Чехословакия

Павел Селезнев
На фото: Кароль Габула-Криз, Ян Ферак, Рудольф Джон, Карель Вейвода. Обратите внимание, чехословацкие авиаторы не стеснялись фотографироваться в форме республиканских ВВС.


В Чехословакии, как и в других странах Центральной и Восточной Европы, имели сильные позиции партии соцалистского и левого толка, не стоит сбрасывать со счетов деятельность коминтерна. Не удивительно, что благодаря их активной пропаганде, сразу после начала войны в Испанию потянулся поток желающий воевать за идеалы республики.
Всего в Испании воевало более 2 тысяч добровольцев, переправленных в основном при поддержке КП Чехословакии.
Среди волонтеров, по разным оценка было около 20 авиаторов, ранее имевших опыт службы в ВВС и оставивших их по различным причинам. Война в Испании для них стала шансом снова вернуться в небо.
Острая необходимость в авиаторах у республиканцев ослабилась по прибытию из СССР военных летчиков и возвращению групп испанцев, прошедших в Союзе обучение. Посему F.A.R.E. уже в 1937 году особо не привлекало к службе "лиц третьих национальностей".
Мюнхенский сговор 1938 года и как итог полная оккупация Чехословакии Германией 15.03.1939., еще до поражения Испанской Республики, положили конец участию добровольцев из этой страны в конфликте.


Gabula-Kriz Karol, 10.12.1910., пилот, в 1928-1933 годах служил в ВВС Чехословакии, за нарушение дисциплины уволен из армии.
Прибыл в Испанию в ноябре 1936 года. Прошел аттестацию в качестве пилота. С декабря 1936 года летал на Р-5ССС в составе 15 группы республиканских ВВС. Далее воевал на бомбардировщике СБ в составе 12 (24?) группы.
Кароль Габула-Криз пропал без вести (погиб) 07.12.1937., когда его СБ з/н 22 130 был подбит при налете на Мальорку (Mallorca) и упал в Средиземное море.

Ferak Jan, 08.07.1913., пилот, в 1933-1936 годах служил в ВВС Чехословакии, сержант.
Прибыл в Испанию в октябре 1936 года. Прошел аттестацию в качестве пилота. С декабря 1936 года летал на в составе «группы Potez», она же группа 11, она же эскадрилья Andrе Marlaux. Совершил около двух десятков боевых вылетов, в том числе 7 ночных.
31.05.1937. днем его одиночный Potez 540 б/о "D", собственное имя «Antziak» при налете на порт Пальма де Мальорка (Palma) был сбит Fiat CR.32.
Единственным выжил из экипажа самолета, раненным попал в плен.
Обменен 19.08.1937. и не взирая на предложенное звание капитана республиканских ВВС и должность командира эскадрильи легких бомбардировщиков, отказался продолжать службу и в сентябре выехал в США.
Находясь в Нью-Йорке, остался без денег, за весьма скромные гонорары давал интервью местным мелким «желтым» изданиям, где воспевал свои подвиги в Испании, причем 7 ночных миссий  резко превратились в 7 «побед» на самолете-истребителе. Именно тут зарождался миф о его «легендарных подвигах» в небе Испании. Для оправдания своих действий он в последствии утверждал, что выполнял в США некую «секретную миссию советского правительства»
В марте 1938 вернулся в Чехословакию.
В апреле 1939 года эмигрировал в СССР.
После нападения Германии, пытался вступить в советские ВВС, но получил отказ и разрешение на отправку в Англию.
Ян Ферак погиб 15.05.1942., когда вышедший из Мурманска британский легкий крейсер HMS Trinidad был атакован немецкими Ju.88 из III./KG30 и затонул.

John Rudolf, 1912, пилот, служил в истребительной авиации Чехословацких ВВС до 1936, вероятно, за нарушение дисциплины уволен из армии.
Прибыл в Испанию в конце 1936 года. Вступил в республиканские ВВС. Был тяжело ранен в бою (лишился глаза). Добился права и далее служить в авиации.
Подробности биографии нуждаются в уточнении.
Умер в 2000 году.

Karel Krаl, 1911., ранее служил в ВВС Чехословакии.
Прибыл в Испанию в ноябре 1936 года. С декабря 1936 года летал в качестве бортового стрелка на Р-5ССС в составе 15 группы республиканских ВВС. Далее воевал на Р-Z в 30 группе, возможно, также успел полетать на СБ в 24 группе.
Карел Крал погиб в бою 04.09.1937. в Медиане (Mediana). Тип  машины и подробности нуждаются в уточнении.

Souсek Josef, 1909., ранее не служил в авиации.
Прибыл в Испанию в конце 1936 года. Вступил в республиканские ВВС, прошел обучение и совершал боевые вылеты в качестве бортового стрелка в составе «группы Potez», она же группа 11, она же эскадрилья Andrе Marlaux.
Йозеф Соучек погиб 31.05.1937., когда одиночный Potez 540 б/о "D", собственное имя «Antziak» при налете на порт Пальма де Мальорка (Palma) был сбит Fiat CR.32.

Talаs Zdenеk, 1910., ранее не служил в авиации.
Прибыл в Испанию в конце 1936 года. Вступил в республиканские ВВС, прошел обучение и совершал боевые вылеты в качестве бортового стрелка в составе «группы Potez», она же группа 11, она же эскадрилья Andrе Marlaux.
Жданек Талас погиб 31.05.1937., когда одиночный Potez 540 б/о "D", собственное имя «Antziak» при налете на порт Пальма де Мальорка (Palma) был сбит истребителем Fiat CR.32.

Vejvoda Karel, 13.10.1905., пилот, в 1924-1925 годах служил в ВВС Чехословакии, за нарушение дисциплины переведен в пехоту и в 1929 уволен из армии.
Прибыл в Испанию в октябре 1936 года. Прошел аттестацию в качестве пилота. С декабря 1936 года летал на Р-5ССС в составе 15 группы республиканских ВВС. Далее воевал на Р-Z в 30 группе, возможно, также успел полетать на СБ в 24 группе. Налетал в испанском небе около 200 часов. В марте 1938 года заразился тифом был комиссован и вернулся в Чехословакию.
В апреле 1939 года эмигрировал в СССР.
Во время Второй Мировой войны не смог вступить в авиацию и служил в качестве офицера-связиста и техника роты в танковых частях советских и чехословацких войск. Отличился при освобождении Киева (награжден советским орденом Славы III степени), был неоднократно ранен.
Умер 14.07.1968.


Автор не претендует на полноту данного списка, однако, на данный момент не располагает другой достоверной информацией о чехословацких волонтерах в летном составе республиканской авиации.
Из 7 авиаторов 4 погибли в Испании, 1 побывал в плену.
Как видно из вышесказанного далеко не все чехословацкие добровольцы республиканских ВВС имели опыт службы в авиации. И наоборот, некоторые волонтеры, ранее служившие в ВВС Чехословакии, не смогли вступить в F.A.R.E.
Например,

Kovanda Jaroslav, 22.01.1913. ранее служил в ВВС Чехословакии.
Прибыл в Испанию в декабре 1936. Не смог поступить в ВВС. Сражался в составе 11 Интербригады и зенитной батареи (!) им. К. Готвальда.
Эмигрировал в Великобританию. Поступил в Королевские ВВС, летал в качестве бортового стрелка-радиста и оператора бортовой РЛС на ночных истребителях Defiant и Beaufighter.
Флайт-сержант Ярослав Кованда из 68 Sqdn. RAF погиб в авиакатастрофе ночного истребителя Bristol Beaufighter Mk.If X7842 "WM-P"

Bolfіk Rudolf, 13.03.1913., в 1932-1935 служил в бомбардировочных частях ВВС Чехословакии.
Прибыл в Испанию со второй попытки в начале 1937. Не смог поступить в ВВС. Сражался в рядах 129 Интербригалы, был четырежды ранен.
Эмигрировал в Великобританию. В 1940 году поступил в Королевские ВВС, летал в качестве бортового стрелка на тяжелых бомбардировщиках.
Флайт-сержант Рудольф Болфик из 311 (чешской) Sqdn. RAF погиб 16.01.1941., когда Wellington  Mk.Ic T2519 "KX-Y" был сбит над Северным морем.

и некоторые другие чехословацкие волонтеры (Andrej Beles, Jan Dokladal, Jaroslav Uhlir).
Позже более 40 участников гражданской войны в Испании из Чехословакии в годы Второй Мировой войны воевали в рядах Королевских ВВС Великобритании.

Версия от 05.04.2020.