Что значит жить

Галина Храбрая
 Галина Храбрая

 «ЧТО ЗНАЧИТ ЖИТЬ»

 В нашем понимании – жить, это иметь, прежде всего, здоровье! Затем уже дом,
 семью, родину, профессию, денежный достаток и уважение людей… стоп!
 Уважение, можно иметь и безо всего, вышеперечисленного, не так ли?

 Что нужно сделать такого, дабы снискать уважение людей к своей персоне?
 Многие делают добрые дела, делясь тем, что у них есть в избытке… снова, стоп!
 Вот, именно, в избытке! Последним не делится из нас почти никто, а надо бы
 «по закону тайги» последнее хотя бы не съедать, как мы с сыном делаем, 
 есть у нас с ним такой уговор, тайный…

 Произошёл, как-то со мной один случай, даже два, о которых я ниже вам поведаю,
 когда последняя порция не съеденного мною борща, сослужила мне Божескую услугу!

 Слово «православные», я тут даже не пишу. Русские люди – в виду истории
 их праотцев, сами по себе отродясь все уже православные. Если не православный,
 значит, не русский, ну, раз так БОГ Сам повелел, значит, так тому и быть.

 Доподлинно известно, что мы, полностью не ведая о Житие наших Русских Святых,
 часто по зову совести, поступаем так же, как и они. Это нам наши доблестные
 предки оставили, такой духовно развитый генофонд, из которого мы черпаем нашу
 русскую доблесть!

 Тогда в те годы о великой старице блаженной Ксеньюшке Петербуржской
 я духом не ведала, и слухом не слыхивала, но во многом часто поступала,
 так же, как и она, оттого и зовём мы наших русских подвижников, не иначе,
 как соотечественник, или соотечественница:

 На дворе стояли последние 80-ми десятые и начинались лихие 90-е годы! Вернее,
 самая голодная расхристанная середина их позорного десятилетия… люди успели
 к тому времени уже, как следует наголодаться! Да и что, в самом деле, такое
 творится? Ни война, ни блокада, а жратвы в магазинах нет!

 Раз осадного положения в Стране Советов не объявлено, значит, нет и программы
 на людской голод. Ум её не осознаёт, не считывает, не впитывает, и не принимает…

 Трудно стало народу справляться с постоянно возникающим вопросом,
 засевшим у него в мозгах: «как им жить дальше?».

 Я решила, раз нет нигде никакой достойной работы для меня, кроме как официанткой
 в грузинском ресторане «Кавказ» – стану писать стихи, и, чтобы не ронять себя,
 не терять времени даром, уединилась на маминой заводской дачке в лесу…

 Зимой я коротала время в своей двухкомнатной квартире на восьмом этаже,
 находясь в постоянном полуголодном состоянии. Днём, гуляя с собакой,
 делала пейзажные наброски и поэтические зарисовки, как вдохновенно-лирические,
 так и духовно-просветительские, даже философские, что крепко держало меня
 в морально-этических нравственных рамках.

 Слава БОГУ, что ни на городской свалке, а в городском, пусть наполовину
 вырубленном лесу, я сидела и сочиняла свои будущие стихи, те, что вы читаете
 сейчас, да-да, слагались они ещё тогда прямо на больших, сваленных буреломом
 берёзах (как выяснилось, именно, тогда я отморозила себе тазобедренные суставы)
 в ожидании красного лета.

 Как только поспевала клубника у мамы в огороде, я уезжала в Подмосковную Верею.
 Там было, примерно, то же самое. Тот же холод осенью в нетопленной фанерной дачке
 из-за отсутствия печки. И тот же «смешанный» неухоженный, весь заросший вдоль
 и поперёк, запущенный, как наша страна, грязный лес.

 Домик мамин постоянно перекашивало из-за болотистой почвы, он посезонно «играл»
 туда-сюда-обратно: окна и входные двери в нём толком не закрывались, за то
 я ловила там, каждое озарение, коснувшееся моей пламенной души, переплавляя его
 в Святое Поэтическое Слово, ни на минуту не забывая о том, ЧТО БОГ ЕСТЬ СЛОВО. 

 Каждый звук моего молодого неунывающего сердца я ловила с жадностью и впитывала,
 как мамина сухая грядка в июльский зной. Главное, надежда у меня была впереди!

 Все до единого озарения, выливавшиеся в поэтические произведения, я фиксировала
 сначала на листке тетрадной бумаги, потом обрабатывала, редактировала, вносила
 нужные правки, необходимые дополнения, сортировала, как рыбак, деля драгоценный
 улов, и затем уже начинала набирать текст, печатая его на машинке! Это был для
 меня самый, что ни на есть, торжественный момент в творческой мастерской! Таким
 образом, я спасала себя от многих искушений, унижений, даже уничтожений, того
 смутного и проверочного для всех времени, а вы как думали? Эпоха уходила навсегда…

 Не только сама я претерпевала всяческие мучения, лишения, поношения и голод.
 Многие люди, жившие подле меня, имели, порой, даже более страшные истории,
 приводившие их к состоянию потери совести, упадку духа, расстройству психики,
 совершению преступлений, воровству, клевете и сокрушению человеческой воли…

 Как теперь, так и тогда у меня было много интересных встреч с разными людьми,
 когда почти каждый раскрывал мне свои душевные тайны, иногда они выглядели,
 как обычные рассказы, взятые из простой обыденной жизни. Во все истории
 я старалась глубоко вникать, запоминая их, дабы по происшествию лет,
 сесть за письменный стол, проанализировав их в достойной манере.

 Однажды, на заре моего начинания, мне сделали веское замечание, что стихи свои
 надобно печатать, и «от руки» больше не читать! Тогда будет разборчиво виден
 весь столбик, да и под копирку можно сделать несколько экземпляров, для того
 чтобы людям раздавать:

 Кто тебя издаст? Подумай? Никто! Вон, каких маститых и титулованных затёрли,
 а так сама, кому захочешь – тому и дашь, или целому сообществу молодых пиитов
 раздаришь, старшие люди прочтут! Опять же, передадут из рук в руки другим…

 Одна 14-летняя девушка из нашего городка, которой сильно понравились мои первые
 стихи о неразделённой любви, подсунула мне свою маму – молодую разведёнку,
 та служила машинисткой при штабе ПВО, и была на хорошем счету в закрытом
 военном гарнизоне.

 Тамара Васильевна – так звали изысканную особу – величественную штабную
 гранд даму – повелела мне прибыть к ней домой в один из обеденных перерывов,
 с условием, если стихи мои ей понравятся – она станет печать их на казённой
 бумаге, под качественную швейцарскую копирку, к тому же, на немецкой машинке,
 а это почти книга, короче, меня ждал заведомый успех!

 Я пришла по условленному адресу. Позвонила. Мне никто не открыл, хотя дверь
 была отперта. Меня явно тут ждали, но сама машинистка на пороге не появилась,
 так как находилась в сортире.

 Она гордо, будто на троне, не теряя ни чести, ни достоинства, ни самообладания,
 сидела на точке, как влитая и, услышав моё «здравствуйте!», властно произнесла:

 — Рукопись мне дай сюда быстрее, у нас с тобой мало времени – всего «один час»,
 а сидеть я буду тут постоянно – давно страдаю запорами – еды-то никакой нет,
 сама понимаешь, время, какое, кишечнику не объяснишь! Подойди, не стесняйся,
 я буду прямо здесь читать: запаха-то ещё нет, так что заходи, из меня ещё
 ничего не вышло…

 Я подошла, протянула Тамаре Васильевне рукопись и села подле в сторонке:

 — Угу! Хорошо пишешь! Сиськощипательно! Это всё? Ладно. Я буду тебя печатать!
 В 3-х экземплярах! Бесплатно! Денег с тебя не возьму. Поэзия – это удовольствие
 для меня. Только начну после диссертации одного молодого специалиста:
 через две недели, милости просим, приходи ко мне также в обед…

 — Понятно. Встречаться будем исключительно подле унитаза, я правильно вас поняла?
 Хорошо. Приду. Я не гордая, но к этому времени стихов у меня будет на два
 порядка больше, как вы поняли, запорами я не страдаю, потому стихи вылетают
 быстро, как из пушки!

 — Обиделась! Я так и знала! Могу послать тебя сейчас на три буквы, мне есть,
 чем заработать себе на хлеб с маслом, но не стану, ибо сама спровоцировала тебя
 на такое обращение. Дело в том, что мой муж меня давно бросил. Нашу с ним общую
 дочь, ту, которая тебя сюда привела, я воспитала сама, в то время как он
 воспитывал чужую. Она по возрасту, как и наша с ним общая! Так вот, его
 избранницу я прокляла. Та вскоре заболела и умерла от рака. Я почему-то уверена
 была, что он сразу вернётся ко мне, но он не вернулся! Говорит, что дело
 ни в ней, и ни в падчерице, которую он стал опекать, а во мне, что я для него,
 «хуже атомной войны». Из-за этого я обозлилась на весь белый свет и стала прямо
 как немецкая овчарка на всех кидаться без видимой причины, порой, готова всех
 поубивать, а стихи твои, Галя, для меня станут утешением. Ты на меня внимания
 не обращай. Я не была раньше такой…

 — Была! Потому муж вас и бросил! Раньше ещё хуже была. Только сейчас исправляться
 начинаете, иначе жить дальше будет вам невмоготу и ещё: в церковь нашу я вас
 повезу, хорош тут в коридоре с женатыми офицеришками обтираться, дочке пример
 паскудный подавать, как на мужиков вешаться.

 — Ой, да ладно! Они сами на меня лезут, прямо из штанов выпрыгивают!
 — Неправда это. Они приходят рукопись свою забрать и денежки за работу заплатить,
 а вы, вместо того, чтобы им чаю предложить – передок заштопанный подставляете.

 — Да откуда ты знаешь, что он зашит у меня?
 — Оттуда! Мы поэты ещё и не о том знаем. Обмануть нас невозможно, кого обманули –
 тот убит на дуэли у Чёрной речки, или в отеле «Англетер» задушен…

 Мне пришлось осадить её, вот и резанула я ей по глазам, как она себя вела,
 не понравилось мне. Чопорная. Сухарь-баба с холодными голубыми глазами, как
 у эсэсовки, ей только людей пытать. Как с такой зазнайкой стихами заниматься,
 где выпотрошенная душа моя вся перед ней на листке чёрным по белому представлена?

 Короче, поставила я на ней крест, но дочка её, тем не менее, вскоре напомнила
 мне, что мама освободилась и, как ни в чём не бывало, ждёт меня стихи печатать.
 Делать нечего, собралась я и пошла к ней прямо как на эшафот: это ей стихи чужие
 почитать – «в кайф», а для меня мои стихи – «Голгофа», адский труд и вечное
 служение Господу. Сама на себя удивляюсь, почему я не отказалась тогда и пошла?

 Открываю дверь, а она в коридоре стоит, обжимается с «молоденьким рекрутом».
 У того губы стали аж бордовые от её засосов, он смущается, а она всё прижимает
 его к грудям, не отпускает, смокчет, глокчет, чтобы жена увидела. Входная дверь
 специально полуприоткрыта, чтобы привлечь внимание любопытных соседок!

 Думаю, ничего, теперь он к ней больше не придёт, работа по защите диссертации
 завершена, я же, в свою очередь, отвлеку её, но не любовными романами, как она
 ожидает, а православными стихами, ей такие, небось, читать ещё не приходилось!

 Сели печатать. Я должна была ей диктовать. Таково было её условие. Она часто
 делала перекуры, скулила как побитая собака, затем пила чёрный горький кофе
 из-за безденежья и полного отсутствия сахара, и постоянно говорила о себе.
 Работали на кухне, где стоял сигаретный дым, запах кофейных зёрен и сочный
 бабский мат-перемат.

 У неё были все виноваты. Она одна лишь права во всём, словно святая. Воистину
 о блаженной Ксеньюшке Петербуржской, у которой в 26 лет отроду злая судьба
 своровала мужа, затащив его в сырую могилу, Тамара Васильевна точно не знала,
 а то пристыдилась бы, наверняка:

 — Значит так, Тамара Васильевна, давайте с вами условимся сразу, слово «БОГ»
 мы везде печатаем только большими буквами. И поменьше ставим точек. Точка
 в поэзии – это почти тупик, крайний метод бездыханной версии чувственного
 лиризма. Для точки в стихах нужно веское обоснование. Лучше выразить восторг
 (!), или удивление (?), можно поставить многоточие (…) главное, побольше тире
 (—) и запятых (,,,).
 — Ой, да ты десять раз ещё всё переменишь. Стихи печатаются для правок,
 добавок, реконструкций, домыслов, дедукций и т д.

 — Нет, дорогая моя, и не убеждайте, слово «БОГ» я с маленькой буквы никогда
 не напишу. Вы меня не слышите, потому что говорите только о себе, так нельзя,
 так вы съедите саму себя заживо вместе с потрохами. Всех людей обижают, причём
 незаслуженно, пусть вы даже и не виноваты, надо примириться с судьбой.

 — Разве это справедливо, что тебя не печатают, а всяких там выскочек издают?
 Кто их станет читать? — уводила она ловко разговор в сторону.
 — Если меня напечатать – я сильно возгоржусь, душе своей, причинив непоправимый
 вред. Всем и так понятен уровень моего поэтического мастерства вместе с долей
 литературного таланта. Им же – фифочкам этим, ничего не грозит, ни овации,
 ни излишняя похвальба, ни море цветов, ни слава, пусть даже незаслуженная.
 Они и так все напрочь испорчены. За то для неискушённых авторов, буквально,
 живущих в этой сфере, важен «пример непадения нравов». И это, заметьте, отнюдь
 не воспитательный процесс! Это христианский подвиг, не выпячиваться. Вот вы,
 позвольте вас спросить, Святое Писание давно в руках держали? Или всё больше
 офицерские погоны, что пришиты ниже пояса, измеряли взором своим вожделенным?

 — Муж меня бросил, сказала же! Я теперь свободная птица!
 — Свободная, от чего? От сумасшествия, растления юнцов «малолетних», греха,
 блуда, подлости, или от собственной совести, что гложет душу по ночам и вам
 никак уснуть не даёт? Вы, тётенька, небось, полагаете, что у вас гормональный
 сбой? Напрасно тешите себя самообольщением! Скажу вам напрямик, мадам, вы явно
 не в себе, и пребываете в полном заблуждение! Это у вас духовный сбой!

 — А врач мне ничего этого не говорил!
 — Жено, а вы, крещёная? Отвечайте! Видимо, вам другой доктор надобен!

 — Священник, что ли? Так я живая пока! И потом рано меня ещё отпевать:
 на тот свет мы все успеем, туда лучше не торопиться, все там будем!
 — Священник! Он самый! Крестик нательный, почему не носите? Брезгуете?
 Или он вам в сиси ваши роскошные впивается, врезаясь, словно пуля вражеского
 неприятеля? Молчите? А я знала, что заставлю вас замолчать! У вас нет ответа.
 Вы пребываете в агонии, как муха перед гибельным кошмаром. Разве это жизнь?
 
 — Хватит воспитывать меня! Родители мои уж померли давно…
 — А жаль! Ремня бы врезать вам не помешало! Отца и мать,
 когда в последний раз поминали?

 — Так, они в Тамбове на кладбище лежат… сказала же, померли!
 — Главный помин – Божий храм! В субботу со мной поедем, в Покровскую церковь,
 она украшает моё родное село Перхушково, что стоит в 33 км от Белорусского
 вокзала, по обе стороны, в пяти метрах от кромки Можайского шоссе, по которому
 фрица пленного гнали. Заодно к отцу моему Николаю Александровичу Ганину зайдём
 на погост, дата его скоропостижной кончины очередная подступает, аккурат,
 на Неделю Русских Святых выпадает…

 Приехали. Тамара Васильевна, надев крестик и платочек, поплакала, уходя,
 оставив на краю кладбищенского памятника две огромных шоколадных конфеты
 в разных пёстрых обвёртках: одну маме, вторую папе, решив передать их
 через моего покойного отца, осуществив, таким образом, свой дочерний помин:

 — Это хорошо, что сберегла ты их и не съела, — переходя на ты, сказала я
 впервые одобрительно, — небось офицерики молодые угостили, детишкам своим
 гостинчик не донеся? В церкви, Тамарочка, съестное надобно оставлять!
 Мы же только что оттуда. Там батюшка с матушкой в трапезной съедят,
 а тут одни синие алкаши да крикливые чёрные вороны…
 — Господи! Неужто и у них тоже еды в приходе нет?

 — Ты совсем обалдела, мать! У нас во всех храмах место даже специальное
 для приношений со свечным столиком отведено, куда провиант для поминовения
 умерших сродников ставить подобает, «канун» называется: муку, крупы, масло
 растительное, сахар – всё люди для помина приносят. Отец мой «Шпроты» обожал
 при жизни, я их приношу, в знак уважения и памяти! Сырки плавленые,
 опять же Красное вино ему передаю, а бабушке Оле кладу апельсинку!
 — Что, правда, в церковь как в магазин, идти надобно с едой?

 — Как в больницу, ещё скажи! Запомни: сердце не камень. Его своевременно лечить
 надо. Оно болезное трепетности трогательной от нас жаждет, а ни подлости
 и отмщения. Ты же не самоубийца, отчего не вникаешь в дела Русского Православия?
 Вроде, грамотная женщина, учёная, не старая ещё, а ведёшь себя, как безумная…
 — Я из верующей семьи буду!

 — Отчего поступаешь тогда, как неверующая? Только неверующие Господа БОГА
 не боятся: разлучницу свою, зачем прокляла? Надо было задуматься, отчего муж
 тебя бросил, так ты возгордилась, пускаясь во все тяжкие, дочку свою подлости
 научила, она гулящая у тебя стала, её с негром недавно видели, соседи аж очумели.
 — Меня, верно, бес попутал!

 Смотрю, «Тома выходи из дома», кажется, всей душой к вере «прониклась».
 Душа её потихоньку стала оттаивать, она даже сникла вся, скукожилась и согнулась,
 осознав своё несоответствие. Возможно, её сковал стыд, раз она впервые замолчала.

 На обратном пути, глядя на мир глазами кающейся грешницы, с мольбой и тоской
 в зрачке по неверно прожитой жизни, она смотрела в узкое, полуоткрытое смотровое
 окошко нашего с мужем отечественного автомобиля ЖИГУЛИ, словно заново родившись,
 остепенившись и очеловечившись, а то была прямая, как жердь болотная!

 Мир Божий ей только открывался, и настолько, насколько сама она ему открывалась
 по мере своего просветления. Подобное я видела не в первой. Был у меня уже опыт!

 Так вот, решила она поучаствовать в моей творческой жизни и протолкнуть меня
 в высшие поэтические круги, за счёт своих «армейских подруг», состоявших при
 властьимущих военных мужьях! Прямо-таки целью задалась меня пропихнуть в ЦДЛ.
 Тогда это было весьма затруднительно, но штабная машинистка убеждена была в том,
 что я достойная кандидатура, тогда же работало вовсю существовавшее установленное
 правило: два авторских сборника в печати – и ты Член Союза Писателей России!

 Испекла она роскошный пирог «в рост человека», заведомо зная, что все клюнут
 на него и точно придут, пригласив на чай закадычных подруг, чтобы лично им
 представить меня.

 Среди её «девчонок» была жена командира части, жена замполита, а также главбух
 санатория при Доме Литераторов России, где подъедались многие именитые
 голодранцы застойной эпохи, тогда как прославленные толстосумы сытно сидели
 по госдачам в Переделкино со своими отпрысками, жёнами, тёщами, докторами,
 садовниками, поварихами, и их отменным нажористым меню. Многим из них теперь
 смело можно пожелать ни «многая лета», а сказать: «мир вашему праху»…

 Я пришла и диву далась, какие разные были подружки у моей машинистки!
 Сословия все прямо на лицо. По оттенку кожи было видно, кто, что кушает из них
 на завтрак и даже на обед, а также что выпивает за ужином! Ну, и ну!
 Вот те бабушка и Юрьев день! Не иначе, «Красотки кабаре», правда, бывшие…

 Оказывается, леди из российской глубинки, выскочившие замуж за военных,
 рьяно занимались спиритизмом от излишеств, загнивающего от скуки аристократизма.

 Раньше в большей степени, нежели теперь, пока их полуразгульные, в меру деловые
 военные мужья, знавшие о мистическом досуге своих верноподданных жён, принимали
 у себя в кабинетах и на госдачах столичное начальство с целью очередной годовой  проверки.

 Теперь и те, и другие физически сильно сдали, многие попросту постарели,
 остудив искренний пыл, а также напрочь снизив интерес ко всему прочему в мире.
 
 У многих появились долгожданные внуки, оттого, умерив встречи с обеих сторон,
 даже обычные безобидные посиделки в значительной степени явно поредели.
 Вдобавок от чрезмерности сытой жизни, зашалила печень, начало скакать,
 как Лошадь Пржевальского, артериальное давление, сердце, как Австралийское
 кенгуру, стало резко подпрыгивать вверх и работать с перебоями…

 Состояние такого порядка, как правило, никем не изучается, оно либо принимается,
 либо отвергается, зачастую до поры до времени скрывается, утаивается, насколько
 это представляется возможным, жизнь тянется в одиночестве, но тут встреча была
 неизбежной, и тётки все повылезали из укрытий, дабы подпитаться и омолодиться!

 Когда я вошла, шестеро из присутствующих дам читали мои стихи,
 они сидели довольно давно, пили чай и наслаждались духовной поэзией.
 Всем до единой, понравился мой откровенно выраженный стиль:

 Сколько мчусь я над своею жизнью –
 Столько вижу, что закат мой ближе!
 Расстаюсь с такою грешной мыслью,
 Как лицо твоё во тьме увижу…

 И ещё белее свет мне белый,
 Близость редкая надорвано желанней:
 Отчего в объятьях ты не смелый?
 Оттого, что взор твой всё обманней…

  Где найти такую силу воли –
  Разогнать иллюзии создание?       
  Отчего вселились в душу боли,
  Мучит сердце тяжкое страдание?

  Тянут нити из души, что в цвете,
  Полотно соткут и им накроют,
  Умирать не хочется в расцвете,
  Но, я чую, мне могилу роют!          

  Помоги же, Ангел мой Хранитель,
  Вечно существующим Заветом!
  И, от всех страданий, Избавитель,
  Озари Таинственным Советом!

  Я хочу, когда Весна, рождаясь,
  Зажигает Радости Очаг,
  Убедиться, что не наслаждаясь,
  Погибает мой последний враг!

  Не хочу запретных наслаждений,
  Что приводят в гибельный приют,
  Не хочу страдать от наваждений
  И от страха, что меня убьют!

 Со слезами радости на глазах дамы перечитывали стихи по нескольку раз,
 потом они по-своему благословили меня (без наложения крестного знамения)
 и вскоре «кого надо» из поэтов отловили – «поднатаскали», те меня в ЦДЛ
 с радостью приняли, и в последствие, об этом не пожалели!

 Стала я по столице каждый вечер разъезжать! Что вы, что вы!
 Дома меня просто не застанешь! Я в дороге, я в пути! А тут застали,
 только прикатила я из очередного рандеву, ногой переступила через порог
 родного дома, вдруг слышу, городской телефон разрывается:

 — Алло! Галина! В чём стоишь, в том ко мне и летишь! Мы все собрались,
 нас уже всех приняли, ты одна осталась…
 — А что случилось-то, Васильевна, к чему такая спешка?

 — Как, ты разве не знаешь? Баба Катя из Молдавии прикатила!
 — А-а! Хорошо хоть ни тётя Соня из Одессы! Уже бегу…

 Пришла. Везде стоял полумрак. Разделась в коридоре, прошла в детскую.
 Там шло массовое гадание, сродни психозу, весьма примитивное на обычных
 колодных игральных картах! Баба Катя была в чести – все её предсказания сбывались:

 — Что привело тебя ко мне, моя королева?
 — Про мать узнать, про мужа, ну, и про себя!

 — И про мать расскажу, и про мужа, а вот про себя, ты сама всё знаешь!
 Ты мне конкретный вопрос задавай, карты всю правду скажут, даже если я утаю…
 — Скажите мне прямо, я настоящая поэтесса или дутая? Все меня повсюду хвалят!

 — Настоящая ты во всём, так не бывает, что в чём-то настоящая, а в чём-то нет.
 За что ни возьмёшься, всё у тебя получится, всё настоящее будет. Ничего не бойся!
 БОГ с тобой повсюду рядом неотступно пребывает, где бы ты ни была, ты ЕМУ всегда
 интересна, куда бы ты не пошла и не поспешила, привлекая к себе ЕГО внимание!
 Оттого люди тянутся к тебе, возможно, их тоже рядом с тобой Господь увидит.
 — Спасибо на добром слове! Вот, вам зарплата ваша… получите!

 Прошло много времени с тех пор, как мы впервые увиделись с бабой Катей
 из Молдавии, и вот наступил последний год двадцатого столетия. Я преуспела
 на своём духовном поприще, разматерела, многого добилась, издала 5 поэтических
 сборников, сняла авторский видеофильм об Иисусе Христе, собрав многих учеников
 и последователей…

 Слышу звонок в дверь. Открываю. Вижу, мама дорогая, стоит, как ни в чём
 не бывало, без сучка и без задоринки, наша честная гадалка – баба Катя
 прямо из самой Молдавии, только постаревшая на 10 лет:

 — Здравствуй, Галина! Вот, пришла к тебе, прости, никто из знакомых не принял.
 К последней пришла, не хотела зря тревожить. Мне, знаешь, скольким тут обязаны?
 Все в преданности клялись, да нынче отреклись! Я прямо с поезда, внуков проведать
 приехала. Представляешь, четверо их у меня! Стучала-стучала в дверь, никто
 не открывает! Кто в яслях, кто в детсаду, двое в школе на продлёнке, сынок
 на службе, сноха в смене. Раньше они соседям ключи оставляли для меня, а нынче
 позабыли, или правду люди в письме написали, что развелись они, вот я сразу же
 и прикатила: мирить их буду!
 — Да ты проходи в дом, располагайся, баба Катя, чего в дверях-то голосить,
 соседи соберутся сейчас… всем гадать придётся!

 — Ой, мне бы душ принять, да поесть чего, а ещё пока мои все к вечеру соберутся,
 поспать часок, другой, разрешишь у тебя в доме? Не прогоняй только!
 — Разумеется! Держи полотенце, моя дорогая. Могу и спинку потереть, тут тебе
 и тапочки новые ни разу неодёванные найдутся, забери себе, если подойдут,
 авось пригодятся, да ещё, смотри, юбка есть с блузкой, одна мне коротковата,
 другая тесновата, ночнушка «хэбэшная», на, бери, тебе в самый раз будет,
 и ещё мой новый сборник стихов впридачу! Дарю!

 — Сначала дай поесть! Умру, душ не приняв… сил нет, как жрать хочется!
 Борщ у тебя есть? А то я вашим кацапским супом не наемся! Хлеба мне белого
 побольше и обязательно компот…
 — Хм, борщ-то есть, а вот компот… давай-ка, я тебе варенье водой разведу
 клубничное мамино, сойдёт?

 Она ела и постепенно светлела, а то совсем была серого цвета в лице:
 я такого ещё не видела, чтобы до обморока доводить пожилых людей.

 Ей было 75 лет. Пришла она тогда к самым богатым в городке людям – директорше
 военторговского магазина «ВСЁ ДЛЯ ЖЕНЩИН», а там её даже на порог не пустили:

 — Приходите к нам в четверг (а был вторник) мы обед сварим и вас пригласим,
 сейчас нам покормить вас нечем, вы понимаете по-русски, нет у нас ничего
 сваренного и приготовленного, заранее надо предупреждать, что вы сюда едете!

 Баба Катя ушла от них не солонохлебавши, она еле-еле добрела до моего дома.
 Слава БОГУ, я не ушла и стояла одетая у самой двери, не успев привязать собаку:

 — Я уверена была в них, что они порядочные люди, — начала она с самого порога, —
 я ведь дочку этой самой директорши от смерти спасла, она потом удачно замуж
 вышла, успешно институт закончила, сына и дочку родила, и вот вам благодарность!
 — Баба Катечка, не переживай, я не прогоню тебя. Ты давай, ложись прямо на мою
 постель, а я пойду часа на два с собакой и с блокнотом в наш лес погуляю,
 ты, моя милая, ляг, поспи! Подарки только потом все забери, не забудь. Я ключи
 с собой возьму, ты лишь дверь входную захлопни, ежели вдруг задержусь в лесу
 на прогулке, или «чумовая рифма в строку мою сумасшедшую войдёт». Тогда скоро
 не приду, и не жди, потому как на поле пойду предзакатное. Мы с тобой потом,
 как-нибудь увидимся, расскажешь, как своих детей, помирить удалось тебе, или нет?

 Баба Катя, бедная, многим сотням людей помогла семьи соединить, а своих,
 как ни старалась, так и не помирила, не соединила родного сына со снохой.
 Разошлись они, как и многие семейные пары, того смутного бандитского времени.
 Правда, она ещё несколько лет подряд приезжала к ним, вернее, к снохе, но та
 не подпускала её даже к внукам. Старушка поджидала их у дома, кого, где удавалось
 прихватить, пихала гостинцы, унижалась, звала в Молдавию к себе в гости на летние
 каникулы – фруктов-овощей поесть, плакала, но уже к 80 годам, я совсем упустила
 её из виду… больше она не приезжала.

 Никто из нас особо не ответит на вопрос «ЧТО ЗНАЧИТ ЖИТЬ», а по мне, так важнее
 всего, уважение людей к себе заслужить! Неужто покормить старушку нечем было
 и впрямь? Не поверю! А я последний борщ свой отдала, с видом, что у меня этого
 борща было видимо, не видимо, и хлеба белого едва молдаванке хватило, как,
 по неписаному «закону тайги» последним провиантом, возможно, я поделилась
 со странницей мира в лице бабы Кати из Молдавии, помня, что с борщом мне
 лучше не шутить!

 Был у меня ещё один подобный случай, с потерявшим свой бордовый свекольный цвет
 от многого кипячения, украинским борщом, забыть захочу, да не получится…

 Когда вернулась я утром из киностудии «Центрнаучфильм», что на «Речном вокзале
 в Москве, где мы работали всю ночь со съёмочной труппой, то после окончания
 съёмок авторского видеофильма «ИИСУС И ЗВЕЗДА», захотелось мне покушать,
 но кроме остатков последней порции борща (сын мне оставил, как водится)
 ничего не было даже в помине, кто бы сготовил, я бы поела!

 Поставив на плиту большую кастрюлю, тяжёлую, с двойным дном и остатками борща,
 я открыла газ на полную мощь в горелке. Вдруг сильный порыв ветра дунул в узкий
 проём стандартной форточки блочного девятиэтажного дома, и рванул тонкий немецкий
 тюль, положив его прямо сверху на кастрюлю: занавеска вспыхнула мгновенно!
 От неё и вся штора кухонная занялась, как я потушила её, уж не припомню.

 Оторопев от ужаса, я не смогла и полслова проронить, как вдруг внутри себя
 слышу угрожающие нотки сатаны:

 — Ну, теперь, держись у меня! Я устрою тебе «цветущую жизнь»! Гореть у меня
 будешь в огне и в пламени! Не будет тебе больше ни покоя, ни радости в жизни,
 ни счастья, ни достатка! За этот фильм я изведу тебя со свету!

 Я высочила на улицу, наскоро привязав собаку, и стала переходить дорогу,
 чтобы укрыться в лесу, и на сваленной берёзе пересидеть нападения злого духа,
 хоть как-то отдышаться там, придти в себя от усталости и недосыпа. Но, увы,
 не получилось! На нас надвигался боксёр с явной угрозой сразиться с моим псом!

 Пришлось решительно встать и направиться к шоссе, что проходило со стороны штаба,
 обогнув лес. Нострик мой стал перебегать дорогу, длинная цепь натянулась,
 и в неё врезалась, появившаяся, откуда ни возьмись иномарка. Окровавленный
 мой пёс едва ни в лепёшку, распластался у неё на капоте.

 Я быстро сняла с себя плащ, завернула в него израненную собаку, решительно
 собираясь тащить её к подъезду. Четверо молодых лейтенанта, тем временем,
 выйдя из машины, стали угрожать мне расправой властей, пугая статьёй, ввиду
 неправильного перехода трассы у генштаба, а также невозможной выплатой денежной
 субсидии за причинённое увечье их новой машине, ибо я сама была, по их мнению,
 виновата:

 — Да вы в своём уме? Каждый из вас теперь должен хоть по разу на мне жениться!
 Вы, как я поняла, спасли меня тем, что у вас скорость на повороте была снижена,
 не так ли? А на спасённой девице – офицер должен жениться! Кто первый изволит?
 — Так, Гена, вызывай патруль! Она ещё и пререкается, сейчас мы арестуем её,
 а пса прикопаем тут же в кювете, доставай сапёрную лопатку из багажника…

 — Наоборот, друзья мои, наоборот! Пса в ветлечебницу отвезите, а меня прикопайте.
 Всё равно ведь убьют! Не жить мне более на белом свете, нет у меня заступника
 на этой земле, только на небе, туда и пойду…
 — Совсем с ума сошла баба! Трёхнулась от горя, видать! Поехали отсюда! Брось её!

 Вот так и живу посреди тишины, в Верейсом лесу прячусь, как видите, живая пока,
 но с тех самых пор бес рогатый-хвостатый проходу мне не даёт, так и гоняется
 за мной повсюду, искушать всё да соблазнять меня пытается, правда, все попытки
 его равны нулю. Зря старается, бедолага. Ох, и не сладко мне, друзья-товарищи,
 порой живётся!

 Дерзнула я снять фильм про Иисуса Христа, мало того, ещё брата своего родного
 Максима Ганина на Главную Роль утвердила! А кто ещё отважится, кроме брата
 единоутробного один крест понести с родной сестрой? Вот мы и тащим его вместе
 аж по сей день, не роняя, ни на один миллиметр, не касаясь им до матушки-земли,
 чего и вам всем искренне желаем совершать, иначе это, братцы мои, ни жизнь!

 Вот, так только и живите, тогда узнаете, ЧТО ЗНАЧИТ ЖИТЬ…