Мишка-топтыжка, дикая собака Динго и любовь к книг

Ирене Крекер
Начало апреля. Погода великолепная. Солнышко зазывает на прогулку, но не могу совершить её по причине, не зависящей от меня. Радуюсь открытию, что сегодня праздник – День   детской книги, и что у меня есть возможность поделиться воспоминаниями с авторами посиделок у камина.
 
Вечером спускаюсь в гостиную. Среди расположившихся у камина несколько знакомых лиц, к которым уже появилось доверие. Прошу слова и неожиданно для себя рассказываю о пережитом полвека назад.

«В начале Второй мировой войны мать с отцом были депортированы из немецких посёлков Грузии и Поволжья – в Сибирь. Там я и родилась в небольшом шахтёрском посёлке на берегу реки Томи. Родители тогда говорили сразу на двух языках, понятных мне. Отец хорошо владел русским, а мама, закончив семь классов немецкой школы, разговаривала с большим иностранным акцентом.
 
В пять лет я научилась читать по-русски, и – процесс пошёл. Читала взахлёб всё, что попадало в руки, начиная с объявлений в газетах, заканчивая тем, что рекомендовали в школе. Однажды мне в руки попала тоненькая книжица про мишку-топтыжку. Я не помню её автора и названия, знаю только, что история заканчивалась словами о том, что в жизни можно всего добиться, если «очень захотеть и немножко попотеть». Ещё через несколько лет узнала, что «талант – это 99 процентов пота и один процент способностей». Подумала тогда, может, у меня и нет   способностей, но, по крайней мере, упорства и трудолюбия – не занимать. В тот год решила стать учителем и непременно учить детей русскому языку. Через книги знакомилась с разными типами людей и дальними странами. Позже осознала, что, читая книги, училась не только познавать мир, правильно говорить по-русски, но и мыслить».

Дрова в камине потрескивают, пламя всё больше разгорается, освещая лица слушателей. Вижу в их глазах неподдельный интерес, продолжаю повествование:

«Книги сопровождали меня по жизни, формируя характер и светлое мировосприятие. Почему-то вспомнилось сегодня, что, когда училась в 5 классе, мы с девчонками по традиции поздравляли наших мальчишек с праздником 23 февраля. Помню, как по жребию вытянули фамилии одноклассников, и начались поиски подарков. Это было очень волнительное событие. Признаюсь, не помню, кому я тогда и что подарила, но на 8 марта, в Международный женский день, мы, девчонки, с большим волнением ожидали ответного поздравления от мальчиков. На протяжении учебного дня в классе раздавались радостные крики одноклассниц, видимо, обнаруживших ожидаемые подарки. Прозвенел звонок с последнего урока.  Уже ни на что не надеясь, я вытащила шаль из парты, и из неё неожиданно выпала книга. Подняв её с пола, прижала к груди, другой рукой схватила портфель и пулей вылетела из класса.
В тот день отец разрешил мне переночевать у одноклассницы, родители которой уехали на несколько дней. Я взяла с собой подаренную книгу, которую до этого момента не решилась открыть. Название книги «Дикая собака Динго или повесть о первой любви», осталось в памяти навсегда, как и надпись, сделанная на внутренней обложке неуверенной мальчишеской рукой: «На память. Люблю». К слову сказать, имя мальчика, подарившего мне эту книгу, так и осталось   неразгаданной тайной.
   
Начала читать книгу вечером, когда подруга заснула. В час ночи, взглянув на часы, подумала: «Надо бы поспать, хоть немного,» – но не смогла оторваться от чтения. Только к пяти часам утра перевернула последнюю страницу. Содержание книги потрясло своей, казалось, невыдуманной правдой.  Отношение героини к отцу, который оставил её мать с маленькой Таней и ушёл к другой женщине, – вызвало сопереживание. Встреча Тани с отцом через много лет, обида за себя и мать, застилавшая глаза…  – пробудили сострадание. Я внимательно следила за зарождающимся чувством любви между Таней и сыном отца от нового брака… И ещё запомнилось, как Таня выбежала на улицу с тарелкой пельменей в руках, и умная собака Динго наблюдала за процессом исчезновения пищи с тарелки, как будто понимая, почему девочка плачет. Полвека прошло с тех пор, а это запомнилось. Такой сопричастности к чужой судьбе, такого сильного потрясения в процессе и после прочтения книги, я никогда до этого не испытывала.  Наверное, это был урок жизни и ожидание влюблённости, которое ещё не дотронулась до меня своим крылом… Может быть…
 
В то утро я подумала: «Когда-нибудь напишу книгу, чтобы достучаться до других сердец. А сама представила себя на берегу моря в ожидании алых парусов. Тогда я ещё не читала книг Александра Грина. Радость от встречи с Ассоль и Греем была впереди…

И ещё одна книга оказалась для меня значительной. Её я читала маленькому сыну на протяжении нескольких лет на двух языках, проживая уже в Германии. Это – «Маленький принц» Сент-Экзюпери. О воспитательном воздействии книги на детей и взрослых и сегодня слагаются легенды. Её мысль: нельзя бросать человека, если ты его приручил, – стала моей путеводной звездой при встречах и расставаниях, имеющих место быть. Впоследствии сын подтвердил мои слова своими жизненными уроками. Сейчас ему тридцать, и он недавно изъявил желание принять заочное участие в нашем авторском марафоне честных и чистых сердец.

Ещё несколько слов о любви. Она накрыла меня с головой в десятом классе. Какое-то время он был рядом, но романтическая мечта о принце на белом коне не состоялась. Когда я училась на втором курсе пединститута, получила весточку от будущего лётчика такого содержания: «Давай не будем обманывать друг друга». «Выдуманный принц – надуманная любовь», – так думаю я сейчас, а тогда казалось, что мир рушится. Пришло время, вышла замуж за надёжного парня рабочей ковки. Прожили вместе 47 лет, воспитали троих детей и сейчас живём в мире и согласии.  Душа моя осталась молодой, и в ней по-прежнему звучит музыка вдохновения и любви ко всему, что меня окружает.

Мой рассказ подошёл к концу, хотя нет, для тех, кому интересно, могу добавить: моя мечта стать учителем русского языка – исполнилась.  Стала я и автором книг, написанных сердцем в другой стране, между двумя культурами. Но это уже другая история.



 
А мой рассказ подошёл к концу, хотя нет, для интересующихся могу добавить: моя мечта стать учителем русского языка и литературы – исполнилась.  Стала я и автором книг, написанных сердцем в другой стране, между двумя культурами. Но это уже другая история.

Крекер Ирене
04.04.2020