Перестройка

Галина Саржина
В 1991 году наступили совсем трудные времена. Магазины опустели, отоваривались по талонам. На заводе иногда удавалось что-то купить в кулинарии и еще бывали заказы с продуктами. Их разыгрывали или распределяли по очереди.
Несколько лет платила страховку к 18-летию детей, ее закрыли и выдали денежки, которых хватило на мороженое.
В 1992 году закончила курсы массажа и подрабатывала понемногу. Засела за учебники, обновила знания по ветеринарии и начала  оказывать помощь животным сначала на даче, а потом и в городе.  Спасибо, руководству завода, ни разу не задержали выплату зарплаты. Но работы становилось все меньше, шло сокращение штатов, сменилось руководство цеха. Прежний начальник был вежливым, культурным человеком. Его сменил  выдающийся хам. На первом же собрании он заорал на всех - кто не хочет работать, может отправляться за ворота - там в очередь в шляпах стоят. Нашим дамам шутливо предложил отправиться на панель... Всегда орал, доводил подчиненных чуть не до инфаркта. В такой обстановке работать было невыносимо и я надумала уволиться. Но меня пригласила работать контрольным мастером  начальник БТК литейного цеха Мальгина Галина Георгиевна и я перешла туда в 1993 г. Пришлось осваивать еще одну специальность - контроль на  участке алюминиевого и магниевого литья.  Технологические процессы там имеют свои особенности, узнала много нового - как выполняются отливки в воск, в землю, как вводятся добавки в металл при плавке, что влияет на его качество. Там я продержалась до 1995 года. В те годы китайцы присылали разные товары на завод - обувь, одежду, шубы из непонятного собачьего, наверно, меха. Купила эту шубу для Лены, в долг залезла, но немного она ее носила. Тяжеленная,  начали швы расходиться, латала все время, а потом повесила в дальний угол. 
Шуба в нашем климате, да с поездками на общественном транспорте очень неудобная одежда.
Когда зарплата сравнялась со стоимостью школьной формы для Леши, я уволилась. На вызовах к кошкам и собакам, да массажем я могла зарабатывать намного больше.
Три месяца числилась на Бирже труда, получала пособие, но мне ни разу не предложили работу. Потом открыла свое ЧП "Ветеринарные услуги" официально и работала по вызовам. 
  У меня был учебник по диетологии, засела считать рационы, чтобы в убогом наборе доступных продуктов соотношение белков, жиров и углеводов было правильным.
На даче выращивала картошку, капусту, свеклу, помидоры, огурцы, кабачки. Начали плодоносить яблони, смородина, клубника и крыжовник, в лесу собирала чернику и клюкву, солила и сушила грибы и это здорово пополняло рацион.
В июне варили щи из крапивы и щавеля, компот из ревеня.
Я закупала сухое молоко, яичный порошок, потому что нормального мяса и молочных продуктов было не купить.
Выручали рыбные консервы, тушенку иногда удавалось раздобыть. На зиму я сушила много разных трав - лист смородины, подорожники, крапиву, таволгу, кипрей и т. д. Зимой заваривала травяные компоты с добавлением ягод.
С тех пор так наелись щавеля, ревеня и кабачков, что до сих пор не хочется.
Вот так и продержались в эти трудные годы. Больше всего я боялась заболеть, кормила семью "с колес". Соседи в доме подкладывали к дверям косточки для собаки, спасибо им огромное. Сестра Ася одежду для дочки не раз приносила, у нее девочка постарше была. Однажды картонные коробки притащила и на даче я их положила на крышу летней кухоньки поверх жердей, накрыла рубероидом и много лет простояла картонная крыша. А тетя Дуся отдала фанеру, у них была перегородка в комнате из нее. Купить тогда было строительные материалы было очень сложно. Так этой фанеры хватило на крышу времянки и до сих пор она там стоит, на жерди прибитая.
Выручали друг друга, кто чем мог. Однажды перед Новым годом чудо случилось. У меня дома вообще мясного не было. Вдруг звонок в дверь, открываю - соседка сверху дает мне двух куриц. Говорит, что у детей аллергия, а кур из деревни привезли и деть некуда. Так я ей благодарна до сих пор! 
В тот период я не паниковала, много работала, училась и мне нравилось, что новые условия побуждают к действию.
А главное - дети здоровые росли.
04-04-2020