Война и кордебалет

Михаил Близнецов
Согласитесь, странное словосочетание.

Недавно на канале "Победа" впервые увидел чёрно-белый фильм "На пути в Берлин". Фильм создан киностудией "Ленфильм" и вышел на экраны в 1969 г., но я его, почему-то, не видел. Весна 1945 года. Все - от солдата до генерала - понимают, что Победа уже близка. Впереди штурм Берлина.

Любой фильм состоит из эпизодов, даже не связанных с основным сценарием фильма. Некоторые эпизоды можно оценивать по такому критерию - было ли такое событие реальным? Меня удивил и даже озадачил эпизод с кордебалетом в этом фильме.

Наши войска заняли какой-то немецкий город и командование назначает комендантом города старшего лейтенанта -связиста Иван Егорыча Зайцева (замечательный артист Николай Трофимов). Но Иван Егорыч упирается, он хочет штурмовать Берлин.Известно, что приказы не обсуждаются, но Иван Егорыч приводит последний довод - он не знает немецкий. Тогда ему дают военного переводчика - симпатичную Нину (артистка Е. Гончарова).

Немецкие жители приходят к коменданту со всякими простьбами и вдруг заходит не очень молодой владелец варьете и на ломаном русском просит разрешения на выступление кордебалета. Комендант от слова "кордебалет" приходит в негодование. Война ещё не закончилась, каждый день калечатся и погибают солдаты, а тут какой-то кордебалет, где бесстыжие девки будут махать ногами... Но немец приводит довод, что у девушек кордебалета нет другой работы и просит посмотреть выступление. Комендант с переводчицей Ниной приходят, видимо, в зрительный зал посмотреть на танцовщиц. Немецкие девушки в длинных чёрных чулочках, в коротких белых юбочках, из под которых видны кружевные панталончики, выходят на сцену высоко вскидывая ноги и главное, звонкими девчачьими голосами в ритме танца исполняют песню Петра Лещенко:
-Моя Марусечка,
-Танцуют все кругом,
-Моя Марусечка,
-Попляшем мы с тобой...

Старший лейтенант смотрит на это безобразие сурово, но постепенно выражение его лица начинает добреть - он никогда ещё не видел такую девчачью красоту в таком оформлении. А когда немецкие девушки под гиканье изобразили нечто похожее на русскую плясовую, то Иван Егорыч "расстаял"... Но рядом сидит ироничная Нина и Иван Егорыч робко интересуется её мнением. А симпатичная Нина даже одобряет такие пляски под русскую песню, но делает замечание, что девушки руками приподнимают юбочки и демонстрируют кружевные панталончики. Иван Егорыч снова становится суровым, встаёт, останавливает демонстрацию и приказывает, что не надо делать вот это и приподнимает рукой край своего кителя.

Можно, конечно, иронизировать над таким эпизодом из фильма о войне, но возникают два вопроса. Фильм вышел на экраны в 1969 г. и такой эпизод с кордебалетом и кружевными панталончиками на девушках, советская цензура могла и запретить к показу. А может Леониду Ильичу этот эпизод понравился, также, как Иван Егорычу?

И главный вопрос. Была ли известна песня Петра Лещенко "Моя Марусечка" в Германии? Полагаю, что была известна, потому что Лещенко перед войной выступал в Бухаресте и Берлине. Кроме того, в 1937 году эта песня в исполнении Петра Лещенко была записана на пластинку рижской фирмой. Авторы фильма "На пути в Берлин" должны были семь раз проверить и подумать, прежде чем включать этот эпизод в фильм о войне.

Из этого, даже ироничного эпизода, можно сделать вывод, что фильм "На пути в Берлин" достоверный и некоторые эпизоды этого фильма потом войдут в киноэпопею "Освобождение". Например, как Иван Егорыч обеспечил телефонную линию связи нашего командования с бункером Габбельса.