Школьные поездки

Михаил Гудаев
О судьбах выпускников школы на примере одной жизни

Моё участие в первом, организованном от школы, путешествии было в 1959 – 60 годах в пионерский лагерь. Много прошло с тех пор времени и очень многое забылось, но отдельные эпизоды запомнились. Лагерь находился где-то в Холмогорском районе. До Архангельска из Шойны мы ехали на пароходе “Мудьюг”, а от Архангельска до места, где располагался пионерский лагерь по Северной Двине на пароходе колёснике. Сопровождала детей Шоинской школы учитель Ханзерова Валентина Артемьевна. Учился я тогда в пятом-шестом классе.

Запомнилось, конечно, прежде всего, море, наше Белое море. Плыть по нему в августе, если не штормит, одно удовольствие. На горизонте только морская гладь. За бортом искры бегущих при движении парохода солнечных зайчиков. Много встречающихся упущенных где-то бревен. Ближе к Архангельску на горизонте появляются синие полоски суши постепенно переходящие в берега устья реки.

Наконец плывем по реке мимо острова Мудьюга. По берегам корабли, корабли и корабли, с нашими и иностранными флагами. Наконец, в те годы ещё старый, причал и морской вокзал напротив улицы Поморской. Рядом с вокзалом у реки большой Архангельский базар, где, чем только не торговали.

Запомнились чудно красивые места и деревни полные жизни по берегам Северной Двины. Шойна, где зелень только в тундре, а деревьев нет совсем, хотя и была любимой и неподражаемой, уступала здесь по многим "показателям". Впервые увиденные леса с высоченными березами, соснами и елями завораживали своей таинственностью. Широкая и полноводная в те годы Северная Двина, курсирующие туда и обратно пароходы и катера, буксиры с плотами леса или с баржами наполненными углем и другими грузами долго не давали нам покинуть палубу и уйти в каюты. Запахи речной воды, скошенной травы и бог знает ещё чего, но очень приятного, чего никогда мы не замечали у себя в суровой, обделенной теплом и растительностью Шойне, вдыхали мы полной грудью.

Из жизни в пионерском лагере запомнились подъемы по горну, большой пионерский костер уже в темное, вечернее время, походы и купания в многочисленных песчаных озерках.

Вторая поездка от школы была в 1961 году в Молдавию, когда я перешёл в восьмой класс. Небольшую группу, человек двенадцать, возглавлял Раменский Олег Евгеньевич, в те годы, завуч Шоинской средней школы. Нам предстояло в одном из садоводческих хозяйств помочь в уборке урожая.

Наше путешествие началось из Шойны в начале августа 1961 года на морском пароходе до Архангельска, затем на поезде от Архангельска до Москвы.

Первой нашей остановкой была Москва. Олег Евгеньевич сам москвич, здесь в Раменском жила его мама, и мы остановились именно там. За несколько дней проведенных в Москве он пытался нас познакомить с главными достопримечательностями столицы.

Можно представить себе, что ощущали мы, четырнадцатилетние - пятнадцатилетние подростки из далёкого заполярного поселка, ещё ничего особенно и не видевшие в жизни.

От полета Юрия Гагарина прошло каких-то три месяца. Город и его жители были под впечатлением этого грандиозного для страны события. На улицах проходили массовые мероприятия, и торжества по случаю первого полёта человека в космос. И мы оказались в центре этих событий.

Благодаря нашему руководителю Раменскому Олегу Евгеньевичу мы побывали в Большом театре на опере “Лебединое озеро”, смотрели картины знаменитых художников в Третьяковской галерее, звездное небо в московском планетарии, павильон космонавтики и авиации на ВДНХ и, конечно, досыта наездились на метро.

 От Москвы до Киева мы ехали на поезде. Помню, что в поезде было жарко и много пассажиров. Были несмолкаемые разговоры людей о жизни, кукурузе и политике. Кстати, кукурузой нас угощали, узнав, откуда, мы, а мы, слушая рассказы пассажиров, с удовольствием её поедали. 

Киев, 1961 год, для нас это конечно событие. Олег Евгеньевич провёл нас по Крещатику, пока ждали автобус на Одессу, мы много времени провели в городском парке на Михайловской горе, где расположен памятник князю Владимиру - крестителю Руси. Помню, как купили здесь ведро яблок за 15 копеек, как пообедали в киевской столовой, где конечно первым блюдом был украинский борщ. После обеда долго в шутливой форме обсуждали название столовой - "iдальня". Под вечер, разместившись на самом высоком месте Владимирской горки, мы рассматривали панораму города и закат солнца.

Ночь мы проехали в автобусе и наутро были уже в Одессе. Олег Евгеньевич организовал экскурсию, и мы посмотрели много достопримечательностей города. Были в палеонтологическом музее, основанном еще в 1865 году, где смотрели скелеты огромных животных древности. Возле музея китобоев мне удалось снять нашу группу на свой любительский фотоаппарат.

Фотография хранилась в моём архиве более пятидесяти лет. Этого музея уже с 1970 года не существует. У входа в павильон стояла настоящая гарпунная пушка, а рядом с ней - большая арка из челюсти синего кита. 17-метровый скелет этого морского млекопитающего красовался внутри здания. Больше всего запомнилось посещение Потёмкинской лестницы. Именно в этом месте было сделано фото на память.

На фото наша группа с Раменским Олегом Евгеньевичем и экскурсоводом. Ну и, конечно, Чёрное море, пляж и купание. Это путешествие от Белого до Чёрного моря запомнилось на всю жизнь.

Молдавия от Одессы в каких-то полусотне километров. Не помню, на чём мы добирались до своей конечной точки путешествия, да и названия молдавского села тоже не помню. Но помню красивые живописные места и синеющие вдали Карпаты.