Чучело Ролана Быкова

Бадди Фазуллин
А потом совок рухнул…

Довольно странно, что я не посмотрел «Чучело» еще тогда. Болел, наверно. Иной причины отлынить не было. Ведь нас, школьников чуть ни в приказном порядке сгоняли на просмотр целыми классами. Да и мыслимо ли не смотреть и не обсуждать тогда, в начале 80-х этот страшный фильм, в котором Быков осмелился поднять доселе табуированную тему, которой просто не могло быть места в официальной радужной картинке развитого социализма. А тут показаны последние дни так и не сбывшейся социалистической сказки, где все равны и счастливы. На поверку оказалось, что прогнило до основания все: лживые бравурные передовицы газет и репортажи о надоях по цт, лживая двойная мораль взрослых и их фальшь, которую прекрасно отсканировали дети, перенеся ее в свою жизнь. А повзрослев выстроили все тот же лживый и фейковый совок версии 2.0.
 
…а потом совок рухнул…
 
Понятно, что персонажи излишне типизированы и гипертрофированы, но все типичные черты социальных масок, которые советские люди учились носить с пелёнок, тут представлены в полном объеме. От самых рельефных и ярких до тех, что играют лишь бессловесный фон. Именно тот фон, с молчаливого согласия которого творятся все гнусности на земле: от типичного безобидного толстячка-сладкоежки, от безразличных зевак в экскурсионном Икарусе до все той же лживой в своей вечно напяленной приветливой улыбке, но абсолютно равнодушной к своим ученикам классной дамы.
 
Фильм именно сейчас смотрится как никогда актуально: падение нравов и всеобщая ложь на фоне неразрешимых экономических и политических проблем, и неминуемо надвигающийся крах этого колосса на глиняных ногах буквально кричат с экрана. И в чем-то «Чучело» даже предвосхищает балабановский «Груз 200». Время и история-то одна.
 
И вот еще что, о чем раньше никто не задумывался, ибо такая отрасль как социальная психология в стране победившей уравниловки отсутствовала как класс. Комплекс жертвы или, как его еще называют, «стокгольмский синдром». То есть и палач и жертва, как господин и субмиссив взаимно дополняют, уравновешивают друг друга, образуя тандем. Если бы жертва не вела себя как жертва, возможно, она не включила бы дремлющий до поры триггер садизма.
 
В связи с чем вспомнил, как стоял в бездельи на крылечке роты, греясь на солнышке, когда по плацу гонял обливавшихся потом духов молодой сержант, чечен. Сам еще полгода назад вот так же обливавшийся потом на асфальте, когда его точно также гоняли мои товарищи-однопризывники. И вот, в очередной раз гоня их мимо, он мне предложил: «Хочешь позабавиться, погонять? Я хоть покурю, а то устал [издеваться]». И очень удивлялся, что я отказался. Не мог понять, как человек отказывается ради забавы поиздеваться над бессловесными, запуганными новобранцами, которые в полном твоем распоряжении, хоть лизать сапоги их заставь.
 
И да, персонаж Кристины Орбакайте – просто вопиющий образчик, как ни в коем случае не стоит социализироваться в новом коллективе. Почему нам на последовавших после просмотра морализаторских классных часах об этом не говорили? Хотя было сказано много: и о предательстве, и о подлости, и о коллективном стадном, и о страхе быть не как все, и о показной принципиальности (а по факту – такой же защитной реакции, страхом превратиться в лживых и боязливых взрослых).
 
Чот нельзя, наверно, такие мрачные фильмы смотреть в такой обстановке: на фоне глобального катаклизма, катастрофичного падения цен на нефть, полного разочарования масс в своих престарелых вождях и идеях, в которые те сами давно не верят.
 
…а потом совок рухнул…

 
Baddy Riggo, 03.04.2020

Прямая ссылка на страницу рецензий на портале Кинопоиск:
https://kinopoisk.ru/user/595574/comments/