Правда и фантазии о Великом крае Глава 43

Владимир Белошапкин 1
Правда и фантазии о великом крае Глава 43 (начало).
Поступь Революции (исправленный вариант). Спасенная Анастасия.
Надо понимать, что революция стала для одних трагедией, а для других воротами  в мир. Я, в меру сил, пытаюсь понять и тех и этих. В этой главе речь пойдет от довольного переменами человека, хотя он не хочет многого замечать.
Это характерно для всех людей; мы становимся слепыми, когда информация не соответствует нашим убеждениям. Психологи называют это селекцией информации. Когда наши убеждения и факты из внешнего мира не соответствуют друг другу, мы отсеиваем лишнее, чтобы убеждения совпали с действительностью. Это похоже на аккомодацию, за счет которой наш глаз фокусируется на предметы.
Но, к сожалению, люди обычно бывают близоруки: хорошо различают то, что близко, и не видят перспективы. Это – защита нервной системы от перевозбуждения и депрессии. У Есенина эта система не работала, и поэтому он так рано окончил свои дни.
_________________________________________________________
Жизнь стала улучшаться по всем направлениям. Страна после четырех лет империалистической войны и трех лет гражданской войны вступила в период  восстановления народного хозяйства. Но случилось бедствие. В 1920 году в ряде районов страны была засуха. Государство приняло чрезвычайные меры. Была введена продразверстка. Но в 1921 году засуха стала еще больше. Неурожаем было охвачено 34 губернии с населением до 30 млн. человек.
При этом стихийном бедствии одни голодали, другие не хотели поделиться хлебом. Особенно упорствовали богатые мужики. Борьба за хлеб стала важнейшей государственной задачей. Чтобы спасти голодных, хлеб приходилось брать и силой. Эта борьба обострилась и в Алтате.
Летом 1921 были убиты несколько коммунистов. Продинспекторы творили беспредел, отнимая хлеб и у бедных. Началась чистка государственного аппарата; большевики действовали, как всегда, быстро и эффективно. Ворующих не сажали, а расстреливали на месте, причем ямы для могилы они копали сами; дешево и сердито.
Ленина можно в чем угодно обвинять, но не в отсутствии хитрого ума. Увидев, что дело плохо, он сделал ход конем, введя новую экономическую политику вместо военного коммунизма. Тех из товарищей, кто этого хода не понял, расстреляли или живьем закопали. 
Продразверстка была заменена натуральным налогом. В результате денежной реформы создалась устойчивая советская валюта. Временно, на период восстановления народного хозяйства от последствий войны, были допущены под контролем государства частная торговля и частные мелкие предприятия. С предельной ясностью об этом написал Ленин в своей работе «Шаг назад, два вперед».
Появилась новая буржуазия. Странно, что эти люди, такие хитрые в делах, не понимали, что их откармливают на убой.

В результате мер, предпринятых большевиками, усилилась смычка города с деревней. Для деревни это означало смерть. Но пропагандировали, что укрепился союз пролетариата и крестьянства. Никакого союза быть в принципе не могло. Пролетарии были те же крестьяне, потерявшие землю, и они ненавидели тех, кто на этой земле остался. Большевики столкнули лбами бывших крестьян с настоящими, что было поистине дьявольской хитростью.
Авторитет советской власти стал гораздо выше. Вернее, страх перед нею.  В двадцатые годы, с окончанием гражданской войны, с победой нарождающегося социалистического строя, капиталистические страны стали официально, дипломатически, одна за одной признавать молодую советскую страну, которая на время стала тоже капиталистической.
С введением НЭПа жизнь стала улучшаться быстрее и в Алтате. Это было видно по улицам, по отремонтированным  заборам и воротам, по заготовляемым бревнам и срубам новых изб и домов, а в  потребительском обществе по увеличению промышленных товаров. Все больше из города в село поступали хозяйственный инвентарь, косы, плуги, простейшие сельскохозяйственные машины. А в город везли зерно, мясо, кожу, молочные и другие продукты…
Опыт культработы нарастал.
  После войны молодели и укреплялись старые и зарождались новые семьи.
В селе участились свадьбы.
Стала возрастать и нарождаемость будущих кадров.
Приближались тридцатые годы, когда вся эта радость обратится в ужас, но, благодаря Богу, человеку не дано провидеть свое будущее.
Имеет смысл попытаться вникнуть не психологию классов или социальных групп, а в психологию отдельной личности; это гораздо сложнее, и интереснее.
20-е и 30-е годы представляются временем ужаса и душевной разрухи. Но, как не странно, жизнь продолжалась. Люди занимались наукой, музыкой, любовью, литературой…
Мечтали поступить в институт, как наш главный герой. Жизнь спасает от страха перед смертью, как энтальпия выступает перед энтропией. Второй закон Ньютона (закон разрушения) правил бы миром, если бы не было Бога.
Дима готовился даже в поле: ранним утром, в обед и вечером. Было приятно и не трудно. Отдыхом была сама сельская работа. Помогала Анастасия, которая знала, к удивлению Димы много, но сама у него училась деревенскому труду. Появились узбеки, снявшие жилье неподалеку; Анастасия, сразу, поняла кто это. Как положено воинам японцы не спешили, и выжидали время, чтобы спокойно и безопасно поговорить. Остальная компания жила в лесу у староверов. О том, что Анастасия спаслась, сказал Распутин, после вещего сна.
Петр Васильевич списался с Ачинской  девятилеткой и в конце октября, когда замерз Чулым, он с Димой поехал  в Ачинск: Дима – на учебу, он – по своим делам.
Все было подготовлено, но не хватало материальных условий для морального спокойствия. Фоку за лето согнула малярия. Как-никак ему подходил седьмой десяток лет, а помощник уезжал.
На начало учебы родители дали Диме два мешка пшеничной муки да кое-что по мелочи. Два дня он искал, где бы устроиться жить, получить кровать и харчи. Но подходящего ничего не нашел. Запрашивали много, причем с авансом на зиму. Концы с концами у него не сходились. И он решил: «Назад, домой…». Тяжело было – очень. Запрягая коня, прильнул к его шее и горько заплакал.
- Мечты, мечты! Где ваша сладость?
За мешок муки приобрел гитару, продал остальной свой провиант, и выехал обратно в Алтат.
Дорога была оживленная. Лес и горы еще больше покрылись снегом. Бородатые и безбородые мужики ехали с плодами своих трудов в город. Мороз румянил щеки. Петр Васильевич восторгался здоровьем людей.
- Не горюй Митя…  И в деревне бывает лучше, чем в городе… Учиться никогда не поздно.
Дима слушал и смотрел на завернутую, как дитя, гитару. 
«Уж играть-то на ней обязательно выучусь».
Гитара и песни стали его задушевными друзьями на всю жизнь. Еще он мечтал увидеть Анастасию, которую знал под именем Маша. Но была не судьба; после разговора с японцами она вместе со своим спасителем покинула деревню и отправилась в лес к староверам. Те собирались в Канаду, подальше от коммунистического счастья, и они решили ехать вместе с ними. Это была счастливая возможность; приближалась новая волна террора.
Дети стояли на берегу и смотрели со слезами на пароход, который увозил их друзей. В последний момент самураи выхватили мечи и отсалютовали  им, после чего поклонились.
- А теперь в обратный путь, - сказал Сережа.
- Каким образом?
- Мы пересечем пространство и время, только в обратном направлении; все очень просто Витек.
- Для тебя, да!