Михалыч

Анатолий Алексеевич Никитин
Север. Зима. Перестройка.


Время обед.
Мы сидим в рабочей столовой, уплетаем положенный нам по талону дежурный комплексный обед. Как всегда он довольно весомый, с трудом уместился на подносе. Отличный борщ, под самые края вместительной тарелки, с добрым куском мяса по центру. С краю, справа, ещё один выглядывает. На второе, здоровенный шницель из свинины. Пюре с горкой и подливой. Пару зелёных салатиков. Стакан сметаны, с вертикально торчащей ложкой. Стакан томатного сока. Завершает всё это стакан компота. Ну и хлебушек в ассортименте.

- Вот ты зачем так делаешь?! Анатолий!
Разгневанный Михалыч оторвал свой взгляд от тарелки с супом.
- Скажи! Ну, куда ты мажешь столько ядрёной горчицы?! Толщиной чуть не в палец! Зачем столько! И это всё с твоими-то соплями! Ну, какая тебе рыбалка будет после этого! А! Ещё и наперчил столько в борщ! Ты что, не понимаешь! У тебя сейчас в горле воспаление идёт! Никакой защиты! Голое мясо! А ты! Сначала на рану перцем посыпал, теперь собираешься туда же кинуть это ужасное количество горчицы! И какая тебе после этого будет завтра жизнь! Сейчас мороз на улице градусов 18, не меньше! Подумай сам, что творишь! Ведь не враг же своему здоровью!

Михалыч, уникальный человек. Коренаст. Спокоен. Легонько за 40. С интеллигентной бородкой. Волею судеб, так уж сложились над ним звёзды, заброшен к нам на площадку, на перековку. Он вообще-то по профессии врач, ухо-горло-нос. Как люди заявляют, довольно приличный врач. Только вот характер у него не сахар! Слишком сложный, даже можно сказать взрывной! Любого достанет. Да, и главное! Сильно подвержен болезни нашей, исконно Русской!
Работал себе в поликлинике поселковой десятилетия. Был уважаемым человеком. Людей лечил. Замечательно лечил! Дети его сильно любили. Но так бывает. Какие-то внезапные семейные обстоятельства выбили его из привычной колеи. Заставили напрочь сорваться человека. Я не расспрашивал, что именно там произошло. Не люблю я этого. А сам он никогда лишнего не скажет. В общем,  запил он и надолго. Когда отошел, пришел в себя, из больницы его отчислили. Нашли пока замену. Жена тоже ушла. Не выдержала. Вот потому он сейчас у нас на Фабрике, в качестве электрика 5 разряда работает уже целый год. Вроде держится пока. Но довольно нелюдим. На контакт идет с трудом. Поэтому народ его обходит, как бы сторонится. Не знаю, у меня с ним вполне нормальные отношения. А что! Голова его в трезвом виде варит что надо! Толковый мужик! И руки из правильного места растут! Есть правда ещё одна проблема. У него какая-то травма ноги. Он при ходьбе её, всё время как бы подтаскивает. Но видно давно уже сжился с этой потерей, существует как есть. Не обращая внимания на жизненные ухабы.

Ноябрь у нас сейчас на дворе, последние деньки! Сидим с ним в тёплой, очень светлой, приятно пахнущей столовой. В деталях обсуждаем планируемую на завтра рыбалку с заброской за полста километров. За нашей любимой всеми рыбой сиг. Свежий сиг, это ж объедение! В озере, куда собираемся, разновидностей этой рыбы десятки! На любой вкус и выбор. Какого хочешь вида. Есть широкая плотная как поднос, попадает вытянутая красавица. Цвет чешуи натуральное серебро! Глаз не отвести. Чего только с ней не делают. И жарят и в уху, и солят в разных видах. Коптят. Маринуют! В любом виде получается достойное угощение. В последнее время, приладились делать консервы. Пальчики оближешь!
Есть там такое довольно интересное местечко. Резкое сужение озера размером километры, в узкую, метров двести весьма мелкую почти незамерзающую в любой мороз речку. Только пар над водой стоит! А дальше вновь озеро расходится вширь на километры. Называется по местному Салма. Поздно осенью, именно здесь концентрируется в огромные стаи местный, довольно мелкий, но от того и очень вкусный сиг. Иногда влетает средний хариус, или довольно крупный сиг. Чаще не большой, но много. Правилами ловить его здесь позволяется. Запретов никаких нет. Поэтому, на перволедье каждый год сотни желающих, сформированные в толпы, ищут свое рыбацкое счастье. 
Я с детства в этих местах как у себя дома. Знаю немало тонкостей ловли местной рыбы. Бессчетное количество замечательных и не только воспоминаний связано с ним. Первое. Лед в это время чрезвычайно тонкий. Коварный. Опасный. Как правило, в самой точке лова три, пять сантиметров. Не больше. На нем словно вялые моржи, темные на белом снегу и льду, кучкуются люди с удочками, рюкзаками. Как правило, передвигаются они волнами. Ищут свое счастье рыболовное, клёвые тропы. Для того чтобы закинуть снасть под лёд, используют небольшой туристический топорик. Удобно носить, не габаритный. Пришел на место. Расположился. Из любого положения можешь тюкнуть несколько раз по льду и пожалуйста, лунка готова! Колотый лед при определённой сноровке, легко отбросить в сторону. Удобная, отличная вещь! Потом опарыш на крючок, мормышку вниз! Все дела. Процесс пошел. Жди удачу! Глубина, где ловим от полуметра до двух. Все сосредоточены.
Этот, на стульчике сидит, впился взглядом в кивок, вокруг ничего не замечает. Другой на ящике плавно, словно дирижер с двумя удочками колдует. Но основная масса всё же на оленьих шкурах рыбачит! Лицом прямо в лунку! Лежишь себе коленям, животу мягко и тепло.
Смотришь, перед самым твоим носом, буквально в сантиметрах совершенно другой мир! Подводное волшебное царство!
Справа травка зеленая течением колыхается. Внизу песочек светленький, чистенький. Вода бежит прозрачная, как стеклышко! Кажется, камушек так близко! Руку протяни! Совсем рядом! Но это лишь визуальный обман. Чуть притих. Приглядываешься. И тут неожиданно, стайка рыб мимо лунки медленно, под углом к течению спускается. Красота какая! Природа! Естество! Успокоился, справился с дыханием. Каждая чешуйка видна! Куда там аквариум! Такое можно только в живой природе увидеть! А вот снизу, другая стайка, голов с десяток чуть виляя телом хвостом и плавниками не спеша подымается. Как правило, самые крупные, самые жирные рыбины на наживку, ноль внимания! Да они тебя просто игнорируют! Что бы ни делал, ноль эффекта! Будто кот Васька в банке смотрит сквозь стекло на рыб. Внутри всё кипит! Вертишься на шкуре от переживаний словно уж! Дождался! Наконец-то! Самый что ни на есть худой и мелкий. Какой-то невзрачный на вид из огромной стаи, вдруг отделяется. Резко атакует мормышку! Секунда! Рыба бьется на льду! Ура! Душа рыбацкая поёт! Начало есть. Поймал этого, значит и другие будут! Те, что крупней!
Зимой на Севере день рыбацкий короток. Всего-то пару, тройку часов с копейками. Да ещё от туч сильно зависит. В ноябре, декабре, они по небу тоже косяками бродят. Снег, метель. Мы с малых лет, с детства добирались сюда на попутках. Делов то. Поднял руку. Ни один мимо не проедет, если место свободное есть.
Как-то помню, раз с другом собрались ехать. Нам тогда лет по двенадцать  было, а то и меньше. Суббота, раннее утро. Вышли на трассу, напарник мой вдруг побежал к знакомому через дорогу. А у него рюкзак за спиной. Там еда, наживка, снасти, топор. Вдруг с перекрёстка выворачивает автобус КАВЗ. Для наших Северных условий, погоды, отличная техника! Тёплый. Дверь со скрипом открывается. А там накурено как в бочке, гвалт и народу куча хохочет. Анекдоты травят.
- Чего стоишь, давай прыгай!
Ну, я и захожу.
- Не загораживай вид, давай в конец! Там места свободного много!
Пытаюсь им сказать, что у меня друг сейчас подойдет! Они же, ничего не слышат! Дверь быстро закрывается и по газам! Я к заднему окну. Оно запотело. Протираю рукавом стекло и вижу как Колька из последних сил бежит сзади по дороге. Рюкзак у него с добром нашим прыгает как горб у верблюда. А водитель рулит себе. Среди гвалта и шума, гомона и меня совсем не слышит. Так и увезли одного на рыбалку за полста километров. Приехали. Озеро. Целая стоянка машин, мотоциклов с коляской. Толстый припорошенный лед у берега.
Сотни людей устремились к протоке, промоине черным пятном четко выделяющемся на белом снегу. И ни одного знакомого лица вокруг! Все взрослые, один я пацан. Чудом в куртке, во внутреннем кармане обнаружил забытую удочку с мормышкой. Я тогда их любил делать из подручных материалов.
Это было всё. Ни еды, ничего. Наживки тоже ноль. Смог выпросить лишь одного опарыша у толстого дядьки. Огромная проблема и дефицит в те времена! Спасибо и за это!
Водила мне:
- Эй, малец! Часы есть?
- Есть! Батька подарил! 
- Значит так! Автобус будет здесь стоять, пока ловим. На этом самом месте! Обратно уезжаем в пять вечера! Смотри не опаздывай! Ну, давай, рыбачь.
Вот и пришлось мне искать место среди рыболовов. Нашел удачное. Топорик одолжить не проблема. Забрался к самой воде. Меньше метра до неё. Плюхается о край. Я легкий. Несколько десятков килограмм. Толщина льда подо мной, два с половиной сантиметра. Все боятся провалиться. Ко мне не лезут. А внизу рыбы косяки! Красота! В тот раз я невольно поставил рекорд. На одного опарыша поймал сто одного сига. Опарыш стал похож на кусочек прозрачного целлофана. Рыбы, попрыгав с минуту, превращались в мороженые колотушки. Из них я, складывая друг на друга, строил забор от всех. Повезло, в конце рыбалки один очень печальный пьяненький мужичек поделился со мной своей сумкой.
- У меня сегодня ни одной рыбки! Забирай друг тару! Видать мормышка, совершенная дрянь!
Я быстро отрываю свою мормышку от лески и дарю ему. Вижу, в глазах его тут же засверкали искры надежды. Надежды на следующий клёв. Предложил на уху. Отказался. Еле я тогда свою рыбу допер до автобуса.

- Всё Михалыч! Твоя взяла! Сдаюсь! Убедил! Горчицу эту, неделю есть не буду! Странно, какая-то она тут действительно зверская. Как говорит моя сестра Галина:
- Вырви Глаз!
- Вот и хорошо! Молодец! В таком случае шанс на рыбалку у тебя остается. Итак, продолжим! Встречаемся где всегда, в семь утра! Пока соберёмся. Пока доберёмся. В самый раз и будет! Только вот с погодой нелады! Как бы ночью мороз ещё больше не вдарил! Сейчас говорят уже почти 20 градусов! Но мы с тобой здесь наверху, в горах. Температура значительно выше, чем внизу. Значит завтра у реки, легко на десять градусов может быть холоднее! Так что одевайся как на Северный Полюс! Ну, всё! С меня машина, с тебя опарыш и твоё клёвое проверенное место на сига!
Закончил он плавно свою речь. Да, техника это серьезно! У Михалыча во владении, так получилось, есть замечательная легковая машина марки ЗАЗ-968. В общем, в народе его называют ласково, «Ушастый Запорожец»! При всех нюансах этой довольно специфической автотехники, проходимость в умелых руках, сильно удивляла. Всякие «Жигули», даже «Москвичи» рядом не стояли! У «Волги» тоже неплохая проходимость. Но она намного тяжелее! А этот аппарат, другое дело! Бывали случаи, когда экипажем мы довольно легко, не сильно напрягаясь, за десять минут «Запорожца» разворачивали на месте в свою же колею на 180 градусов.

- Хорошо.  Договорились. Встречаемся  в семь!

Раннее утро. Почти ещё ночь. Выхожу из подъезда. Холодина! Кошмар. Очень холодно! Щеки будто кошка когтями, царапает мороз! Снег хрустит под ногами как-то странно, непривычно. Да ладно! Надо идти. Михалыч у гаража ждёт! Через десять минут здороваемся.
- Привет Анатолий, опарыша не забыл?
- На месте! Вот они родимые! Во внутреннем кармане. Хватит нам на самый лучший клёв!
- Это хорошо!
Машина стоит напротив гаража. С трудом чихая, но всё же пока работает на средних оборотах. От неё валит белый то ли пар, то ли дым. Ситуация немножко напряженная. Что-то у меня совсем нет доверия к этому четырехколёсному ушастику. Но всегда есть выбор. Ехать или не ехать. Ладно! Маховик событий раскручивается, теперь его практически не остановить!  Михалыч методично гремит канистрами с бензином, маслом, укладывает в багажник. Туда же пошел ящик рыболовный, дополнительная одежда. И так, всего по мелочи. Вот нужная вещь! Пакля на длинной проволоке. Это для разогрева масла. Здесь запасной заряженный аккумулятор. Паяльная лампа. Всё к месту.
- Михалыч! Не забудь гибкую сцепку!
- Я запасной аккумулятор взял!
- А сколько ему лет?
- Уже три! И как новый! Беру всегда с собой на всякий случай!
- Что-то он на новый, совсем не похож! Мороз, однако, сегодня давит!
- Не переживай! Всё будет отлично!
- Ну, гляди. Ты за рулём!
Я вытащил из гаража последними две большие белые оленьи шкуры и плотно утрамбовал их сверху в багажник.
- Полна коробочка!
Прогазовав, вышли на ледяную трассу. Дороги у нас чистят, но не до самого асфальта. Тем более, много участков, где его нет совсем. Поэтому грейдер пройдёт легонько, машины укатают. Вот тебе и вся трасса.  Прошли уже три километра, Михалыч всё пытается запустить свою печку. Вечная проблема в мороз! Она, это хорошо чувствуется по запаху, сильно плюется бензином, но искру не дает. Тут он вдруг резко сворачивает направо и покатил совсем в другую степь. Под прямым углом!
- Эй! Ты куда! Салма в другой стороне!
- Да ладно! Надо заехать в одно место на минутку! Ещё успеем, время есть!
Бодро объяснил он свои действия. Я слышал, что он где-то тут прикупил домик и огород. Но сам там ещё не бывал. Проехали по улице к самому последнему, чуть покосившемуся темному невзрачному деревянному. Утро. Очень хотелось спать! Я позёвывал. Тут он мне вымолвил вкрадчивым голосом.
- Пошли! Я тебе сейчас кое-что интересное покажу!
Заинтриговал он меня. Машина остановилась у калитки, двигатель пока работал. Вышли на улицу. Однако! Здесь ещё холодней! Проходим по чищеной от снега тропинке к тамбуру. Михалыч снимает большой и тяжелый навесной замок. Тычет пальцами в термометр на уровне глаз. Вот те на! Минус 42 градуса на улице! Неплохо для начала! Вот повезло! Вот порыбачим! Распахнул синюю дверь и поднялся по ступенькам. Я плотно притворил за собой сильно заиндевевшую входную. Он же не спешит пока входить в дом. Ждёт меня, чтобы с холоду вместе разом войти в помещение. Резко открыл, мы вваливаемся внутрь. 
Я ошарашен! Можно сказать, шокирован увиденным! Прямо на меня смотрит корова! Мычит! Затем лизнула по лицу и очкам своим огромным языком. Вот уж удивил Михалыч, так удивил! Снимаю запотевшие и мокрые от коровы очки, тщательно вытираю их. Насчёт коровы, нечего сказать. У меня нет знакомых. Мало того, я не слышал, чтобы кто-то держал корову в личном пользовании у нас в посёлке. В царстве холода! Но, это Михалыч! Это его дело.
- Анатолий! Я сейчас ей поесть быстренько сварганю, уберу и мы поедем! Хорошо!
В довольно светлой комнате горели четыре полуваттные лампы. Здесь висел в воздухе плотный,  примечательный деревенский дух. От сена сложенного в углу, конечно же, от самой коровы. Тут она приподняв  голову, довольно громко несколько раз пожаловалась нам обоим.
- Мууууууууу!!!
- Ну, Михалыч! Изумил, поразил!
Эх, Буренка, не говори! В минус 42 снаружи, тебе тут несладко! Окна были плотно закрыты ставнями. Внутри помещения очень высокая влажность. Мои очки вновь запотели! Пришлось их опять снимать. Михалыч же, как правильная доярка, скинув шубу, лихо крутился вокруг коровы. Удивительно! Всё изладил как надо. Управился со всем довольно грамотно и быстро. Он оказывается и в этом силён! Вот уж тихоня! Закончил обыденно, лишь сказав:
- Ну что, поехали! Тут всё нормально!
Вот так! И не подумал бы на него никогда, что врач с огромным стажем. Технический человек, а деревенскую ношу так легко тянет. Да он просто живёт ею! Садимся в машину,  у нас по дороге есть общее занятие! Продолжаем пытаться завести многострадальную печку. Наконец она растревожилась. Кроме концентрированного запаха бензина, начала выдавать слабое тепло. Вентилятор печки завыл так, словно ему было ещё хуже, чем корове в стойле. Через полчаса он притих. Стало чуть теплее. Я снял свои замечательные шубенки. Дорога к месту, та ещё стиральная доска. Целая колонна таких же, как и мы озабоченных рыбалкой, попёрлись в эту ночь, не взирая на дикий мороз в правильном направлении. Хорошо, что давно не было свежего снега. А старый, мороз зацементировал. Забетонировал!
Преодолев немало трудностей, с песнями мы добрались до знакового места. Оно зовётся очень поэтично. Большое Болото! Отсюда до реки три километра круголями. Практически все оставляют здесь свои легковушки на дороге. Лишь редкие счастливые обладатели проходимых машин, сильно газуя, прыгая на кочках, уходили в такую  желанную рассветную даль. Я уже приготовился десантироваться на улицу. Но Михалыч уверенно положил мне на левую руку свою правую и сказал:
- Не спеши вылезать! Сейчас мы на моей ласточке до самого берега допрём!
Он сегодня смог положительно удивить меня второй раз. Так как с левой ногой у него проблема, автомобиль его был с ручным управлением. Всё на руле. Конечно же, я с большой опаской поглядывал сбоку за его манипуляциями, но главное делалось! Автомобиль медленно, но ехал вперёд! Все знают замечательное выражение:
- Лучше плохо ехать, чем хорошо идти. Тем более с рыболовным скарбом.
У нас как раз  был аккурат такой случай! Чего стоили картины, видимые в окно машины. Справа и слева  изнурённые лица тянущие санки по этим бесконечным кочкам Большого Болота. Мы же, словно большая утка плавно взбирались и скатывались со всех неровностей проложенной дороги. На середине болота, погрузившись по брюхо в тину, застрял в странной перекошенной позе грузовой трёхосный КАМАЗ. Болото забетонировалось и крепко схватило его в свои объятия. Помаются еще с ним мужики!
Довольно неожиданно быстро мы выскочили на стихийную стоянку возле самого берега. Я с трудом уговорил Михалыча припарковаться недалеко от заезда на болото. Быстро собрались, не спеша пошли на известное только мне отличное проверенное место. Впереди нас как не странно, был всего с десяток, полтора конкурентов. Да и те пошли резко вправо. Впрочем, как и вся толпа. Вновь подходившие, взбодрившись видом реки, убыстряли шаг занять первыми правильные места. Мы же, потихоньку отделившись от колхоза, несколькими точными зигзагами пришагали наконец к пункту назначения. Здесь и будем ловить!
Михалыча я посадил на свои старые лунки, сам отошел метров на тридцать в сторону. Мой коллега, с места в карьер начал ловить одного сижка за другим. Без перерыва на перекур! У меня же полный ноль! Хожу, делаю лунки, бесполезно! Как в ванной. Ни поклёвки! Вот ведь какая беда! Смотрю вниз, ни одной рыбки! Странно! Это место, где рыбы всегда кишело! Такие здоровенные стаи ходили! Сегодня же подо льдом полная тишина! А Михалыч разъярился от счастья! Разошелся не на шутку и ну давай меня подкалывать!
- Да ты не так ловишь! Да ты не там лунки делаешь! Да ты ловить совсем не умеешь!
И тянет рыбу одну за другой, целыми стайками. Давит мне на больную мозоль. Всё хохочет гад. Мало того, я бы даже сказал, хихикает! Вскоре он мне сильно надоел своими речами. Я за всё это время поймал какие-то три штучки, застывшие на морозе в ледышки. Ну, Михалыч! Все! Достал! Решил я проучить этого говоруна.  Дело в том, что в этом месте, как показывает моё многолетнее визуальное наблюдение под водой, рыба ходит строго стайками. Снизу вверх. Как правило, впереди ленивая толстая самка с икрой. За ней худые, но очень шустрые самцы. И ходят они строго по своим, непонятным людям дорожкам. Их сложно просчитать, если не видишь дно. Так вот. Находишь такую тропу. И строго над ней делаешь лунку. Главное теперь, поймать пузатую с икрой! Поймал, живот чуть прижал, икру в лунку пускаешь. Все самцы тут же дуреют, начинают кругами ходить. А ты их потихоньку всех выдёргиваешь. В общем, надо срочно найти тропу, на которой сидит Михалыч! Перекрыть её своей снастью. Вот тогда я покажу ему Кузькину мать! А то он что-то совсем с катушек сошел. Забыл, с чьей лунки кормится! Мысленно прикинул точку вниз по течению от него в несколько десятков метров, черчу поперек линию и делаю серию лунок. Проверил первый десяток лунок. Тишина! Второй десяток. Редкие единичные особи. Мне они не интересны. Нужна тропа! А он бедолага хохочет как ребёнок! Заливается! Вокруг на льду рыбы скачут. Вершина успеха! Прикинув, раз снизу рыбы нет, делаю дырки слева. И тут же пересекаю тропу. Ну, всё, я теперь при рыбе. Почему она так идёт? Объяснений нет! Но в этом месте практически это действует всегда. Минуту смотрю в лунку. Рыбы там, как солдат перед сражением! Смешно даже! Словно раки ползут. Упираются взад впереди идущему. Кладу удочку, напоследок подхожу к Михалычу. А он только что не танцует. Счастливый! Весь в рыбе! Сотни полторы уже смело взял. Говорю ему.
- Знаешь, хотел я тебя сегодня сделать! Но поймал всего чуток. А ты вон уже, какую гору натягал! Как это тебе сегодня так повезло! Может слово, какое знаешь? Ладно, раз такой день выдался, уйду я вбок.
А он мне.
- Да ты не на ту мормышку ловишь! Да ты вообще не так ловишь! Надо сидеть и ждать ее! А ты, вон, сколько впустую лунок надырявил!
- Десятка четыре, не меньше! Ну, хорошо! Правильно говоришь! Хватит бегать! Пойду, присяду на часок! Пусть теперь сама ко мне подходит!
С этими словами ушел на свою лунку, сел на стульчик спиной к Михалычу. Установил между ног рюкзак и в режиме лифта одного за другим начал резко наполнять его отборной рыбой. Обернувшись через пятнадцать минут, увидел озадаченное лицо напарника. Так тебе и надо! Сам виноват! Отработав чётко час, порядком замерзнув, подошел вновь к нему.
- Слышь Анатолий! Может место поменяем! Чего-то рыбы совсем тут нет! А с утра сколько было!
- Михалыч! Да ты не на ту мормышку ловишь! Вот она клёвая! Спорим, через пять минут рыба попрёт у тебя, как с утра! 
Оторвал его мормышку и широким жестом выкинул в снег. Привязал ему свою, рабочую. Он смотрел на мои действия с немалым удивлением. Примерно как я на корову. Помахал ему рукой, взял топорик  и побежал греться. Искать места, где рядом кроме этой тропы есть рыба. Снег на гладком льду сформировался островками. Оттолкнёшься от такого островка и бежишь по чистому, прозрачному! Сижки врассыпную разбегаются. Красота! Аж изнутри распирает. Век бы так бегал! Видно и маленьких и больших, пузатых. Эти быстро бегать не могут. Налимы тоже не редкость. Видел пару щук. В траве стоят. Но в основном сиг, все больше россыпью. Иногда мелкие, в десяток другой единиц. Троп не встретил ни одной. Так побегал с полчаса. Прогрелся. Вернулся. Он опять в своей стихии. Вновь сыплет саркастическими замечаниями. Я не мешкая, снова присел на свою лунку и легко добил-таки рюкзак до самого верха. Замечательная рыбалка! Он же ко мне за это время, ни разу так и не подошел! Как он там не замерз! Стало смеркаться. Люди потянулись к машинам. Мой напарник же домой идти не хочет. Сызнова говорит:
- Надо место менять!
Я ему:
- Куда менять! Еще полчаса, темнеть начнет! У нас машина стоит, вся промёрзла, как и ты! Сосулька железная. Наверное, аккумуляторы при таком морозе давно сели! Михалыч! Давай! Пойдём быстрей! Пока машин много! В случае чего, любая нас дёрнет! Главное завести двигатель! Ты что, из-за рыбы этой, забыл про минус 42!
А он сидит как пень, подниматься не хочет. Приморозился наверное ко льду! 
- Ну ладно! Хорошо! Лови ещё двадцать минут! И всё! Сейчас у тебя опять будет бешеный клёв!
Взял свой термос, налил крепкого горячего сладкого чаю из термоса, достал бутерброды. Сел рядом с ним. Начинаю считать, вот-вот клюнет! И понеслась! Он опять с удивлением смотрел на меня, ничего не понимая. Я выпил чаю, отнес обратно к себе. Смотал снасти. Упаковался грамотно. Положил рюкзак на санки, подъехал к нему. Отведённые минуты давно прошли. Начало быстро смеркаться. Люди как сиги, дружно толпой шли к болоту и машинам. Засветились фары, взревели моторы. Михалыч же, будто ребёнок ничего не понимает, сидит себе! Ловит! Вечерний клёв! Ни в какую не поднять!
- Ведь клюёт же! Толик! Куда уходить! Давай ещё парочку!
Я чуть не с пинками заставил его всё же свернуться. Собрал его рыбу, упаковал в его рюкзак. Прикрутил к своим саням, мы пошли. Тут выяснилось, он целый день не вставал, так вышло, отсидел рабочую ногу! Вот ведь терпение у человека! Идет сзади по тропинке еле-еле, матерится. Доковылял на авто площадку. Осталось всего четыре машины! А десять минут назад были десятки! Тут водила «Москвича», ближайший от нас, спрашивает о клеве. Я быстро к нему. Рассказал, что очень неплохо отловились и самое главное.
- Пожалуйста! Не торопись! У нас видишь, зверь ушастый. Боюсь я за него! Мороз, вон какой! Водила у меня чуток нервный. Аккумуляторы старые! На таком холоде, скорее всего, сдохли уже! Погоди! Сейчас мы прогреем лампой паяльной и пару факелами масло в картере пять минут! Заведёмся, тогда ты с лёгким сердцем поезжай! Хорошо!?
Он через силу:
- Ладно! Но я сильно тороплюсь ребята! Не затягивайте!
 Михалыч же мой, будто в другом мире существует. От клева видно ещё не отошел. Идет не спеша. Всё делает не спеша! Мало того, совершенно непонятно почему, вдруг начал ни с того ни с сего на мужика нашего единственного надёжу, лаяться! Кошмар! Я так и обмер. Что-то ему там не понравилось! Ужас! Подошел к мужику. Ещё раз извинился за товарища, уговорил. Пошел помогать заводить «Запорожец». Запалил лампу. Еле залез в шубе под низ, грею открытым огнём. Михалыч орёт.
- Вылезай! Довольно! Хватит! Сейчас заведётся с пол тыка!
- Ещё маленько! Пусть закипит! Все ведь есть под руками и лампа и факелы!
- Хватит! Вылезай оттуда!
Выбираюсь, смотрю со стороны с ожиданием чего-то такого.  Водила, делает движение ключом и на втором обороте движка, первый аккумулятор, как и должно быть, сел в ноль! Маты его посыпались с удвоенной силой! Как из рога изобилия! Я не выдержал. Быстро забрал второй аккумулятор из багажника. В минуту подсоединил его. Михалыч опять ткнул ключом. Два оборота и второй аккумулятор сел. Всё! Приехали! Бегом к мужику.
- Слушай, как чувствовал, оба аккумулятора сели! Надо дёргать!
Кричу Михалычу:
- Давай гибкую сцепку!
И тут слышу выстроенное предложение из крепких матов, что он её не взял. Всё осталась в гараже!
- Был уверен, что без проблем заведётся с аккумулятора!
Что делать? Еле, еле уговорил мужика. Он вылез из машины на мороз уже переодетый. В кофте и ботинках. Достал классный трос, дал мне. Я под жесткие маты Михалыча зацепил ЗАЗ спереди и к машине спасения. И чтоб Вы думали?
Добрых полчаса таскал мужик на «Москвиче» наш «Запорожец» с Михалычем, изрыгающий отборные маты своему спасителю, пока тот не завёлся! Я чуть не поседел, наблюдая всё это! Как только затарахтел наш движок, мужик быстро выскочил в своих ботинках в снег. Сам отцепил, сам скрутил трос и лихо умчался по болоту к цивилизации. Ещё минут двадцать мы собирались, а Михалыч посылал ему вслед недосказанные громы и молнии! Парадокс!  Я совершенно не понял его. Ни с какого края!
Как он мог ругать такими словами человека, который только что, вернее всего спас его от элементарного замерзания. Прямо здесь, на этом вот красивом морозном берегу! Рядом с клёвым местом. Ничего бы не помогло! Вокруг болото и снег. И людей никого. И зверей. Я был тогда шустер и эти пятнадцать километров до жилья, скорее всего, прошел бы! Не взирая на мороз! А вот что было бы с ним! Вопрос большой. Вопрос открытый. С его-то ногой! Машин на стоянке не осталось ни одной. Избушек рядом нет. Мы остались из-за него же, последние!
Концовка, как и положено. Печка на машине не завелась совсем. Пришлось ехать при минус сорок, с открытыми окнами. Я молил всех богов, какие только знал, чтобы на очередной кочке не заглох наш страдалец движок. Вот уже проехали вмурованный в болото Камаз. Пересекли болотину, вылезли на дорогу. В промежуточном селе предложил ему погреться. Сделать перекур. Попить чайку! Михалыч вдруг успокоившись, жестко осудил свои неправедные действия. В дальнейшем, был как всегда. Правильным, местами даже мудрым.
Почему так? Что с ним случилось? Где и в чём его переклинило? Так и осталось загадкой для меня. Спокойно доехали до гаража, разгрузились, загнали машину. И пошли, как ни в чем, ни бывало вместе домой. Чудеса, да и только! Смотрел на него и думал:
- Как же так! Как может в одном человеке, столько всего умещаться. Тёмное и белое.
Рыбы было довольно много, она пришлась к месту. Не пропала. Вся до последней использовалась по назначению. Удивительно, но горло моё быстро зажило. Ни простуды тебе, никаких отрицательных последствий. А с Михалычем после этого выезда, я как-то перестал ездить на рыбалку. Через полгода его опять взяли в доктора.
Теперь у меня свой, проверенный «Ухо-горло-нос»!