Шахматная королева. Рассказ

Ева Олина
Ева Олина
Шахматная королева
Рассказ

  За окнами стоял месяц март. Солнце щедро освещало школьный двор. Тени от здания  протянулись за окнами учительской. До каникул оставалось два учебных дня. Прозвенело три звонка на совещание. Уроки окончены, в школе тишина.

  Директор, заканчивая совещание, сделал объявление.
-Коллеги, завтра проводится городской шахматный турнир среди школьных учреждений. Команда из четырех человек, одной женщины и трех мужчин должна отстаивать и честь нашей школы.
-Давайте составим команду. От мужчин будут Виталий Петрович, Риф Забирович и Нил Самуилович. А, вот от женщин кто? Кто из вас, коллеги, умеет играть в шахматы,- продолжил директор.
-Кто из вас, дорогие дамы играет в шахматы?- повторил директор.

  Вопрос повис надолго в тишине. Тогда директор стал называть  женщин пофамильно, как учеников  « к доске», но каждая названная категорически отказывалась, по причине неумения.

  Когда очередь дошла до меня, не умеющая врать, я тихо промямлила, что когда-то, лет десять назад я играла, но теперь не вспомню даже и того, как расставить фигуры.
-Ничего, сказал директор. Мужской состав сильный, лишь бы поучаствовать. Будет командный зачет.
После бурного обсуждения, мы разошлись по домам.

 Но, если мои коллеги в эту ночь спокойно спали в своих кроватях, то я крутилась и вертелась, не в силах уснуть. И упрекала себя. Ну зачем же мне еще и эта проблема! И в моем-то постпенсионном возрасте… Хуже всего в этой ситуации было то, что я действительно много лет не держала шахматные фигуры в руках. Да, когда росли дети, когда приезжал брат, частенько вечерами после ужина, у нас в доме играли в шахматы. Дома было три коробки с фигурами. С тех времен. Но они пылились давно в старом столе.
 
 Не в силах уснуть, я вспоминала о том, как сама однажды  пришла из школы и огорошила родителей тем, что записалась в шахматный кружок. Училась я тогда классе в седьмом. В те времена было редкостью, чтобы девочка увлекалась шахматами. В шашки - то резались постоянно, и в поддавки тоже. Мама удивилась, а папа усмехнулся и принес после получки коробочку с шахматами. Какой восторг, какое счастье я испытала тогда! Коробочка с шахматами надолго водрузилась на мой школьный стол в моей комнате. И пощипывало самолюбие, что я «не как все». Фигуры стояли на доске, поблескивая боками. А папа, заглядывая ко мне в комнату, умиленно ухмылялся, а иногда говорил какую-то краткую фразу или вопрос. И мне запомнился «папа этих дней» каким-то иронично-умиротворенным, ведь он стремился к тому сам, и тянул нас с братом к тому, чтобы мы были «лучше всех», в самом лучшем смысле этого понятия. При этом он был строг и скромен. Он никогда не хвалил нас. Он нас удовлетворенно уважал, это выражалось во всем. В первую очередь – в благодушии.
  Школьный шахматный кружок вел комсомолец с завода «Строймаш», да и не сам ли Виктор Ротэрмель, секретарь комитета ВЛКСМ завода? Красивый, молодой, интеллигентный и аристократичный. После уроков мы оставались на кружок. Но, если я помню правильно, долго мы не обучались, а стали готовиться к поступлению в комсомол. Но азы шахматные я получила: восторг от шахматных фигур, умение расставить их на доске, правила передвижения фигур по доске и убеждение, что в каждой нормальной семье должны быть шахматы. Особенно, если в семье есть дети.
Впоследствии, будучи уже классным руководителем, на мужской праздник я ежегодно дарила мальчикам класса шахматы и футбольный мяч.

  Но наступило утро. Я пошла в школу  пораньше. Спросила, кто из ребят, моих девятиклассников, хорошо играет в шахматы. Оказалось, что двое серьезно увлечены. И вот все перемены я заходила в класс, играла сначала с Саидой, а потом с Андреем. С Андреем  еще после уроков удалось с полчаса потренироваться. Хотя бы не забыть расстановку фигур на доске!


  И вот мы приехали вчетвером в шахматный клуб. Поначалу народу было мало. Мы сидели рядом с молоденькой девушкой Ларисой. Решили, пока есть время, разыграть партию. От нее я узнала, что она играть не умеет, а папа у нее тренер по шахматам. Вот состоялась жеребьевка. Первую партию мы играли с женщиной, шахматной спортсменкой, кандидатом в мастера спорта. Я, играла любимыми черными, тряслась, от значимости и  рангов соперницы. Как заяц я скакала по доске фигурами бессистемно, сбивая партнершу с толку…

-Система Ботвинника…- бормотала она.
-Партия Алехина…- в рассеянности выдавала она. В результате, я выиграла.
Вторая партия была сыграна с  такой же, как я, неумехой. Я выиграла. Следующая партия с той молоденькой Ларисой. Я тут так успокоилась… Но достались белые…И через несколько партий она мне поставила «детский мат». Я и расстроиться не успела, как следует, ведь объявили следующую игру.

  Тем временем двое наших мужчин вылетели из турнира. Играл лишь Нил Самуилович.
Следующая партия мне предстояла снова с той именитой шахматисткой, тут - то я ей проиграла, посопротивлявшись, побегав по доске фигурами, но ее ферзь не оставил мне выхода, загнав моего белого короля под мат. Как же я не люблю белые фигуры! Такая досада!
И после следующей ничьей, отыграв пять партий, я освободилась. Два выигрыша, два проигрыша и ничья – мой результат. Нил Самуилович  выиграл все пять туров.

 Общее командное место мы заняли третье. Вручая грамоту, директор поблагодарил меня на совещании. Коллеги стали поздравлять. Я, смущаясь, рассказывала:
-Я такая, лохушка (модный в то время детский сленг), ставлю шах, потом мат кандидатке в мастера спорта, а она, охая-ахая, не могла понять, по какой же системе я играю, Алехина или Ботвинника, мне проиграла первый тур…
-Я вообще такой системы не знаю, Вы по какой такой системе играли?- задала она вопрос в конце тура.
А мне и сказать нечего, загадочно улыбаюсь (как заяц по доске скакала то вправо, то влево, сбивая с толку именитую соперницу).
-Ой, ой, не могу,- покатывалась на диване молоденькая учительница,- не могу! Вы, Ольга  Арсентьевна, и - «лохушка»?
Грамота за третье место осталась в школе.

  Следующей весной, в ожидании новых соревнований, я дома несколько раз тренировалась сама с собой, играя черными и белыми. Но в этот год отдел образования проводил между школами соревнования по многоборью, лыжам и ориентированию.

  Прошел год. Шли зимние каникулы. Успокоившись, и забыв о шахматах, я и не думала, что вновь придется попотеть и поволноваться. Но, как обычно, за день до соревнований, директор объявил, что я должна играть снова за честь школы.

  Шахматный клуб переместился в другой район города. Стоял очень морозный день. И в клубе было достаточно холодно. Играли, накинув на плечи шубы, что было неудобно.
  Разыграли жеребьевку. Многие школы приехали не в полных составах. Женщин ждали, но они не приехали. Таким образом, я выиграла две игры, одну ничью и за две баранки «выиграла» не играя, по причине отсутствия пары.

  После каникул, на школьном совещании учителей, директор объявил, что у нас по шахматам первое командное место в городе. А мне вручил грамоту с надписью «Шахматной королеве города ФИО». Случилось это, конечно же, по случаю отсутствия на тех соревнованиях сильных женщин шахматисток.
Но вот она, Грамота, спустя десятилетие, греет воспоминание.
Вот так я стала Шахматной Королевой.

Послесловие. Рассказ воскрес в памяти, и лег на бумагу, после прочтения рассказа Салавата Вахитова «Великое шахматное противостояние» в журнале «Бельские просторы» № 3. Видимо, описанные нами события, соотносились к началу 2000-х, когда отделы образования приобщали образовательные учреждения к соревнованиям. Спасибо Салават Венерович!