Артист Алексей Дикий

Александр Щербаков 5
Думаю, читатели моего поколения запомнили этого артиста по трем ролям, сыгранных в 40-е годы прошлого столетия – фельдмаршала Кутузова, адмирала Нахимова и генералиссимуса Сталина.  Неторопливые персонажи в исполнении Алексея Дикого соответствовали  прототипам,  именно такими они и казались в те годы.  Фильм «Кутузов», поставленный в суровые годы войны – в 1943 году, когда еще только намечался перелом в войне с Германией и её союзниками, показанный в тылу, давал надежду советским зрителям, что и немцы будут изгнаны с нашей земли, как и Наполеон.  Думаю, что нынешнее поколения не очень хорошо знает и помнит эти картины и игру актера, ведь были и другие исполнители ролей Кутузова и Сталина, а вот Нахимов в исполнении Дикого – в единственном лице.

Алексе;й Дени;сович Ди;кий (настоящая фамилия Ди;ков)— русский и советский актёр, театральный режиссёр и педагог. Основатель и руководитель Студии Дикого (1931—1936). Главный режиссёр Большого драматического театра (1936—1937). Народный артист СССР (1949). Лауреат Сталинской премии (1946, 1947, 1949 — дважды, 1950).

Алексей Дикий родился 12 (24) февраля 1889 года (по другим источникам 13 (25) февраля 1889 года) в Екатеринославе Екатеринославской губернии Российской империи (ныне Днепр, Украина) в бедной крестьянской семье Дениса Ефимовича и Анны Васильевны Диковых. Отец был неизлечимо болен, трудиться не мог, и всю семью кормила мать, работавшая портнихой.

С раннего детства увлёкся театром под влиянием старшей сестры, актрисы Марии Диковой, и её мужа — режиссёра и антрепренёра Украинской музыкальной драмы в Харькове Алексея Суходольского, в спектаклях которого участвовал с шести лет. Большое влияние на него оказали актёры Марк Кропивницкий, Панас Саксаганский, Иван Карпенко-Карый, Мария Заньковецкая.

Окончил начальную школу и городское четырёхклассное училище. В 1904—1907 годах учился в Харьковском реальном училище. В 1907—1908 годах отбывал воинскую повинность вольноопределяющимся Пензенского 121-го пехотного полка. Дарование молодого артиста открыл актёр Московского Художественного театра Илья Уралов, пригласив его на обучение в студию при театре.

В 1909 году переехал в Москву и поступил на частные драматические курсы актрисы МХТ Софьи Халютиной, где занимался вплоть до 1912 года у Константина Марджанова и Вахтанга Мчеделова. Как вспоминал Дикий,
«Не знаю уж, чем руководствовались мои экзаменаторы, решившись взять в русскую театральную школу украинского хлопца с откровенным “хохлацким” выговором… но только я был принят и даже спустя некоторое время освобождён от платы за обучение… что допускалось лишь в отношении учеников, на которых возлагали известные надежды».

В августе 1910 года вошёл в труппу МХТ, был занят в массовках. В 1911 году успешно дебютировал в роли слуги Мишки в «Ревизоре» и небольшой роли судебного пристава (дряхлого старика) в пьесе «Живой труп». В августе 1911 года поступил на драматические курсы при театре. В 1912 году была создана 1-я Студия МХТ, где Дикий продолжил сценическую деятельность. В том же году он стал руководетелем сценического образования на Пречистенских рабочих курсах, где работа велась по типу 1-й студии. За два года поставил несколько одноактных пьес Чехова в своём драмкружке. Также работал в рабоче-крестьянском кружке-театре Уралова.

Начавшаяся в августе 1914 года Первая мировая война прервала его актёрскую карьеру. В 1914—1917 годах Дикий служил в Русской императорской армии на Кавказском фронте в чине прапорщика. Военные годы считал «безнадёжно потерянными».

С января 1918 года выступал главным образом на сцене 1-й Студии, в 1924-м преобразованной во МХАТ 2-й. В эти годы сложился как мастер острохарактерных, озорных портретов. Одновременно искал свой путь в режиссуре.

В 1919 году в Мансуровской студии выступил в качестве режиссёра в спектакле Евгения Вахтангова «Потоп» по пьесе Геннинга Бергера. В 1921 году в Театре-студии имени Ф. И. Шаляпина поставил свой первый самостоятельный спектакль — «Зелёный попугай» по пьесе Артура Шницлера, в которой уже определились характерные для него черты: пресса хвалила спектакль за колоритность, темпераментность и современность.

В 1925 году во МХАТе 2-м поставил «Блоху» Евгения Замятина, ставшую одной из его самых значительных режиссёрских работ. Также ставил спектакли и в других театрах: «Находка» Елизаветы Тараховской в Московском театре для детей, «Обращение капитана Брассбаунда» Бернарда Шоу в театре «Комедия (бывший Корша)». В Ленинградском Театре Народного дома работал с художниками-авангардистами Николаем Радловым и Аристархом Лентуловым.

B 1922—1926 годах работал также в Московском еврейском театре, где поставил «Скрипач на крыше» по мотивам «Тевье-молочника», и в Еврейской студии Белорусской ССР, где поставил «Праздник в Касриловке» Шолом-Алейхема. Спектакль стал событием, в нём были точно угаданы национальная форма, язык, психологические портреты. В 1928 году режиссёра пригласили в Тель-Авив (Палестина) в театр «Габима» для постановки спектаклей по пьесе Шолом-Алейхема «Золотоискатели» и по пьесе Кальдерона «Корона Давида». Премьера состоялась 23 мая 1929 года. В силу ряда причин Дикий покинул театр.

К 1925—1926 годам определились основные черты режиссёрского и актёрского дарования Алексея Дикого: любовь к ярким и сильным сценическим краскам, к броскости сценического рисунка, к монументальности и масштабности актёрских образов; искусство Дикого порою тяготело к балаганному комизму и к гневной сатире.

B 1925—1928 годах ставил оперы и балеты в Большом театре. В 1927—1928 годах был художественным руководителем Московского драматического театра. В 1928 году поставил спектакль «Человек с портфелем» Алексея Файко в Московском театре Революции. В 1929—1930 годах вновь служил режиссёром Театра Народного дома в Ленинграде. В 1931 году возглавлял Свердловский театр драмы, где поставил пьесу «Страх» Александра Афиногенова.

В 1931 году создал и возглавил театрально-литературную мастерскую при Доме учёных, позже получившую название Студии Дикого, где вёл режиссёрскую и педагогическую работу, в частности, поставил спектакль по «Леди Макбет Мценского уезда», который высоко оценила советская пресса. Параллельно в 1932—1936 годах был художественным руководителем Московского драматического театра им. ВЦСПС. В начале 1936 года Студия Дикого была закрыта.

26 марта 1936 года был назначен главным режиссёром Большого драматического театра имени М. Горького (БДТ), куда вместе с ним пришла группа молодых актёров — его бывших студийцев. Событием в истории театра стала постановка «Мещан» в июне 1937 года. Приуроченный к годовщине смерти Максима Горького, спектакль поначалу был встречен критически как в отношении постановочной концепции, так и ряда исполнителей. 23 августа того же года состоялась премьера обновлённого сценического варианта спектакля с частично изменённым составом.

17 августа 1937 года Алексей Дикий был арестован и 2 сентября 1938 года приговорён Особым совещанием при НКВД СССР по 58-й статье к пяти годам лишения свободы. Для отбытия наказания был направлен в Усольлаг НКВД. Оставшиеся без руководителя молодые актёры пришли к решению сохранить свой коллектив и почти в полном составе выехали в Сталинбад Таджикской ССР, где основали Русский драматический театр им. Вл. Маяковского.

28 августа 1941 года «дело Дикого» было прекращено. Он вернулся в Москву и вступил в труппу Театра имени Е. Б. Вахтангова. В ноябре того же года с театром был эвакуирован в Омск, где в 1942 году сыграл одну из лучших своих ролей: генерала Горлова в спектакле «Фронт». Как писал Рубен Симонов, «Образ Горлова, созданный Алексеем Диким, является вершиной актёрского искусства. Этот образ стоит в ряду с лучшими образами, украшающими советскую сцену. Характер генерала Горлова перерастал в исполнении Дикого в собирательный образ. Эту его роль называли обобщающим словом „горловщина“».

C 1943 года активно снимался в кино. Сыграл главные роли в фильмах «Кутузов» (1943) и «Адмирал Нахимов» (1946), за которые был удостоен Сталинских премий первой степени. Исполнение роли Иосифа Сталина в фильмах «Третий удар» (1948) и «Сталинградская битва» (1949) понравилось прототипу, и также было отмечено высшими премиями.

В 1944 году Дикий был назначен художественным руководителем Театра-студии киноактёра и членом Художественного совета при Комитете по делам кинематографии при Совете министров СССР. В сентябре того же года перешёл в Малый театр, где служил до 1952 года, когда был переведён в Московский драматический театр им. А. С. Пушкина.

Вёл преподавательскую деятельность. С 1948 года — профессор Театрального училища имени М. С. Щепкина. Автор мемуаров «Повесть о театральной юности» (1957) и многочисленных статей по театральному искусству.

Алексей Денисович Дикий скончался 1 октября 1955 года в Москве после продолжительной болезни. 5 октября прошла гражданская панихида и похороны на Новодевичьем кладбище (участок № 2).

Первая жена — актриса Екатерина Ивановна Корнакова (1895—1956), ушла от Дикого к инженеру Борису Бринеру — отцу известного американского актёра Юла Бриннера. Многие помнят Юла по роли в фильме «Великолепная семерка», где он сыграл бритоголового защитника индейцев.

Вторая жена — балерина Александра Александровна Дикая (в девичестве Боровитинова). Жена и тёща похоронены в одной могиле с артистом.

Сразу скажу, что найти материалы про Алексея Дикого в Интернете практически невозможно. Разве что все знающая Википедия рассказала о жизни и о творческом пути артиста, да еще одна статья, точь в точь пересказывающая Википедию.  А ведь этот артист оставил о себе память как исполнитель самый разнообразных ролей в кино и в театре.   Он сыграл 11 разнообразных ролей в кино, 19 ролей в разных театрах, и поставил как режиссер 35 спектаклей.  Немногие артисты могут похвастать  такими же творческими удачами.  Имел Алексей Дикий и государственные награды.  Орден Ленина он получил в 1943 году за роль Кутузова, орден Трудового Красного Знамени в 1949 году за роль Нахимова. Была еще медаль за «Самоотверженный труд в годы Великой Отечественной войны».

Актерские байки про Алексея Дикого.

Алексей Денисович Дикий, прошедший ла¬геря, игравший в кино роли суровые и героические, - Кутузова, казачьего атамана Платова, Нахимова, Сталина - несмотря на свою мужественную и героическую внешность, очень боялся своей жены Шурочки, женщины маленького роста, но чрезвычайно энергичной и временами скандальной. Такое в жизни встречается очень часто.

Как-то ночью у Георгия Менглета, который в свое время был учеником Дикого, раздался телефонный звонок.
 - Менглет, - приказал по телефону Дикий, - захвати деньги на такси и выйди во двор.
Естественно, бывший ученик не посмел ослушаться. Менглет вышел во двор, где и увидел Алексея Денисовича в виде весьма плачевном - с расцарапанной щекой.

- Менглет, сейчас едем ко мне разбираться с Шурочкой, - сказал Дикий. - Версия такая. Мы эти дни и ночи были у тебя, репетировали. Щеку мне расцарапала твоя собака случайно. Подтвердишь.
- Вряд ли жена поверит, - засомневался Менглет.
- Вот для этого ты мне и нужен! - возразил Дикий. - Твоя задача - сыграть роль убедительно и достоверно. Вперед!

Сели на такси, приехали. Жена открывает дверь, с первого взгляда все понимает и, ни слова не говоря, слева и справа отвешивает загулявшему мужу несколько затрещин. Менглет, как говорится, не успевает и рта открыть. - Менглет, свободен! - объявляет Дикий.

Интересные взаимоотношения сложились у Алексея Дикого и Амвросия Бучмы. Оба были народными артистами СССР, лауреатами Сталинской премии, причем, Дикий - пятикратным лауреатом. Но, по свидетельству Евгения Весника, где бы они ни встретились, тут же падали на колени друг перед другом в знак величайшего уважения. Однажды в Харькове это случилось прямо на улице, на каком-то чрезвычайно оживленном пешеходном переходе. Они плюхнулись на асфальт и долго стояли так, несмотря на то, что зажегся зеленый свет для транспорта и машины стали объезжать их, неистово гудя. В конце концов, подоспевший наряд милиции оштрафовал и задержал обоих, но в отделении, выяснив, кто они такие, нарушителям вернули деньги и с честью доставили в гостиницу.

Алексея Дикого утвердили на роль Сталина в кинофильме «Сталинградская битва», установив ему авторский гонорар в размере ста тысяч рублей. Сумма не маленькая по тем временам, но и не такая уж значительная. Дикий позвонил на студию, попросил кого-нибудь из начальства и задал провокационный вопрос:
- Как вы думаете, роль Сталина отличается чем-нибудь от роли обыкновенного рядового солдата?
- Разумеется, Алексей Денисович, - отвечали ему. - Недаром мы именно вам ее доверили...
- Я не о том, - перебил Дикий. - Как же так получается, господа хорошие, что за роль обыкновенного рядового солдата вы заплатили Борису Андрееву сто пятьдесят тысяч, а мне за роль генералиссимуса назначили всего сто? Нескладно получается...
 - Хорошо, Алексей Денисович, мы подумаем и перезвоним...

Через какое-то время звонок в квартиру Дикого:
 - Алексей Денисович, мы тут посовещались и решили, что вы в чем-то, безусловно, правы. Студия назначает вам сумму сто двадцать тысяч...
- Как?! - закричал Дикий. - Борису Андрееву за простого солдата сто пятьдесят, а мне за главнокомандующего сто двадцать?! Да вы спятили! А как дойдет до самого, что тогда будет, вы подумали?..

На этот раз совещались довольно долго, вероятно, бегали в бухгалтерию, утрясали, согласовывали, после чего снова раздался звонок:
- Алексей Денисович, вы правы. Не может артист за роль солдата получать больше... Так что мы вам тоже назначили авторский гонорар в размере ста пятидесяти тысяч рублей.
- Нет, вы ничего не поняли, - продолжал напирать Дикий. - Вот расскажут товарищу Сталину, что вы, стало быть, ставите его на одну ступеньку с простым солдатом, что...
 - Хорошо! - перебили его. - Получите свои сто пятьдесят пять!

Любопытно, что, играя Сталина, Алексей Дикий сознательно не стал подчеркивать кавказский акцент вождя. Он нашел великолепный ход - произнес только пару раз за весь фильм слово «каммуныкацыя», а все остальное говорил чисто. И удивительным, но вполне объяснимым образом это настолько врезалось зрителям в память, что после просмотра оставалось полнейшее впечатление, что вождь говорит с нужным акцентом.

Вскоре после того как фильм «Сталинградская битва» вышел на экраны, Алексей Дикий пригласил к себе самых близких друзей, чтобы отпраздновать это событие. Собрались мужской компанией, накрыли стол - водка, огурцы, чеснок, килька. Выпили, закусили, и вдруг в полночь - звонок в дверь. Хозяин открыл. На пороге крупный чин НКВД, пара сопровождающих...
- Все ясно, - сказал Дикий. - Это опять за мной...
- Так точно, - сказал чин. - Собирайтесь. Вас в Кремле ждет товарищ Сталин... - Э, нет, - ответил Дикий, - как же я могу показаться Сталину, если я водку пил, чесноку вот наелся... Как же я в Кремль явлюсь с чесночным-то запахом? Никак нельзя мне сейчас ехать...
- Извините, товарищ Дикий, - сказал крупный чин. - Вы меня тоже поймите. Я вернусь, доложу Сталину, что выполнить его приказ не смог, потому что артист Дикий наелся чесноку. Да меня разжалуют в ту же минуту... Нет, вы уж умойтесь, рот пополощите - и в машину... Нас ждут в Кремле через полчаса.

Поневоле пришлось ехать. Часа через два Дикий вернулся из Кремля и рассказал следующее. Привезли его в Кремль, провели в кабинет к Сталину. Тот вышел из-за стола, поздоровался.
- А известно ли вам, товарищ Дикий, что это лично я назначил вас на роль? - спросил вождь. - Берия мне показал десяток проб, и я выбрал вас. Мне понравилось, что вы говорили без всякого акцента, мне понравилось, что вы и внешне непохожи на меня и не пытались даже загримироваться. Это хорошо. Но мне интересно, почему вы играли меня не так, как обычно играют другие артисты? У тех и акцент, и сходство внешнее, а впечатление не то...
- Потому что я играл впечатление людей о Сталине, - ответил Дикий.
Сталину ответ настолько понравился, что он захлопал в ладоши. Потом сказал:
- Вы не должны обижаться на власть за то, что сидели в лагере. Ленин говорил, что каждый революционер должен пройти сквозь тюрьмы и ссылки...
- Но это же было до революции, - брякнул Дикий. Сталин нахмурился и погрозил пальцем. Затем вышел из кабинета и вернулся, держа в руках бутылку вина и лимон. Налил себе полный фужер, Дикому чуть капнул, выпил и сказал:
- Теперь будем говорить с вами на равных. «Стало быть, учуял запах водки, - прокомментировал Дикий. - А может, по дерзости моей догадался, что я под хмельком... В любом случае все кончилось благополучно...»

После этого друзья продолжили прерванный праздничный ужин.

В пьесе «На бойком месте» Алексей Дикий играл роль барина. Вот приезжает барин откуда-то на бричке, входит в комнату и спрашивает вошедшего вслед за ним слугу:
- Ну что, распряг коней? Овса им задал?..
- Распряг, батюшка, - отвечает слуга. - И овса задал...
После этого наступает пауза, потому что слова Дикий забыл. Пауза затягивается, артист усиленно вспоминает. Чтобы как-то потянуть время, снова повторяет:
- Ага... значит, коней распряг и овса им задал?
- Так точно, батюшка, - подыгрывает слуга. - И коней распряг, и овса им задал...
Снова наступает пауза. Дикий осматривает стены, потолок, оглядывается на слугу, который шепотом подсказывает текст. Но разобрать ничего нельзя. Дикий громко крякает, чешет в затылке:
- Распряг, значит, коней?
- Распряг, батюшка...
И снова пауза. - Иди, запрягай! - машет рукой Алексей Дикий. - Иначе мы отсюда долго не уедем!..

Эту историю рассказывают многие, и в ней звучат разные фамилии. Режиссер Леонид Трауберг рассказывал так: Алексей Денисович Дикий однажды обиделся на Никиту Богословского, который накануне его разыграл. У Богословского вообще было много жертв розыгрыша, которые мечтали ему отомстить при удобном случае, А удалось это только Алексею Дикому. Придумал он вот что.

Однажды хорошенько напоил композитора, а когда тот мирно уснул, его погрузили в легковую машину, отвезли в аэропорт и отправили в Новосибирск. Следом в Новосибирское отделение Союза композиторов дали срочную телеграмму за подписью известного чиновника МВД о том, что в городе может появиться аферист, который, пользуясь феноменальным внешним сходством с известным советским композитором Никитой Богословским, ходит по учреждениям, и выпрашивает от его имени крупные суммы денег якобы, на билет на самолет...

Проснувшись во время долгого перелета, Богословский понял, что над ним жестоко подшутили. Он, конечно, попытался мобилизовать свое чувство юмора, и, немного успокоившись, сразу после посадки самолета отправился в местный Союз композиторов. Он зашел в кабинет председателя Союза, и не успел назвать себя, как тот ухмыльнулся и нажал кнопку на столе. Тут же появился наряд милиции, на ошеломленного Богословского надели наручники и увезли в отделение милиции, где композитор просидел целые сутки, пока все не разъяснилось.

Во время очередной антиалкогольной кампании артист Алексей Дикий выразился так: «Если в театре начинают искать пьющих, это значит, что в нем больше нечего искать!».