Скорочтение, клиповое мышление и... литература

Кузьмена-Яновская
Помнится, в годах 90-х чуть ли не во всех газетах рекламировались курсы быстрочтения.
Быть может, для кого-то эта наука представлялась жизненно необходимой; мало ли кому приходилось перелопачивать горы текстовых материалов в поисках нужной информации в архивах или каких-либо канцеляриях.

Однако сдаётся мне, что ныне настали такие времена, когда впору разворачивать
оглобли в обратную сторону и объявлять набор на курсы неторопливого, внимательного,
вдумчивого чтения. Потому как народ, приобщившийся в своё время к навыкам беглого чтения, оказался неприспособленным к восприятию не просто абы какого текста, но... литературы.

Тем самым современный человек обедняет свой внутренний мир до такой степени, что воспринимать жизнь реальную сквозь призму собственного мышления никаких навыков
у него не имеется.

Настало время полчищ социофобов, не способных не то чтобы разобраться в подводных течениях человеческого общения и понимания окружающего мира, но разучившихся
мыслить и чувствовать самостоятельно - без каких-либо ориентиров рабски-бездумного подражания, без примеров разного рода кумиров, без указаний каких бы то ни было
гуру...

Люди перестали воспринимать и понимать самих себя, свою собственную душу, не говоря уж о понимании других. Практически всё нынешнее общение свелось к примитивному
обмену фотками, смайликами, лайками-дизлайками и видеокартинками...

Как тут понять и почувствовать душу собеседника?
Разве быстрочтение и мелькание перед глазами примитивной информации поможет
проникнуть в суть того, что содержится в строчках и между строк?

Восприятие человеком окружающего мира, как внешнего так и внутреннего, требует не навыков мгновенного схватывания глазами того, что лежит на поверхности, но
неторопливого и вдумчивого вчитывания в написанное, чтобы суметь разгадать символы души, скрывающейся под завесой слов.

К тому же нынче, как выясняется, и мышление у людей какое-то клиповое. При котором человек воспринимает окружающий мир как набор фрагментарных, разрозненных, мало связанных между собой картинок. Что-то наподобие комиксов, которые когда-то были придуманы для малограмотных людей.

Сам термин "клиповое мышление" появился в 90-х годах и первоначально означал способности человека воспринимать мир через короткие яркие картинки и информационные обрывки теленовостей или видеоклипов.

Слово "clip" переводится с английского как фрагмент текста, вырезка из газеты,
отрывок из видео или фильма.

Мир обладателя клипового мышления превращается в калейдоскоп разрозненных обрывков информации, постоянно сменяющихся сообщений, требующих новых цепляющих заголовков, усиливающих желание слушать новую музыку, наблюдать новые ролики, "чатиться", редактировать фотографии и т.п.

Человек с клиповым мышлением теряет способность долго концентрироваться на
информации и что-либо анализировать.

В результате люди становятся податливыми к манипуляциям и разного рода влиянию.
Краткость рекламной продукции становится основной пищей для умов с клиповым мышлением. А так как в любой рекламе акцент делается на эмоции, человек теряет здравый смысл, способность логически мыслить и анализировать.

Помимо прочего, ежедневно поглощаемые людьми с телеэкранов и каналов на YouTube жестокость и насилие, незаметно ослабляют чувствительность в отношении переживаний других людей - чувство сопереживания постепенно атрофируется.

Клиповое мышление отличается сиюминутностью восприятия и кратковременностью
реакции. Человек с таким мышлением не способен воспринимать прочитанный текст
после одной-двух страниц; внимание его рассеивается и появляется желание найти себе другое занятие.

Для борьбы с издержками клипового мышления специалисты советуют читать классиков.
Их произведения приучают мозг анализировать и логически мыслить.
В отличие от телевидения и кинематографа, где восприятием зрителя управляют, при
чтении художественной литературы человек создаёт образы самостоятельно.
Однако для обладателя клипового мышления чтение вообще выдаётся довольно сложным делом.

Конечно,куда проще "потреблять" фильмы, сериалы и музыкальные клипы, которые дают уже готовые решения и образы, а если точнее, то лишь их иллюзию. Ведь куда проще взывать к "низшим" чувствам людей, не сомневаясь, что это наверняка будет бездумно
проглочено, подобно тому, как пропихиваются в мозг потенциального покупателя со сформировавшимся клиповым мышлением рекламные ролики.

Таким образом, отворачивая человека от собственного творчества, подменяя способность образно и логически мыслить на часто абсурдные стереотипы - примитивные,
низкопробные, опошленные, не будоражащие ум стремлением к самостоятельной работе,
но зато готовые к мгновенному употреблению... происходит отдаление от Создателя и Творца, от творческого созидания собственного бытия, от духовного развития и
возможности совершенствования души.


" Только в творчестве жизнь".
" Творчество - смысл жизни и тайна жизни".      (Стефан Цвейг)


" Мыслить - значит испытывать желание создавать мир".  (Альбер Камю)


" Величие человека - в его способности мыслить".  (Блез Паскаль)


" В виде печатного слова мысль стала долговечной, как никогда: она крылата,
неуловима, неистребима, она сливается с воздухом... Она превращается в стаю
птиц, разлетающихся на все четыре стороны, и занимает все точки во времени
и пространстве".  (Виктор Гюго)


" Слово - выражение мысли и может служить соединению и разделению людей, поэтому нужно с осторожностью обращаться с ним".      (Лев Толстой)


" Постоянный труд, без коего нет истинно великого, является необходимым условием художественного творчества".      (Александр Пушкин)



Читать, постигая сердцем и умом слова, строки и главное - между строк...

Такое умение на курсах быстрочтения вряд ли получится приобрести. По всей вероятности, этому можно научиться лишь самостоятельно читая книги умных и талантливых авторов, вживаясь в их чувства и мысли, соотнося, сопоставляя со своими собственными - своей жизнью, своей судьбой.

Не секрет, что и в школе программные вещи по литературе ученики не читают вовсе, довольствуясь кратким содержанием и поверхностными комментариями в интернете.
"А зачем забивать голову всякой ерундой?! - восклицают они.
И отбрасывая от себя классиков, именно и забивают свои головы разного рода мусором,
ибо не приучены потреблять духовную пищу, без которой невозможно жить душе. Зато
привыкли отравлять себя всякой бездуховной гадостью; к тому же и напрягаться особо
не надо - легко глотается, даже пережевывать не требуется, никаких особых заморочек. Беспроблемно и вроде бы где-то приятно.

Отравить себя, свою душу так просто...
И не понять потом, отчего же ей, бедолаге, погано так, отчего же она мучается?
Отчего жизнь бросает и вкось и вкривь? Отчего всё лучшее, что заложено в тебе,
никому не нужно, в том числе и тебе самому?
А требуется почему-то всё не то, всё что душе неугодно?
Или, может, всё нескладно так, потому что душа духовно бедна, опустошена?
Или, может, наоборот - природой много дано, да цели и потребности не те?
Не ввысь устремлена душа, а опускается, может быть, до животного уровня?
Где уж тут разобраться в таких сложных вопросах с клиповым-то мышлением?!.

**********************

Ученые из Университета в Ливерпуле провели исследование, чтобы определить книги, положительно воздействующие на мозговую активность. И установили, что работу мозга улучшает чтение не мотивационных и психологических книг, а классики.
О результатах исследования сообщила британская газета Daily Mail.

Руководитель группы исследователей Филипп Дэвис, утверждает, что именно
классическая литература "высвобождает эмоции и воображение". К положительно
влияющим на работу мозга книгам отнесли произведения Льва Толстого, Чарльза
Диккенса, Джейн Остин и других классиков.
Прочие книги не дают подобного эффекта, поскольку при их чтении задействуются
только базовые навыки мозга.
"Вы просто ищете информацию и делаете это быстро; это очень просто и происходит
почти автоматически. А чтение художественной литературы подразумевает более
сложные процессы, и мозг начинает работать. Человек вовлекается в происходящее: включается его воображение и задействуются эмоции", - пояснил Дэвис.

В связи с этим британские медики рекомендуют людям, страдающим депрессией,
читать классическую литературу, потому что чтение художественной литературы
требует от человека больших умственных усилий, а это очень полезно для его
общего состояния.


**********************

Опрос фонда "Общественное мнение" показал, что Россия перестала быть самой
читающей страной. 44% наших граждан за год вообще ни разу не открывали книгу. Действительно, молодое поколение сегодня всё чаще отдаёт предпочтение просмотру
фильмов и аудиокнигам, давно позабыв, о том, что значит держать в руках
печатное издание.

**********************

Оксфордские учёные, исследовали работу головного мозга человека в процессе чтения.
Идея подобного исследования принадлежит специалисту по классическому английскому
языку Натали Филлипс (Natalie Phillips), которая задалась целью выяснить
истинное значение литературы. Её интересовало, возможно ли как-то оценить
ощутимую пользу для человека в чтении, помимо непосредственного получения
знаний и связанных с конкретным произведением культурных и гуманитарных
аспектов.

В процессе эксперимента учёные поместили участников исследования в камеру
аппарата МРТ и попросили их почитать главу из романа Джейн Остин "Парк
Мэнсфилд", текст которой проецировался на монитор внутри камеры.
Участникам эксперимента было предложено делать это двумя способами: как если
бы они читали ради удовольствия, а также критически анализируя текст, как это
делается перед сдачей экзамена.
Аппарат МРТ позволил учёным наблюдать циркуляцию крови в мозге человека
в процессе чтения, и то, что они обнаружили, поразило их.

Выяснилось, что при переходе от чтения для удовольствия к критическому
восприятию информации, в мозгу человека происходит резкая смена видов
нервной деятельности и характера кровообращения. В зависимости от способа
прочтения книги, человеческий организм задействует разные механизмы,
позволяющие тренировать познавательные способности мозга.

При этом каждый вид неврологической нагрузки несёт свою пользу человеческому
мозгу, являясь как бы управлением для него. При чтении кровь поступает в те
области мозга, которые находятся вне зон, отвечающих за управление, и доходит
до участков, связанных со способностями к концентрации и познанию.

Таким образом, учёные доказали, что при чтении включается эффект "погружения"
в книгу, когда человек мысленно представляет себя на месте героя, то есть в мозгу начинают функционировать те области, которые в другое время не бывают
задействованы. Стоит отметить, что подобный эффект не возникает при просмотре телевизора или в процессе компьютерной игры.

Специалисты советуют хотя бы два часа в день выделить на чтение хорошей
литературы, потому что прочитанная книга всегда лучше просмотренного фильма.
Причина кроется в том, что чтение не ограничивает человеческую фантазию.
Именно поэтому, как правило, поставленный по книге фильм не соответствует
ожиданиям зрителей, нарисовавших в своём воображении совсем другие образы.

************************

По мнению учёных из Йельского университета, чтение художественной литературы
благотворно сказывается на внутреннем мире человека и даже способно продлить
жизнь.
О работе специалистов говорится в статье, опубликованной на сайте Popular Science.

По мнению экспертов, чтобы восстановить душевное равновесие и увеличить продолжительность жизни, достаточно потратить тридцать минут за чтением
хорошей литературы. Кроме того, любовь к чтению поможет снизить риск
развития ряда заболеваний, в том числе инфаркта и инсульта.
При этом наибольшего эффекта можно добиться, если заниматься чтением на
свежем воздухе.

"Мы посвятили нашим исследованиям двадцать лет.
В результате можем посоветовать людям больше читать. Если проводить за книгой
двести минут в неделю, то можно не только повысить свой уровень знаний и
грамотности, но и защитить себя от депрессии и других болезней", - рассказали специалисты Йельского университета.

**********************