Красота служения

Людмила Криволуцкая
Игра Ирины Мирошниченко в спектакле "Моя дорогая Матильда" в МХТ им. Чехова оставила впечатление надолго, наверное на всю жизнь, благодаря двум чудесным вещам. Во-первых, действие спектакля происходит в парижской квартире, и все вещи, к которым прикасалась хозяйка в исполнении Ирины Мирошниченко, вдруг становились очень красивыми, имеющими вес и смысл, в одной сцене главная героиня прибиралась в квартире, накрывала стол, чтобы выпить кофе с гостем. Комната просто искрилась красотой. Чашечки для кофе после сервировки блестели и привлекали внимание. Когда на сцене были другие актеры, все вещи становились обычными и оживали, когда на сцене появлялась Мирошниченко. Она играла для зрителя, и вся сцена, с вещами и другими актерами служила зрителю рядом с ней. Другие актеры заметно лучше играли в сценах с Мирошниченко из-за ее таланта повернуть спектакль лицом к зрителю.

В физике известно, что частица "знает", если за ней наблюдают, и ведет себя особенным образом, не так, как если бы наблюдения не было. Театр же это искусство наблюдения, интересного, творческого и внимательного с обеих сторон. Спектакль создаётся из наблюдений за зрителем, зритель наблюдает за спектаклем на представлении. Зритель приходит увидеть не вещь в себе, а спектакль и актеров, играющих для зрителя. Мирошниченко обладает этим даром служения зрителю и это вызывает у зрителя потрясающее чувство благодарности.

Одна моя знакомая, актриса, увидев осенью косяк улетающих журавлей, сказала:"Как же воспитанно они летят, каким красивым треугольником!" Может быть и здесь, в полете журавлей, наблюдение людей за полетом тоже играет какую-то роль, заставляя журавлей лететь правильно? Вот и в присутствии Мирошниченко и актеры, и вещи становились как бы воспитанными, молодые актеры, например, говорили реплики друг другу не только смотря друг на друга, но чуть поворачивая лица в зал, не забывая, что на них смотрят сотни глаз.

Апофеозом спектакля является песня Шарля Азнавура "La bohеme" в исполнении Ирины Мирошниченко, и это второе для меня, после того, как приобретают красоту вещи под рукой Мирошниченко, незабываемое событие. У меня было такое чувство, что она поет ее лично для меня со всей глубиной и богатством оттенков чувств, а я ведь не заслуживаю этого, думала я. Лишь на улице я поняла, что чуть ли не каждый зритель в зале думал, что песня исполняется именно для него. Сама Любовь, Париж, Монмартр возникли передо мной. "Хотелось нам пленить весь свет", это слова из песни Богема. Ирина Мирошниченко обладает пленительным  даром открытости, искренности, имея огромный запас доброжелательного отношения к каждому человеку в зале, что является редким подарком в наше время, обладает красотой публичного человека настолько, что в ее присутствии люди способны изменяться к лучшему.