Когда собака начинает подчиняться дрессировщику?

Константин Плосков
При ежедневной дрессировке собак наблюдаешь, как от занятия к занятию, идет постоянное, порой еле заметное, изменение ее поведения.

Вот типичный пример. Отрабатывается посадка собаки во время движения у левой ноги ведущего (на ходу), с последующим отходом дрессировщика от нее и возвращения для продолжения совместного движения.

Вначале, севшая по команде собака, мгновенно вскакивает вслед за шагнувшим вперед дрессировщиком и последний вынужден немедленно вернуться к ней, чтобы вернуть в исходное положение. После нескольких повторов, собака уже не бежит за ним следом, позволяя дрессировщику отойти от себя на два-три шага. Прогресс в этом направлении идет быстро и вскоре, можно отходить от собаки на десяток шагов, не оглядываясь назад. Постепенно, расстояние, на которое отходит дрессировщик от собаки увеличивается до необходимого уровня.

Это типичный пример «приближения» формируемой формы поведения к необходимому критерию.

Но, одновременно с постепенным улучшением формируемого поведения, дрессировщик замечает, как у собаки исчезают все побочные формы двигательной активности. Собака перестает отвлекаться на посторонние звуки, других собак и людей. Становится более спокойной. А ее внимание полностью концентрируется на дрессировщике. Причем эти формы движения всегда исчезают быстро, скачком.

Сегодня такой «сдвиг» я наблюдал в поведении Джесси. Утренняя дрессировка, отрабатываем стандартные задачи. Собака отвлеклась, начав обнюхивать что-то на земле. Я одергиваю ее за поводок, называя кличку: «Джесси!». И замечаю, что лайка мгновенно прекращает обнюхивать землю и смотрит на меня долго и внимательно. Продолжаем работу, и я вдруг вижу перед собой другую собаку. Посаженная или уложенная командой Джесси перестает принюхиваться и оглядываться по сторонам. Сидит или лежит смирно, все внимание сконцентрировав на мне. Резко улучшается выполнение ею всех приемов. Собака вдруг перестает сопротивляться моей воле.

Такой качественный «скачок» в поведении собак я наблюдал не один раз, но всегда это было для меня полной неожиданностью и  заставало врасплох. Вспоминаю, что после наступления этой фазы в обучении, собака становилась «податливой». Исчезала какая-то неуловимая преграда между мной и ею, взаимоотношения наши становились более доверительными. Возникала некая внутренняя «солидарность», «общность» интересов. А учебный процесс ускоряется, становится более комфортным для обоих сторон.

Обычно, такой феномен я наблюдаю у собак в промежутке между двадцатым и тридцатым днем от начала дрессировки. Всегда его жду и радуюсь, когда он наступает.