Это загадочное слово раствор

Людмила Стржижовская
      
 Эту нелепую и трогательную  историю из моего школьного детства  я не раз  рассказывала  своим детям и друзьям, чтобы их повеселить .Повторю и вам. Улыбнитесь.
      ….Дело было в начале пятидесятых прошлого века. В конце лета в нашем  дворе шёл активный ремонт стен дома, обветшавших за годы войны. Рабочие высыпАли в огромную тележку какое-то серое –пресерое вещество, от которого поднималась пыль, потом заливали эту штуковину водой и долго мешали палкой. Нам с девочками было любопытно, что это такое они делают, и рабочий объяснил, что это цементный раствор, которым  укрепляются  стены дома. Я запомнила. Мне нравилось, как рабочие ловко кидали  широкой лопаткой этот раствор на трещины дома и ровненько его размазывали. Трещины исчезали на глазах. Получалось красиво, «а дом, благодаря раствору, - думала я, - тоже становится красивым.» Так оно и было.

     Вскоре наступило Первое сентября, и в наш 6-й «В»  пришла новая учительница математики - этакая высокая, носатая и громкоголосая тётка, не лишенная чувства юмора. Он выражался в её бесконечных весёлых издевательствах над теми, кто не способен был одним махом решить задачу или произнести легко и с разгона  слово Параллелограмм, не говоря о Параллелепипеде.. Однажды на уроке геометрии она, взяв в руки огромный деревянный циркуль, объявила, что мы сегодня будем учиться  делить острый угол пополам с помощью биссектрисы , которую нужно еще было получить этим самым циркулем.
    - Берем произвольный раствор циркуля, -  весело объявила учительница, вонзив одну ножку циркуля в вершину нарисованного мелом угла  и начала какие-то действия на доске. Весь класс внимал. И все девочки, которых она потом вызывала, ловко с помощью «произвольного раствора» делили угол пополам. Я же находилась в абсолютном ступоре. Я слышала только слово РАСТВОР! Где раствор? Какой раствор?  Это слово вызывало у меня только одну картинку: перед моими глазами возникала тележка с цементом и рабочий, кидающий серую массу цементного раствора  на стену дома.. А здесь? О каком растворе идёт речь? Я ничего не понимала. Катастрофически!!

     И когда  меня на очередном уроке геометрии  вызвали к доске, я честно вышла, но стояла  молча и  не шевелясь  с циркулем в руке, беспомощно глядя учительнице в глаза. Разумеется, получила двойку под жизнерадостный издевательский комментарий  математички:
   - Ну что? Не хочешь нам открыть секрет, как делить угол?
        Я была бы рада раскрыть ей все секреты, но не понимала, где мне взять этот раствор.
 На следующий день история повторилась. Наша громогласная носатая математичка дико веселилась, вызывая меня к доске:
     - Петрова! Ну может сегодня расскажешь нам, как делить угол пополам?
     Но я не могла рассказать. Я не понимала, почему, произнося это слово, у всех всё получается, а я такая бестолковая?  И стеснялась попросить помощи у своих подруг. Угнетало еще и то, что меня на пионерском сборе выбрали звеньевой, а такое  положение обязывало учиться только на хорошо и отлично,  а тут… двойки сыпались, как из ведра. Я была в абсолютной прострации.

        Получив за своё партизанское молчание у доски третью двойку подряд, я сидела дома за папиным письменным столом и плакала от унижения и собственной беспомощности. Нужно сказать, что родители уехали в командировку, оставив нас с братом на бабушку. А она в геометрии понимала еще меньше, чем я. Однако, неожиданно в комнату ворвался мой брат – восьмиклассник  Сашка, который почему-то  оказался дома, хоть мы с ним учились в разные смены  и , удивительное дело, обратил внимание на мои горькие слёзы.
     - Чего ревёшь? – поинтересовался брат и уселся рядом со мной, громко двинув стулом. Я всхлипывая  рассказала. Сашка громко заржал. Потом взял мою козью ножку, раздвинул её на произвольную ширину и весело объяснил:
     -  Дура! Смотри! Раздвигаешь, то есть РАСТВОРЯЕШЬ циркуль на любую ширину и всё в порядке!

 И братик, оставив меня в абсолютном онемении от простоты решаемой проблемы, быстро куда-то смотался. Так я впервые на своей шкуре познакомилась с филологическими понятиями омофон и омограф, когда слова одинаково пишутся и произносятся, но имеют разное значение. О, великий и могучий!…
      Больше у меня проблем с математикой в том году не было. Более того, экзамены за шестой класс , в которые входила и математика, я сдала на одни пятёрки.