Надежда Николаевна в конце урока попросила остаться несколько учеников, чтоб исправить им двойки по геометрии.
Пока ребята сидели за своими партами и готовились к пересдаче, она просматривала записи в планере по урокам, машинально отмечая в нем нужные моменты. А в голове все прокручивала разговор с матерью.
- Зачем тебе сдалась эта школа. В математике разбираешься, закончила экономический, а работаешь в школе. Зачем тебе нужны эти выродки. Иди в бухгалтеры. Денег будешь больше получать.
Что ей ответить? Она любила свою работу. Да разве мать поймет.
Подошел Лаптев: "Надежда Николаевна, я все сделал" и отдал тетрадь.
- Лаптев, когда сам будешь решать, ведь списано у Семеновой.
- Что Вы, я сам все сделал.
- Да уж, сам. Даже ошибки в предложении такие же. Ладно, иди, три.
Исправили оценки Незнамов, Венин, Лапина. Остался Демов. Что-то корпел над тетрадкой, вздыхал.
Так он может до вечера просидеть. Подошла к нему.
- Давай, Демов, решать вместе. Скажи какую тему сейчас проходим.
- Треугольник.
- Какой треугольник.
- Равнобедренный.
- Не равнобедренный, а равносторонний. Что можешь сказать про него?
Замолчал. Тогда взяла лист бумаги, многоцветную ручку и подсела напротив него в проходе. Стала объяснять.
- Равносторонним треугольником называется треугольник, у которого все стороны равны. - нарисовала его на листке. - У такого треугольника есть ряд особенностей. А именно - биссектриса проведенная из любой вершины является медианой и высотой. - Показала доказательство, а также что из этого следует и где можно применить. Смотрит на парня, и кажется ей, что он соображает. Огонек в глазах проявляется, заинтересованность. Продолжает:
- Знаешь, Демов, геометрия самый легкий предмет в школе. Здесь все можно изобразить на листке и всем все будет ясно. Многие известные люди любили геометрию. Даже Наполеон доказал одну теорему. Наполеона-то знаешь.
- Кто Наполеона не знает, конечно знаю. - ответил Демов.
- Хорошо, Демов, - улыбнулась учительница - объясни мне, что сейчас понял.
Он не решался. Есть такие ученики, которым сложно говорить.
- Демов, рассказывай, ты же не перед классом у доски. Не стесняйся.
Теперь он стал объяснять на листочке. Закончил и добавляет: "Это все, что я понял. Можете ставить двойку."
Выслушала его Надежда Николаевна и заявила:
- Все ясно, Демов, ставлю тебе три за год. Если хочешь, то можешь рисовать на моих уроках. - тепло улыбнулась, взяла листочек со стола и больше не мучила его своей любимой геометрией.
---
Сашка Демов очень любил рисовать. Только идея появится, он тут же ее изобразит. Раз и готово. Потом мать ругается: "Сашка, стирай с косяка свои шедевры, бестолочь. Уроки бы делал. Опять двоек полный портфель. Смотри у меня, отца на собрание отправлю, тебе не поздоровится."
А сегодня математичка заставила его после урока двойки исправлять. Конечно он не готовился и списать не у кого. Но надо, так надо. Решил: "Посижу тихо до последнего, пока не отпустит. Потом с Колькой подойду." Анька с Венькой и те двое ушли. Остался он с математичкой.
- Демов, что сейчас проходим?
Посмотрел он на доску и заявляет "Треугольник".
- Какой треугольник?
- Какой, какой - стал он искать подсказку на доске - равнобедренный.
- Докажи теорему.
Он не знал и молчал. Математичка села напротив него в проходе и давай на листочке объяснять.
-Чо-то чо-то треугольник, чо-то чо-то бисектрисса. - и рисует на листочке. Сашка смотрел на нее и уверенно кивал. А сам рассматривал как на нее свет падает.
Вдруг она спрашивает: "Знаешь Наполеона?"
- Знаю. Кто Наполеона не знает. - и подумал: "Надо у Кольки спросить кто такой Наполеон."
Вот привязалась: "Рассказывай, что понял."
А чего ему рассказывать, если он в геометрии ничего не понимает. А математичка не отстает, настаивает. Он вздохнул, выдохнул, взял ручку, ее листочек, там оставалось свободное место и начал
- Надежда Николаевна, в данный момент на Вас падает свет от окна и этих лампочек. От той слегка попадает на левое плечо. Если Вас рисовать - стал делать набросок на листочке - то в этом месте надо подрисовать тень, здесь блик. Так, здесь еще полублик добавить.
Он иногда посматривал на нее и рисовал дальше.
- И-и. - замялся он.
- Что?
- Когда Вы объясняли, у Вас какие-то чертики в глазах бегали, а сейчас нет. Но я не буду их рисовать. - и нарисовал звездочки на глазах. Вот, Надежда Николаевна, это все, что я понял. Можете ставить двойку.
Она взяла рисунок, заулыбалась, сказала:
"Ах, Демов, как красиво. Я бы поставила тебе пятерки за все предметы, но не могу. Могу только поставить тройку за год. Можешь рисовать на моем уроке."
----- еще рассказик о школе
http://www.proza.ru/2020/04/02/1176 - "Тройка по химии"