Дошкольное детство

Михаил Гудаев
О судьбах выпускников школы на примере одной жизни

В становище Шойна наша семья переехали в 1948 году из деревни Койда Мезенского района. Отец, участник войны, умер в 1949 году. Из шестерых детей в семье я был последним.

Родился в ноябре 1946 года и в школу пошёл в 1954 году, когда мне исполнилось уже почти восемь лет. В те времена, если на начало учебного года семи лет не было, в школу не брали.

В последний год перед школой и в детский сад не ходил, видимо был уже переросток для садика. Из посещения в садик вспоминаются: вкусный компот, игры в группе в "Теремок", ёлка на новогодний праздник, беленький костюм зайчика и стихотворение "Мороз - красный нос".

Дошкольное детство без детского садика проходило чаще на улице, возле дома. В семье все работали на Канинском рыбозаводе, и днём дома никого не было.
Фундамент здания, в котором мы жили, был огражден по периметру насыпью с метр высотой. Эта насыпь и была любимым местом игры. Для меня и других ребятишек это была не насыпь, а корабль, который имел даже название - "Аврора". Почему-то во время игры я всегда ощущал себя капитаном. Куда только не плавал мысленно наш корабль.

Рядом с домом старшими братьями были сделаны качели. Стоя по разные стороны доски, подвешенной на веревках, и раскачиваясь, мы пели песни. Запомнилась песня "На границе тучи ходят хмуро". Заводилой был Коля Мезенцев. Играл я чаще с детьми из своего же дома, но приходили ребята и из соседних домов. В последующие годы судьба разбросала всех, кого в Архангельск, кого в Мезень, кого на Соловки....

С Николаем Мезенцевым я встретился, например, через пятьдесят лет в Новодвинске. Он окончил в свое время Архангельский лесотехнический институт и много лет работал на Архангельском целлюлозно-бумажном комбинате, в последние годы в должности главного инженера производства картона.