Кварцит по цене нефрита

Алессандро Де Филиппо
отрывок из рассказа "Геологи идут в бизнес"



Чаша моего долготерпения переполнилась в тот день, когда Плоткин заплатил деньги за мои изделия женщине (жена одного из долевых пайщиков), недавно принятой на работу, и ничего толком не успевшей сделать. Он почему-то решил, что полтора десятка женских брошек и серёжек из яшмы, обсидиана, лазурита и других камней могла сделать только женщина, а мне заплатил за одну шкатулку. Когда я прояснил ситуацию в присутствии всех сторон, представил список моих! изделий и попросил сделать перерасчёт, то Плоткин, будучи в благодушном настроении, всё перевёл в коллективный подряд:

    – Вы же вместе трудились весь месяц, ну и пусть будет вам на двоих…

Женщина промолчала, что означало её согласие с такой «справедливой» оплатой труда. А ведь её доля в общем зачёте (из 15-ти) составляла всего две броши и одна пара серёжек. Да и те были сделаны с моим участием, поскольку она ещё училась. А двенадцать женских украшений сделал я без чужой помощи.

Базовая формула политэкономии «деньги-товар-деньги» в моём случае приобрела другой вид – «деньги-товар-кукиш».

Такой расклад мне показался весьма несправедливым. Это, по сути, была первая моя зарплата за пять месяцев, и ту я получил меньше половины от заработанного. Не стал я тогда настаивать на переделе. Но с этого дня решил сам продвигать свой товар на продажу.

Сначала прошёлся по всем комиссионным магазинам, куда сдавали мои шкатулки на продажу. Нашёл только одну, выставленную на витрине под стеклом. В городском универмаге. На ценнике написано: «Шкатулка…Цена 6000руб.»… И всё. А из какого камня – ни слова. А это ведь главная характеристика каменного изделия.

 Может быть, она вообще пластмассовая…А как бы смотрелся такой ценник: «Шкатулка из беденского змеевика. Цена 7000руб.». На мой вопрос о спросе продавщица ответила:

    – Спрашивают, но очень редко.

В других комиссионных магазинах и лавках на полках, среди множества антиквариата и сувениров я вообще не увидел своих изделий. Затерялись. Вежливая продавщица, в одной кисловодской лавчонке на спуске от вокзала, долго искала нашу шкатулку, но так и не нашла. Она полагала, что я пришёл её купить. Попросила зайти завтра.

Как-то зашёл в ювелирный магазин «Изумруд», в тот самый, что под универмагом. Изделия из декоративного камня здесь брали на комиссию, но только из красивого или интересного камня. Я показал девушке на витрину: там у них лежали бусы из светло-зелёного кварцита, а на ценнике написано: «Бусы из нефрита». И приличная цена. Обман.

Высказал продавщице свои соображения по поводу «нефритовых» бус. Она сказала, что не разбирается в камнях, а изделия принимает на комиссию хозяйка, владелица магазина. Посоветовал, как профессионал:

    – Передайте вашей заведующей, что бусы сделаны из зелёного кварцита. Это поделочный камень…А нефрит – ювелирно-поделочный. Кварцит по цене нефрита – это обман. Нарвётесь на знатока – будут неприятности…

Зелёный кварцит был мне хорошо знаком. Из него я делал брелоки, весьма прилично выглядевшие. С нефритом тоже приходилось работать. Бусы из хорошего нефрита я купил у коллег из ОАО «Гемма». Подарил жене. Тогда я, как моя жена и все прочие граждане, верил, что нефрит исцеляет болезни почек.

Через месяц я вновь заглянул в «Изумруд». Та же скучающая продавщица, та же витрина, много золота, те же «нефритовые» бусы…Только цена их подскочила – инфляция. Спросил девушку:

    – Вы передали вашей хозяйке мои замечания насчёт кварцитовых бус?
    – Да, я ей передала ей ваши рекомендации…
    – И что?
    – Она сказала мне, что нечего слушать всяких прохожих. Она лучше знает что, где и почём…
    – Жаль…Ну, что же, привет хозяйке.

Больше в тот магазин я не заходил. А случаев обмана, когда изделия из дешёвого камня выдавали за нечто благородное, наблюдал много. Особенно грешили этим делом уличные торговцы, коих развелось в городе слишком много: на улицах и площадях, возле магазинов, в курортной зоне и в парке.

В киосках «Роспечати» (бывшие ранее от «Союзпечати») появились в продаже бусы и браслеты из гематита-кровавика и подкрашенного стекла, кулоны из лунного камня (явно искусственного) и других поддельных камней, выдаваемых за натуральные.

Курортники легко «велись» на подделки – их прельщали ювелирные названия и доступные цены. Так и не смог убедить женщину, покупавшую в киоске изделие из «лунного камня», что это искусственный камешек. Она уже оплатила покупку и отмахнулась от меня, не желая признавать свой промах:

– Да что вы понимаете? Дочка ездила в Индию и привезла оттуда точно такой лунный камень…Бусы из лунного камня…Там всё недорого продаётся…Такие красивые вещи, а вы говорите…И люди там хорошие…

Она полагала, что в далёкой экзотичной Индии жуликов не бывает. А я безуспешно пытался ей объяснить суть дела:

    – Настоящий лунный камень выглядит не так красиво, как искусственный…Вы слышали, что сейчас создали искусственный алмаз – фианит называется, искусственный изумруд тоже красивее натурального, сам видел…

Женщина перебила меня:
    – Вот только не надо меня учить, мужчина…Идите своей дорогой.

Прояви она хоть чуточку интереса к камню, я бы рассказал ей, что «лунный камень» – это разновидность минерала полевого шпата, ортоклаз, или, точнее, адуляр с опалесценцией (игрой света). И, может быть, показал ей свой образец настоящего «лунного камня» из коллекции. Увы, как сказал классик, «мы ленивы, заносчивы и нелюбопытны».

«Дурят вас и поделом вам», подумал я, глядя на раздражённую женщину, а вслух выразился вежливо:
    – Ладно, извините меня, пожалуйста…Приятного отдыха. До свиданья.

И я пошёл «своей дорогой». Домой. В самом деле, что это я взялся просвещать женщин по минералогии? Они предпочитают искусственное натуральному, лишь бы красиво смотрелось. Красота – страшная сила. Особенно, когда недорого стоит.

Признаюсь, я и сам купил как-то бусы из гематита-кровавика, полагая при этом, что камень природный. Продал их с двойной прибылью. Себе купил другие, чтобы подарить жене. Она где-то вычитала, что этот камень (гематит-кровавик) тоже не простой, а целебный. Но и эти бусы меня упросили продать. Знакомой женщине на день рождения. Продал ещё дороже. Цены назначали сами заказчики. На эти бусы пошли заказы один за другим. Я скупил гематитовые бусы во всех киосках «Роспечати». Разошлись без задержки. В советское время такие дела назывались спекуляцией и за них сажали. Теперь это называлось бизнесом, а я, соответственно, стал бизнесменом. Успеху моего бизнеса способствовало одно обстоятельство: гематитовые бусы продавались только в нашем городе. В остальные города Кавминвод их просто не завезли. А моими заказчиками стали женщины из одного большого, преимущественно женского трудового коллектива, и все из Кисловодска. Рекламу моему товару сделала жена знакомого геолога. Он купил у меня подарок жене, а она, надев гематитовые бусы, рассказала женщинам, где, что и почём.

Представьте себе картину: женщина средних лет приходит на работу в бусах непонятно из чего. Вопрос на засыпку: заметят ли женщины из отдела новое украшение? Ясное дело...А вечером банкет по случаю именин этой женщины, что пришла  в гематитовых бусах. Будут ли женщины интересоваться бусами? Ещё как.

Я успел хорошо заработать на перепродаже бус. Позже узнал, что одно предприятие в Москве, освоило производство искусственных камней, ювелирных и ювелирно-поделочных. Технологии ещё советские, отработанные…И они же, деловые ребята, при заводе создали камнерезный цех и стали выпускать бусы, браслеты, ожерелья, кулоны и прочие изделия для женщин. И я устыдился своей коммерческой деятельности, ибо продавал бусы, как изделия из натурального камня. Сам обманувшись, обманывал покупателей. Бросил это дело.

Даже поверхностное изучение спроса и предложения, без углубления в рыночный механизм, принесло мне огромную пользу: я понял, что надо крутиться, шевелиться и вообще самому продвигать товар к покупателю, а не надеяться на мало подвижных коллег-менеджеров. Почти всё, что продавалось через них, бездарно и бесследно пропало.

5.04.2020