лучшему.
И, окажись я вдруг хоть на миг в августе 1989 года в Мукачеве, я без сомнения, отыскала бы этого Володю или Колю, с такой точностью нагадавшего нам с Людмилой судьбу, и задала бы тот вопрос, который волнует сегодня каждого:
     - Что же будет со страной и всеми нами? А потом? А потом?