Рафаэль и Дворжецкий

Светлана Шакула
   Художник Эль Греко в прошлой жизни был художником Рафаэлем Санти, поэтому прошлые жизни Владислава Дворжецкого на данный момент составляют следующий хронологический порядок:

   – М. Врубель (1856-1910)
   – М. Лермонтов (1814-1841)
   – Р. Бёрнс (1759-1796)
   – А. Вивальди (1678-1741)
   – Эль Греко (1541-1614)
   – Рафаэль (1483-1520)
   _________

    О Рафаэле писал Вазари, автор биографий многих итальянских художников:
   Насколько щедрым и благосклонным бывает иногда небо, одаряя одного человека бесконечными богатствами своей сокровищницы и всеми милостями, и редчайшими талантами, которые обычно оно распределяет в течение длительного времени между многими, это можно видеть по столь же одарённому, сколь обаятельному Рафаэлю Санцио из Урбино.
   Наделённый от природы скромностью и добротой, лишь изредка встречающимися у людей, он к благородной человечности своей натуры присоединил в качестве прекраснейшего украшения изящную приветливость, которая проявляет свою ласковость и приятность в обращении со всеми людьми и во всякого рода делах.
   Своим ученикам, которых всегда у него было множество, он помогал, обучая их с такой любовью, точно это были не ученики его, а родные дети. По этой причине его выход ко двору всегда сопровождало человек пятьдесят, и эти достойные и талантливые художники составляли его почётную свиту.

     О Врубеле писал его первый биограф Степан Яремич:
   Я работал во Владимирском соборе под руководством Михаила Александровича и помню, что работа шла скоро и, как мне в то время казалось, необычайно просто. Художник прямо на стене рисовал часть мотива, остальное переносилось механически. Оригинал, нарисованный углём, раскрашивался, по этой раскраске составлялись тона, и вся остальная площадь покрывалась соответствующими тонами и мотив получал совершенно законченный характер.
   Мы все ЛЮБИЛИ Врубеля. Получить его одобрение было особенно лестно, несмотря на то, что в обращении он был необыкновенно мягок. Многие, знавшие его, подпадали под влияние его чарующих манер на долгое время.

     О Дворжецком вспоминает его однокурсница Анна Гордовская:
   На всех празднествах, днях рождениях, пикниках Дворжецкий был не только душой компании, но и первым по части приготовления стола. Особенно хорошо он умел разделывать и готовить рыбу, видимо, научился в Приморье. Это было незабываемое зрелище – когда он брал селёдку, быстро надрезал, чистил, а потом одним ловким неуловимым движением отделял филейную часть от костей и делал необыкновенно вкусные бутерброды.
   Он и вязал, и шил, и ещё много чего умел. А когда у нас в театре поставили пьесу Мамлина «Чудеса в полдень», то Дворжецкий играл там главную роль – старика-браконьера. Летом этот спектакль возили по пионерским лагерям, и вся студия приезжала туда отдыхать не к кому-нибудь, а именно к нему, Дворжецкому. Он договаривался с руководством пионерских лагерей насчёт питания, организовывал зону отдыха, а мы ставили палатки, помогали актёрам, устраивали с ребятами игры… Это был прекраснейший отдых...

   К Владу очень тянулись дети, ходили за ним, словно привязанные… Тянулись к Дворжецкому и мы, студийцы… Он был для нас, как папа…
   _________

    Владислав Дворжецкий стал известным благодаря своим отрицательным киногероям, а позже, после фильма «Капитан Немо», любовь зрителей к нему ещё больше увеличилась. Это происходило от того, что зрители чувствовали в героях Влада его Светлую и Благородную душу.
   То же самое можно сказать о Рафаэле Санти – искусство этого художника понятно и открыто ВСЕМ людям, потому что побуждает к гармонии и красоте, к благородству мыслей и поступков…


   На фото – автопортрет Рафаэля, фрагмент картины Эль Греко с портретом Рафаэля, герой Дворжецкого в фильме «Там, за горизонтом»