Этюды неприветливой весны

Ирина Дмитриевна Кузнецова
БОЭЦИЙ
Фантазия искусствоведов ничуть не уступает фантазии творцов искусства. Когда мы рассматриваем пристально фреску Рафаэля «Афинская школа» (сейчас  лучше рассматривать   репродукцию, а не оригинал), то в голове вспыхивает множество вопросов. Возможно, автор намеренно  вложил в неё не только изысканную художественную идею, но и какую-то непостижимую сквозную метафору.
 
За  пятьсот лет все уже успели привыкнуть к  Платону с лицом Леонардо да Винчи. И каждый из знающих об этом  превращении по-своему объяснил  маленький каприз гения. Но самая загадочная загадка таится в левом нижнем углу полотна: там изображен Пифагор, сосредоточенно пишущий что-то, отвернувшись от других, и некто слева от него, пытающийся тайком разглядеть письмена, вышедшие из-под руки Пифагора. В этом персонаже искусствоведы (в большинстве своем) признают Северина Боэция. Видимо, у этого предположения есть достаточные основания, но оно до сих пор возбуждает мысль и воображение своей смелостью.

Чтобы было понятно, о чем идет речь, напомню несколько фактов. Пифагор жил в 6 веке до н.э., Боэций в 6 веке от РХ. Пифагор - человек с огромным диапазоном научных интересов; занимался математикой, философией, медициной, никогда (насколько можно судить из доступных источников) не интересовался логикой. Боэций - переводчик Аристотеля (4 век до н.э.) на латынь, философ, основной заслугой которого называют попытку «узаконить» античность в средневековье. Он не только интересовался логикой, но активно развивал эту науку (которую можно назвать  интеллектуальным искусством) - изобрел «логический квадрат», разработал теорию «гипотетического силлогизма». Что же хотел подглядеть просвещенный Аристотелем Боэций у  доклассического Пифагора?

Кто сейчас вспоминает имя этого средневекового философа, казненного императором Теодорихом за измену,  который впоследствии был канонизирован как святой мученик? А вспомнить - самое время. Любому человеку до-карантитнного периода, не привыкшему к жесткой, но неизбежной, самоорганизации, будет интересно узнать, как складывалась в далекие времена жизнь вполне образованных людей в условиях несвободы, лишений, физического насилия  и прочих неблагоприятных моментов.

Северин Боэций, находясь в тюремной келье, каким-то удивительным образом сумел отрешиться от тяжелых мыслей, сосредоточиться и написать трактат, который благотворным образом повлиял на современников, находящихся на свободе, на потомков, на всю эпоху Средневековья. Трактат «Утешение философией» стал самым знаменитым и читаемым текстом этого автора даже за пределами философского мира.

Философия в облике прекрасной дамы произвела поразительное впечатление. «Некая восхитительная женщина, своим взглядом пронзая все вокруг», явилась Боэцию. Явилась, чтобы оказать покровительство  невинно осужденному и праведному человеку. Чему она учит Боэция? Смирению. В условиях, когда изменить ничего нельзя, оно -  лучшее средство для обретения душевного равновесия. (Смирение философа - замечу в скобках -  плодотворно: он мыслит и пишет. Но писать может каждый, не только философ).

Наставница Боэция выражается простым и  доступным  языком, не прибегая к пространным рассуждениям, предельно конкретно:  «Настроишь язык свой на желчный манер, нападая на всех без разбору и пощады, - встанешь рядом с цепной собакой…» Совсем не лишнее напоминание и для живущих  пятнадцать веков спустя. Философия, низведенная (или возвышенная?) до житейской мудрости близка и понятна каждому.

КАМПАНЕЛЛА
Томмазо Кампанелла (1568-1639) - монах-доминиканец, он же поэт и философ, он же патриот Калабрии, провел в тюрьме  Неаполя более четверти века (27 лет). За это время произошло множество знаменательных событий. Ушла из жизни королева-девственница Елизавета I, сорок пять лет правившая Англией;   во Франции  у короля Генриха IV и Марии Медичи родился наследник,  который  впоследствии женился не по своей воле на Анне Австрийской, стал королем Франции и Наварры Людовиком ХIII; Галилей изготовил телескоп;  в России случилось «смутное время», после чего царь Михаил основал династию Романовых.

Находясь в неволе, Кампанелла  постоянно работал, написал не одно произведение, но остался в памяти народов как автор трактата  «Город Солнца». Мечта о прекрасной жизни в стране победившего добра, где все продумано и предусмотрен выход из любой неблагоприятной ситуации, где царит абсолютная гармония, естественна для находящегося в заточении человека. Нет условий для свободной и  радостной жизни у меня - так я придумаю её для каких-то других людей (возможно, так мыслил философ). Воображаемая картина благополучия - не одного человека, а целого общества, вдохновляет и дает силы жить. Кампанелла дарит людям, обитающим по ту сторону тюремной решетки, свою вольную мысль, свою мечту.  Подробно описывая обычаи и нравы соляриев (так автор называет тамошних жителей), он не скрывает восхищения их достижениями. Пусть в воображении, но ему удалось создать совершенное общество,«где обязанности,  художества,  труды  и  работы распределяются между всеми, каждому приходится  работать  не больше  четырех часов  в  день; остальное  время  проводится  в приятных  занятиях  науками, собеседовании, чтении, рассказах, письме,  прогулках, развитии  умственных и телесных  способностей,  и  все  это делается радостно».
 
А как  изящно и доходчиво объясняется преимущество общинного уклада жизни, который обеспечивает торжество справедливости,  благоприятный нравственный климат.Солярии «утверждают,  что крайняя нищета делает  людей  негодяями, хитрыми,лукавыми, ворами, коварными, отверженными, лжецами, лжесвидетелями и  т. д.,а богатство  - надменными, гордыми, невеждами, изменниками, рассуждающими о
том, чего они  не знают, обманщиками, хвастунами, черствыми, обидчиками и т.
д. Тогда как община делает  всех одновременно и  богатыми,  и  вместе с  тем
бедными: богатыми - потому что у них есть все, бедными  - потому что у них
нет никакой собственности; и поэтому не они  служат вещам, а вещи служат им».

Особенно любопытны и  актуальны  для нашего карантинного времени рассуждения Кампанеллы о медицине соляриев, методах лечения разнообразных недугов. Ведь  и в идеально устроенном обществе никто не застрахован от болезней. Вот только один пример, касающийся исцеления от лихорадки, сопровождающей многие инфекционные болезни. С точки зрения современного человека, возможно, выглядит наивно, но все равно интересно. Можно сказать,  это средства народной медицины соляриев:
«… лихорадки лечат пряностями и  жирным бульоном, или же сном, или музыкой, или
весельем;  трехдневные  -  кровопусканием  и  приемом  ревеня, или  другими
очищающими средствами, или же отваром  из послабляющих корней и кислых трав…Четырехдневные  лихорадки они легко излечивают    посредством    внезапного    испуга,    а    также    травами, противодействующими  влаге, свойственной  четырехдневной  лихорадке,  или же другими  подходящими  средствами…
Особенно старательно  лечат они длительные лихорадки, которых они очень
боятся, и  борются с ними  и наблюдением звезд, и подбором трав, и молитвами
богу… Кушанья они приправляют мастерски:  подбавляют  в них  корицу,  мед,  сливочное масло  и множество  сильно  подкрепляющих  пряностей. 
… Они не пьют ни остуженных снегом, ни искусственно подогретых напитков, как китайцы, не нуждаясь в таких средствах против  влаги для усиления  природного тепла, но поддерживают  его  толченым чесноком,  уксусом,  тмином,  мятой  и   базиликом,  особенно  летом  и  при утомлении. Им известна и тайна обновления  жизни  через каждые семь лет безо всякого ущерба, способом приятным и прямо удивительным…»
Правда, эту тайну автор читателям не раскрывает…

После освобождения из заточения Томмазо Кампанелла продолжал занятия философией, астрологией, увлекался магией. Последние пять лет жизни  он провел в Париже, под покровительством Людовика ХIII и кардинала Ришелье. Мы можем только предполагать, насколько благосклонно французский монарх относился к социальным идеалам итальянского философа, к его идее создания  прекрасного общества, описанного в трактате «Город Солнца».