Л. Балашевич. Фотография вчера и сегодня

Виталий Бердышев
 Фотография Л. Балашевича   

     С рюмкой бренди в левой и мышью в правой руке сижу в карантине и листаю свой фотоархив - поснимать сейчас особенно не выйдешь...  Вот это изображение - результат тестирования программы Adobe Photoshop Elements, которую можно скачать без подписки, а только с разовой оплатой.

     Невольно думаю о том, что на долю нашего, уже уходящего поколения, родившегося в 30-е, выпало много потрясений, в корне менявших стиль нашей жизни - горячие и холодные войны, дурость времён Хрущёва, брежневский застой, распад Союза и т.д. Но всё же самым важным событием, в корне поменявшим весь наш жизненный уклад, стало событие из мира технологий, а не политики - это был переход на цифровые технологии, докатившийся до России в конце 90-х. Я, как страстный любитель фотографии, остро ощутил это, когда в 2000 году купил в Ницце свой первый цифровой Nikon D 100.

     Молодые люди 35 лет и младше даже не представляют сегодня, сколько усилий и денег надо было потратить их родителям, чтобы они сегодня увидели в семейном альбоме изображения их детских лиц! Для этого одного фотоаппарата было мало - надо было регулярно покупать или доставать фотоплёнку, химические реактивы, бачок для проявления плёнки, для печати снимков иметь тёмную комнату с проточной водой, купить увеличитель, лабораторную посуду, градусник, красный фонарь и ванночки, глянцеватель, фотобумагу, да ещё изучить теорию и уметь этим грамотно пользоваться! Сегодня ничего этого не надо! Достаточно иметь пару карт памяти и компьютер или просто снимать на смартфон. В результате получение фотографии стало простым, как помидор, и не требующим никаких знаний и навыков, поскольку процесс полностью автоматизирован. Плюс к этому появилась возможность показывать снимки дистанционно в сети без личного общения.

     Результат: никакие фотокружки в домах пионеров и фотоклубы стали не нужны, получить фотографию стало проще, чем найти желающих её посмотреть, изобилие визуальной информации вызвало утрату интереса к ней. Плюс к тому, Фотошоп позволил делать из полученных снимков всё что угодно вплоть до картины маслом, и они перестали быть документом, чем так гордилась аналоговая фотография - "документ эпохи"! Вы заметили, что при получении документов, удостоверяющих личность, не требуется приносить бумажные фотографии - неизменённый файл направляется теперь прямо из фотографии в полицию!

      Полистайте уроки фотошопа, и вы убедитесь, что все они учат вас только одному - как обмануть зрителя. Противостоять соблазну использовать фотошоп невозможно - и в результате сеть заполнена изображениями пейзажей с усиленными до искр в глазах красками, выглаженными до блеска портретами с яркими губами и бровями, сладкими до тошноты свадебными фотографиями и т.д. Чтобы сохранить свою репутацию, серьёзные журналы требуют даже от фотографов, чтобы на снимках не было ничего другого, кроме того, что они видели в видоискателе во время съёмки!

Так что же в итоге, хорошо стало или плохо? Однозначно неплохо! Просто надо принять это как Божий дар и чётко отделить фотографию от фотографики, в которой полученный снимок используется не для передачи реальности, а для самовыражения фантазий автора. Так что жизнь для фотолюбителя продолжается, и она стала однозначно легче, дешевле и интереснее. Интеллект автора, его чувство меры, его эстетическое чувство, его чувство собственного достоинства и честность перед зрителем стали ещё более важными, чем раньше!