О свободе, смелости и красоте

Николай Лятошинский
Можно сказать, не успел дописать эссе “Смелость по разрешению”, как уже посыпались странные и столь привычные для соц-сетей вопросы и комментарии. Вы не замечали, что из-за отсутствия всяческой отвественности за свои слова, сформировалась некая категория писунов ;ну не писателей же;, которым важно просто что-то ляпнуть, а затем для развлечения препираться и хамить; Да, это тоже  одна из сторон нашей новой культуры, которая, очевидно, тоже когда-то сделает нас лучше...
    И, как ни странно, “смелость по разрешению есть трусость” прекрасно вписывается в эту новую схему нашего нового мира. Говорю нового мира, потому ,что мир с появлением соц-сетей кардинально изменился и тем, кто не помнит, каким он был до интернета, многие вещи понять трудно. А может,  уже и невозможно.
     Является ли интернет тем самым инструментом, который РАЗРЕШАЕТ смелость? Думаю, да. В соц-сетях все смелые.  Как, впрочем, и все умные, красивые и благородные. В отличии от всех остальных, а также от собственных фальшивых аватарок.
    Являеется ли интернет и соц-сети частью той культуры, которую мы создали? Конечно. Вряд ли кто-то станет с этим спорить.
В годы советской власти, как впрочем и всякой другой, разрешением к смелости служит разрешение властей. И не важно, что это всего лишь иллюзия свободы и инструмент в руках власти; Главное -разрешение. В наше время разрешением к смелости есть некая якобы свобода слова, которая в большой части обеспечивается якобы некоей иллюзорной инкогнитостью автора.  И, как мы все уже прекрасно понимаем, РЕАЛЬНО “СМЕЛОСТЬ ПО РАЗРЕШЕНИЮ ЕСТЬ ТРУСОСТЬ.”
И вот теперь мне снова хочется возвратиться к формуле русского философа Георгия Федотова : “Свобода есть тонкий и поздний цветок культуры”.
И первый вопрос:  итнтернет - свобода? И каждый ответит да, свобода. Что же получается? С одной стороны, к свободе нужно идти долгим и тяжелым путем через культуру, через наше совершенствование духовное и нравственное, с другой стороны - вот, придумали интернет и обьявили свободу. И тут мы видим, что тысячи лет культурной жизни не изменили человека в лучшую сторону АБСОЛЮТНО. Интересен факт: когда начинаешь в соц-сетях говорить о недостатках интенета, даже о его опасности, критиковать, то тут же появляется толпа адвокатов, которые, не особенно выбирая выражения, кричат, что вот, критикуешь интернет, а сам где, не в нем? И бесполезно обьяснять этим людям, что интернет - это инструмент, что если не говорить о его пороках и опасностях, то мы же сами и пострадаем. Ведь ножом можно сделать операцию и спасти жизнь человеку, а можно убить. И с интернетом то же самое.
    Но вернемся к нашей свободе. Совершенно очевидно, что точно так же, как смелость по разрешению есть трусость, так и свобода по разрешению ;точнее, по разрешению собственного  воображения; есть рабство. Очевидно, что в нашей жизни есть вещи, которые невозможно продекларировать и они появятся. И свобода интернета, духовно не вызревшая, подчас угнетающая и агрессивная,  есть только возможность широчайшего информационного доступа, неуправляемого, не прошедшего этапы вызревания и потому, опасного. Культура, это прежде всего селекция, отбор, отсев дурного и умножение доброго. И вот тут мы снова сталкиваемся с парадоксом: если все это так, то почему же культивирование доброго, прекрасного, высокого в течении тысяч лет, не улучшило человеческую породу в целом? И был ли прав Федор Михайлович Достоевский, когда сказал, что “мир красотой спасется?”

          Николай ЛЯТОШИНСКИЙ