Учеба в средних классах

Михаил Гудаев
О судьбах выпускников школы на примере одной жизни

Годы шли, мы подрастали. В 1957 году было построено новое двухэтажное здание для Шоинской средней школы. В пятый класс я уже пошел в новое здание школы. С 1958 года Шоинскую среднюю школу возглавил Петровский Дмитрий Алексеевич.

Новое двухэтажное здание школы встретило нас просторными светлыми классами, свежевыкрашенными полами и партами, длинными и просторными коридорами. Для нас было всё ново: здание, класс, учителя предметники.

Пятые - восьмые классы пришлись у меня на 1958 – 1962 годы. Учился я с желанием. Меня интересовали буквально все предметы. Помню своих учителей: русского языка и литературы - Анашкину Диану Семеновну, ботаники и зоологии - Плотникову Надежду Всеволодовну, географии - Носову Устину Яковлевну, истории и рисования - Петровского Дмитрия Алексеевича, физики - Кузнецова Дмитрия Николаевича, физкультуры - Третьяк Ивана Антоновича....

Другими источниками знаний кроме школы в те годы были домашнее радио, кинофильмы в клубе и конечно книги. В посёлке было две библиотеки. Одна поселковая в клубе, а позднее в здании сельского Совета и вторая школьная библиотека. На мой взгляд, библиотеки были очень богаты хорошими, интересными книгами.  Читал я много.

Больше увлекала фантастика, книги и журналы по научным знаниям. Художественную литературу я читал, но как-то меньше.

Были у меня в те годы и другие увлечения - фото и рыбалка. В 1961 году у меня появился первый фотоаппарат. В летний период много времени проводил на берегу реки, ловил на донки камбалу или с причала на удочку корюхов. Самым увлекательным занятием были походы по берегу моря к "Речке", "Второму водопаду" и, конечно, в тундру за грибами и ягодами. Такие же примерно увлечения были и у многих моих сверстников.
На сохранившейся в семейном альбоме фотографии 1961 года седьмого класса я узнаю своих уже тогдашних одноклассников. Часть из них шли со мной с первого класса - Фролова Светлана, Кыркунова Елена. Другие видимо присоединились уже позднее - Петровская Наташа, Клепиков, Пестов, Стародубцев, Чуракова, Поповы Галя и Зина, Широкая, Нечаева Галя, Коткина Тамара, Малыгины Владимир и Петр. 
             
Запомнился такой случай, Наташа Петровская, дочь директора школы, 12 апреля 1961 года принесла нам в класс новость о полете Юрия Гагарина. И хотя еще толком никто не понимал, что такое космос и почему туда нужно было на чём-то лететь, восторга у всех не было конца.

За годы учебы поменялся статус школы. Из обычной десятилетней средней школа стала одиннадцатилетней трудовой политехнической с производственным обучением. До 1958 года образование было десятилетним и трехэтапным: начальный - с 1 по 4 класс; неполный средний - с 5-го по 7-й; средний - 10 классов. С 1958 года структура среднего образования изменилась: начальными классами стали первые три, средними - с четвертого по восьмой, старшими - девятый, десятый и одиннадцатый.

В средних классах было добавлено количество часов на уроки труда. Уроки у мальчиков проходили в здании, учебных мастерских, которое было расположено на окраине поселка, в сторону ранее существовавшей первой базы. Позднее это небольшое здание использовалось как гараж для школьного трактора. Учителем труда был Рюмин Вячеслав Наумович, инвалид Отечественной войны, орденоносец.

Мастерские были не плохо оборудованы инструментами. У каждого был верстак. Были и станки по работе с металлом. Запомнилось, как мы под руководством учителя изготавливали табуретки для пришкольного интерната.