Шелковица -долгожительница

Вера Шиленкова
 

    "Если в сезон как следует  насытиться ягодами шелковицы,
    заготовить на зиму,то вас минует бессонница  и не будет
    обострения многих болезней,да и простудные заболевания
    обойдут вас стороной.Лучшее лекарство для организма  трудно найти."
                Николай Данников.
 
  Я иду на работу одной и той же дорогой.На перекрёстке я перехожу дорогу и
  прохожу возле дерева шелковицы,которое растёт вместе с другими видами деревьев
  в таком экологически неблагоприятном месте-между двух дорог,по которым мчатся
  тысячи машин.Дерево шелковицу в нашем городе редко встретишь и я встречала
  шелковицу ещё в трёх
 местах .Я не знаю как в других городах Израиля численность
  этих плодовых деревьев,но читала,что их специально выращивают в кибуцах -
  сельских поселениях,в которые можно приезжать в сезон сбора ягод.В Израиле
  это распространено очень.И там можно собирать не только шелковицу,но и малину,
  клубнику,ежевику,вишню,черешню,чернику.

  Когда я прохожу возле этой шелковицы,я обязательно поздороваюсь с ней,поглажу её
  веточки и всегда при этом думаю:" Зачем же её посадили в этом неблагоприятном
  месте?"Шелковица,которую называют ещё тут,тутовник-чрезвычайно полезное
  растение!Родина шелковицы-Китай.В Израиле шелковицу культивируют как
  декоративное и плодовое дерево.Шелковица здесь растёт черная,белая и иранская.
  В плодах шелковицы содержатся витамины  группы В,С,РР,каротин,яблочная и
  лимонная кислота,эфирные масла.Также содержится глюкоза,фруктоза,сахароза,соли
  железа.Свежие плоды полезны при малокровии,связанной с пониженной кислотностью
  желудочного сока.Ягоды полезны при дизентерии,дисбактериозе,при пороках сердца.
  Сок шелковицы применяют как отхаркивающее и лёгкое слабительное средство.
  При сахарном диабете она является одним из главных продуктов.
   Очень ценится древесина шелковицы,она идёт на изготовление музыкальных
   инструментов.А листья её,особенно белой,являются основным источником питания
  тутового шелкопряда,куколка которого используется для производства шелка.

  Птицы любят лакомиться ягодами шелковицы.Осенью шелковица роняет листья  и так
  и стоит всю израильскую осень и зиму,а весной оживает и быстро одевается в
  зелёный наряд и в мае угощает всех своими вкусными,сочными,спелыми ягодами.
  Ягоды у шелковицы трудно сохраняются в свежем виде,всего 2-3 дня в
  холодильнике и поэтому в Израиле шелковицу не купишь в магазинах.

  Шелковица,которую я вижу каждый день,очень красивая,высокая,широкая и плодов у
  неё много,но вот есть их,я думаю,нельзя,ведь она растёт среди проезжающих машин
  и ягоды её напитались выхлопными газами от этих машин и поэтому никто не
  попробует её ягод и не скажет "спасибо."Я сочувствую ей и проходя возле неё
  всегда говорю ей:"Красавица!"и нежно трогаю её листочки,а плоды её лежат на
  асфальте и их очень много,но они не востребованы...а вот листья её полезны
  тем,что выделяют кислород и очищают воздух в таком загазованном месте,а крона
  дерева защищает от палящего израильского солнца.Шелковица эта-защитница и это
  её главная роль в её жизни в образе дерева!Но в один из дней в этом месте
  произошли изменения.Эту территорию,где растёт шелковица и другие деревья и
  кустарники почистили озеленители и конечно подрезали и шелковицу и вокруг неё
  всё вырубили и шелковица предстала в другом виде.Я ведь не видела полностью её
  ствол ,а здесь увидела и ужаснулась.Оказывается не прошло для неё бесследно
  её жизнь в таком неблагоприятном месте-её ствол был весь в наростах,как шишках.
  Эти наросты из-за природных условий-это болезнь и таким образом шелковица
  защищается от выброса вредных веществ в атмосфере.Я теперь проходя возле неё
  говорю ей с сочувствием :"Бедная ты ,бедная..."А шелковица будет и дальше
  доживать свой век в этом гиблом месте,как бы принимая удар на себя и
  предупреждая прохожих,словно говоря им:
    "Посмотрите люди,что со мною сделали выбросы от машин,они отравили меня,
     вот так они и вас отравляют постепенно,снижая ваш иммунитет и приводя к
     болезни.Опомнитесь люди,пожалейте себя и своих детей.Вы же цари Природы и
     вы же её уничтожаете!"

  Ещё одна шелковица в нашем городе растёт возле одного овощного магазина в
  центре города.Эта шелковица не высокая,но на ней всегда много ягод,но они
  никому не нужны  и под деревом их много упавших лежит и по ним топчутся
  прохожие.Смотреть на это не радостно...

   Эти две шелковицы с черными ягодами,но вот недалеко от шелковицы,что растёт
   возле магазина,есть ещё одна шелковица с белыми ягодами и растёт она во дворе
   4-х этажного дома.Дом этот огорожен забором и поэтому эта шелковица живёт в
   очень хороших условиях и приносит пользу жильцам этого дома.

   Четвёртая шелковица,которую я знаю,растёт в районе Гимель-самом бедном и не
   благоустроенном районе города.В этом районе домики все одно-двух этажные и
   большая часть их сдаётся на съём по низкой цене.Шелковица эта росла во
   дворике двух- этажного домика.Эта шелковица была особенная-низкорослая.Если
   обычно шелковицы имеют рост до 15 метров,эта было 2,5 метра и такая была
   плодовитая-вся в розовых и черненьких ягодках.Как то в середине мая, я шла в
   этом месте и издали приметила эту шелковицу по её красным ягодкам.А когда я
   подошла к ней,то удивилась,что возле шелковицы стоит мужчина и рвёт ягоды,а
   рядом стоит его велосипед.Вокруг домика не было никакого заборчика и поэтому
   так легко можно было рвать шелковицу прохожим.Я удивилась ещё и тому,что ведь
   ягодки на шелковице ещё были красные,а не черные и я сказала об этом мужчине.
   Я даже не успела договорить,а он вдруг улыбается  и протягивает мне свою руку,
   а в ней горсть уже чёрных ягод и таких крупных.Я ,конечно, опять удивилась и он
   мне отсыпал в мою руку несколько штук.Я улыбнулась и сказала:"Тода!(спасибо)",
   потому,что я поняла,что мужчина не говорит по русски. Я положила ягоды в
   пакетик.Пришла домой,помыла их и съела и они были такие вкусные,ведь я уже
   столько лет не ела шелковицу.Я при этом вспомнила шелковицу,которая росла
   у нас во дворе, на улице Железнодорожной,где мы жили раньше и сколько много на
   ней  было ягод,что я даже варенье варила ,оно было такое вкусное,сладкое ,как
   конфеты.А эту миниатюрную шелковицу я так полюбила и всегда когда проходила
   в этом месте рвала её ягодки и никогда я не видела жильцов с этого домика,но
   иногда видела машину возле него.Двор в этом доме был не ухоженный и там ничего
   не росло,кроме этой шелковицы и за ней никто не ухаживал.Всё это показывает,
   что этот домик сдавался на съём и жильцы каждый раз менялись и никому не было
   дела до шелковицы,а потом её подрезали под корень,но она всё равно вновь
   оживала,а я её опять подрезали -не хотели её и всё и наконец убили её
   окончательно и она больше не ожила.Я не могла смотреть на это без слёз...
   Я же её фотографировала,когда она была такая красивая,вся в ягодках!Но этой
   шелковице не повезло -она мало прожила...несмотря на то,что шелковицы-деревья
   долгожители и живут 200-300 лет и употребление ягод шелковицы способствует
   долголетию,но для этого нужно,чтобы шелковицы жили в благоприятных условиях
   и чтобы за ними ухаживали и их любили!
      

   фото автора