В Уральске. Зимняя рыбалка

Виктор Бровков
Зима! Крестьянин, торжествуя, на дровнях обновляет путь!
Всё лето и осень экипаж Ми-8-го отработал в пустынях и степях Средней Азии и северных районах нашей необъятной Родины СССР.
Летали с геологами-геодезистами, от пустыни Кызыл-Кум, до самого Ледовитого Океана, с посадками через каждые пять километров, сначала с Севера на ЮГ, Устанавливая оборудование, а затем с Юга на Север, снимая его. Строго по меридиану.
Затем был отпуск.
И вот экипаж снова прилетел в Уральск на замену отлетавшего санитарную норму другого экипажа.
Шёл февраль 1997 года. Работа экипажу была знакома по прошлому году.
После работы с геологами, на ней можно было отдыхать. Два рейса в день по три часа каждый, с нормальным перерывом на обед, и вкусной пищей в ресторане, после ночёвок в палатках и салоне вертолёта, и питания в основном всухомятку и «Подножным кормом», казалась курортом.
Было лишь одно неудобство. В гостинице было довольно прохладно. Конечно в комнатах стояли обогреватели, но температура в комнате выше + 15 градусов не поднималась, а на улице было за -35 и ниже. Пока дойдешь до «дома» со стоянки, уже замёрз, и долго отогреваешься потом.
В общем, дней десять отработали хорошо. Без задержек и происшествий, правда дня три пришлось приноравливаться к посадкам на буровых вышках в условиях  так называемого «Снежного вихря», очень похожим на «Пыльный вихрь» пустыни, но снижающий видимость до нуля. Зависали над площадкой, и ступеньками, снижались вниз, чувствуя землю лишь «Пятой точкой»-самым надёжным пилотажным прибором.
И вот погода совсем испортилась.
По небу поплыли низкие слоистые облака, из которых постоянно сыпал мелкий сухой снег. Замели вьюги, монотонно завывающие и навевающие на людей тоску. Даже вездесущие воробьи попрятались, где кто мог.
Короче- тоска беспробудная. Играть в «Дурака» и читать книги уже всем надоело. «Ящика» не было. Каждое утро экипаж ходил в АДП и на Метеостанцию, и прождав часа два и получив запрет на полёты возвращался в гостиницу. Ми-2 зачехлили и его экипаж, сдав вертолёт под охрану, с разрешения командования отряда улетел домой в Алма-Ату. И только экипажу Ми-8, в вылете на базу было отказано. Надо было завершать работу.
Однажды, вертолётчики увидели, как местные пилоты Ан-2, принесли полные авоськи замороженных, довольно крупных. «Полосатиков»- окуней с зимней рыбалки на русле реки Урал.
Созрел план «Развеяться» и сходить на рыбалку.
«На прокат» взяли у соседей зимние удочки. Сварили, купленный в ресторане большой кусок вымени на наживку, и самим покушать. С пожарного щита на стоянке сняли пару ломиков, взяли с собой поесть, а в ресторане попросили маленький половник, чтобы убирать лёд из лунок.И всем коллективом подались на Урал
Мёл мелкий позёмок, с неба сыпалась надоевшая всем снежная крупа. В зимнем лётном обмундировании, в «Ползунках» «Унтах» и полушубках, передвигаться по полуметровым сугробам было очень тяжело. Пока дошли до русла Урала все устали и взмокли от пота. Всем было жарко.
Перекурили, напились горячего чая из вертолётного термоса, и приступили к долбёжке льда под лунки.
Местных старичков-рыболовов на реке было мало. Они с любопытством смотрели на «Чокнутых лётчиков» долбящих полуметровый лёд, всяческими приколами, сбивая темп работы, и советуя «Возвертаться домой1»
Пилоты народ упорный. Через час были готовы четыре лунки, и при этом утопили один из ломиков, упущенный вторым пилотом, когда он пробил первую лунку. Больше всех возмущался авиатехник. «Дурак!», кричал он, «Где я теперь возьму ломик на щит? Надо было его к руке хоть чем-то привязать!». «Успокойся, что-нибудь придумаем!»-успокаивал его командир
Начало рыбалки началось не очень хорошо.
Размотали удочки с кивками, насадили на жало мормышек, по кусочку вымени, под дружный смех сидящих рядом рыбаков, рыбачивших на «опарышей». И приступили к рыбалке.
Не прошло и нескольких минут, как все члены экипажа Ми-8, начали выдёргивать крупных окуней, гораздо крупнее, чем у издевавшихся, ранее местных рыбаков.
Подшучивания прекратились «Местные» с завистью смотрели на лётчиков. А один старичок, даже подошёл и попросил поделиться наживкой. Ему конечно не отказали.
 Только второму пилоту не везло. Он сидел над самой глубокой ямой, на русле реки, и поклёвок совсем не было.
Он уже собрался перебираться на какую-нибудь лунку, оставленную другими рыболовами и стал выбирать обмерзшую лесу из лунки, когда почувствовал сильный рывок.
 Леска, вырвавшись из замёрзших рук рыбака, рванула вниз.
 Намотав пойманную лесу вокруг левой руки, второй пилот, упав на колени стал ее выбирать. Рыба отчаянно сопротивлялась, не желая быть вытащенной на воздух. Всё это происходило в полной тишине
. Второй пилот восьмёрки даже не видел, как вокруг него стали собираться ВСЕ рыболовы, находящиеся поблизости
 Наконец, в лунке, выдолбленной для ловли окуней, показалась огромная зубастая щучья морда, вытащить которую через эту лунку не было никакой возможности
Рыбак, скинул полушубок, повисший на левой руке, а правой, свободной рукой скользнул по телу щуки и впился пальцами под жаберные крышки рыбины.
«Теперь не уйдёт»- отчаянно закричал он. Рыбина рванулась, положа рыбака на лёд. лицом вниз, но он её не выпустил.
ВСЕ рыбаки, и пёшнями и ломиком, начали долбить лёд расширяя лунку. Вода обжигала голую руку рыбака, по плечо опущенную в неё. Пальцы начали неметь, но рыбак рыбу не выпускал.
Наконец, кто-то из «местных», багориком зацепил щуку, и совместными усилиями она была вытащена на лёд.
«Ребята, вы везунчики, с такими снастями, да ещё зимой, вытащить такой экземплярчик, это надо уметь»- произнёс самый пожилой рыболов из «Местных».
ВСЕ рыбаки с удивлением смотрели на метровую обитательницу глубин реки Урал. Моментально затихшую на приличном морозе.
Второму пилоту «Поднесли»- чтобы не простыл. Экипаж подкрепился принесёнными с собой продуктами и продолжил рыбалку.
Второй пилот ловил таких же окуней, как и все. Наверное, щука не давала, более мелким хищникам подойти к приманке.
Вечером была наваристая уха из окуней, и запечённая в ресторане щука с яблоками. ВКУСНЯТИНА!
На следующий день погода наладилась. Экипаж продолжил работу, выполняя по три рейса в день, летая на скорости, чтобы укладываться в дневную санитарную норму. Надо было навёрстывать упущенное время, и развести по буровым спивающихся от безделья буровиков.
На рыбалку они больше не ходили. Не было времени, хотя желание было.
Ломик взяли у кладовщика аэропорта, за связку окуней и повесили на пожарный щит, успокоив тем самым авиатехника.
К концу месяца, отлетав санитарную норму, экипаж поменялся с другим экипажем, прибывшим им на замену, и улетел домой.
 Больше в город Уральск они не прилетали. Начав работать на космодроме Байконур и с Лесной Охраной на Алтае.. ...