8. Бой с морскими чудовищами

Владимир Зезиков
          Ужин проходил весело, хотя у многих аппетита совершенно не было. Они обсуждали, как прошло посвящение в подводники, каждый старался высказаться, как лично он целовал кувалду и пил солёную воду:

          - Я долго ждал пока она от меня начнёт отходить и догнал таки, правда немного губой о неё все таки стукнулся, вон видите верхняя губа даже припухла, - весело говорил профессор Сибирский.

          - А я точно рассчитал, и нисколько не ударился, но вот воду пить было страшно противно. Горькая она какая-то, как ни как, 37 промилле. Да! Она у меня чуть назад не выскочила, еле удержался, - весело сказал Владимир Ильич.

          - А, я…, - хотела что-то сказать Татьяна, но махнула рукой и хихикнув, прикрыв рот, отвела взгляд в сторону.

          Вдруг, появился какой-то непонятный, неясный звук. На него не сразу обратили внимание. Слух у людей разный, и сначала начали прислушиваться те, у кого со слухом не было проблем. Первыми обратили внимание на звук Илья и Марина. Затем, почуяв неладное, замерли Татьяна и профессор. Елена Сергеевна вела себя особенно весело, поэтому вместе с дедушкой, у которого со слухом уже давно были проблемы, среагировали последними. Когда в кают-компании стало совершенно тихо, стали явственно слышны звуки похожие на кваканье лягушки.

          - Что это за звуки? - первым не выдержал Илья.

          - Это очевидно и есть квакеры, - ответил ему Владимир Ильич. – Я много про них слышал и читал, а вот сам слышу впервые.

          В кают-компанию зашёл командир корабля Алексей Иванович и сказал:

          - Я смотрю, вы тоже услышали квакеров. Первым их обнаружил вахтенный капитан. Они очень хорошо слышны по гидроакустической станции. Они давно не появлялись в этих водах, лет так тридцать. И вот, пожалуйста, снова заквакали.

          - А что это такое. Кто так квакает? - спросила Татьяна Ивановна.

          - Никто не знает что это такое. Я, думаю, немного погодя нам об этих квакерах расскажет профессор Анатолий Иванович.

          Все притихли, разговоры увяли. И в кают-компании были отчётливо слышны кваканье квакеров.

          Вахтенный капитан постоянно докладывал об элементах движения квакеров. Они, то догоняли лодку, то пересекали её курс, то с огромной скоростью крутились вокруг неё или уходили на глубину.
 
          После часа такой свистопляски и кваканья, лодка столкнулся с чем-то мягким и вязким. Звук был похож на то, как бы лодка ударилась обо что то очень большое, но достаточно мягкое, но это большое был таким огромным, что заставил лодку, водоизмещением больше 10000 тонн в подводном положение на глубине 500 метров, содрогнуться, затрястись и почти остановиться.

          Алексей Иванович срочно дал команду на всплытие для осмотра судна. Когда мы всплыли, то оказалось что подверглись нападению гигантского кальмара, который обхватил нос нашего судна щупальцами и пытался своим клювом продолбить в борту дыру. Очевидно, этот кальмар принял наш корабль за гренландского кита, на которых они и охотятся.
 
          Стрелять торпедой нельзя, она может взорваться при выходе из торпедного аппарата, хотя на ней и установлен предохранитель хода и времени, и при этом повредить лодку.

          - Всем мужчинам, кто может держать в руках оружие быстро на верхнюю палубу! - прорезал тишину голос командира корабля Солдатова.

          Пять членов команды, Илья и Владимир Ильич, взяв топоры из пожарных щитов, вышли на верхнюю палубу, для того чтобы отбить судно у кальмара, но он отпускать лодку не собирался. Позади чудовища находилось ещё как минимум три таких же существа, которые помогали своему собрату сдерживать лодку. Более того, вахтенного капитана Виктора Шарова чудовище захватило своим щупальцем, и он оказался в безвыходном положении, и мы потеряли бы его, если не действия его товарищей, которые топорами отрубили эту щупальцу, в которую, практически, был завёрнут несчастный. Профессор метался по рубке управления и никак не мог справиться со своим фотоаппаратом «Смена». Пока он устанавливал выдержку и наводил резкость, события подошли к концу и он успел сделать только один не очень четкий кадр.

          Потеряв свою щупальцу, кальмар отпустил лодку и со своими собратьями ушёл в глубину океана. Все в возбужденном состоянии вернулись внутрь лодки. Правда, боцман Траут успел прижать отрубленную щупальцу к палубе, чтобы она не свалилась за борт, и они с Ильёй занесли её на камбуз.

          Возбужденные члены команды и гости собрались в кают-компании. Всех интересовал вопрос, кто это был? Почему, какое-то подводное существо напало на их лодку и чуть не убило одного человека?

          - Товарищ профессор, уважаемый Анатолий Иванович, объясните нам, кто это был?

          - Дорогие друзья, - начал профессор, - суша занимает только треть поверхности нашей планеты. Остальное - океан, где человек появляется лишь периодически. Это практически неизведанная часть земного шара. Человечество гораздо лучше знает, что происходит на Луне, чем в морских глубинах. Мы с вами столкнулись с гигантским кальмаром.
 
          - А я думаю, что с осьминогом, - возразил Владимир Ильич, - в магазинах обычно продают осьминожков величиной с куриное яйцо, а то и меньше. И когда я рассказываю знакомым, как однажды на рыбалке, на выходе из залива Находка, мне на крючок попался осьминог, и я его не смог вытащить, потому что он обхватил мою трёхсекционную металлическую лодку своими щупальцами с обеих сторон, люди не верят. А его щупальца извивались рядом со мной и справа, и слева. Люди никогда не видели таких осьминогов и человеческому мозгу тяжело перестроиться с маленького магазинного осьминожка, на гигантского осьминога. Я вытащил нож и обрубил ближнюю щупальцу. Осьминог ушёл, оборвав леску вместе с крючком. Потом эту щупальцу мы с Татьяной приготовили, и её хватило на всю семью. Только при готовке с неё очень много жидкости выходило, приходилось всё время лишнюю воду со сковороды убирать. Потом возможно именно этого осьминога выбросило мёртвого на берег. Может в борьбе со мной он сильно повредился и подох. Так что я уже сталкивался с такими чудовищами и считаю, что это был осьминог.

          - А я с вами, Владимир Ильич, не согласен. Это совершенно разные существа осьминог и кальмар. Вот послушайте, - возразил профессор, - у кальмара, жизнедеятельность протекает в основном в толще воды, тело вытянуто. Благодаря этому он способен «рассекать» водные просторы, совершая стремительные движения вперед «хвостом». Перемещаться кальмару (причем не только в воде, но и над ее поверхностью) также помогают хорошо развитые плавники.

          Голова кальмара обособлена от туловища, в то время как у осьминога эти части тела слиты воедино. Осьминоги, в своей массе обитающие на дне океана и предпочитающие больше ползать, чем плавать, являются достаточно бесформенными существами.
         
          - А у нашего чудовища как голова была прилажена к телу? Никто не заметил? – попытался выяснить у товарищей Илья.

          Но в пылу сражения никто не обратил на это внимание, и ответить не мог.

          - Дальше. Щупальца, - продолжал профессор. - Отличие кальмара от осьминога состоит в количестве конечностей. Если у осьминога их восемь, то у кальмара к тому же числу добавляется еще одна, удлиненная в процессе эволюции, пара щупальцев. Ее назначением является захват пищи. Вот я и думаю, что Виктора Владимировича кальмар именно этим щупальцем и захватил.

          Разницу можно увидеть и в присосках, которыми усеяны щупальца того и другого представителя беспозвоночных. У кальмара они грубей, и часто имеют острые неровные края. А у крупных видов этого животного присоски снабжены еще и когтями, которые вонзаются в жертву.

          - А где отрубленная щупальца? Можно посмотреть? – не унимался дед.

          - Конечно можно. Мы её с боцманом занесли на камбуз и отдали Чумичкину. Эту щупальцу нам на месяц кушать хватит, - сказал Илья. – Только по её присоскам мы всё равно ничего не определим, потому что у нас ни у кого опыта работы с ними нет.

          - Давайте осмотрим характер повреждений лодки в носовой части, - не сдавался Владимир Ильич.

          Ну и что это нам даст? – возразил профессор. - Во время охоты кальмар и осьминог орудуют не только щупальцами, но и клювом, который, правда, у осьминога гораздо мощней. Этим «инструментом» они ударяют добычу, и в полученную рану впрыскивает свой яд.

          - Бедный кальмар, - пожалела кальмара Татьяна Ивановна, - как же теперь он будет жить без щупальца.
 
          - Вы, Татьяна Ивановна, не беспокойтесь, - успокоил её профессор Сибирский, - у кальмаров оторванные в борьбе щупальца заново вырастают.

          Так и не поняла бабушка, что этим хотел сказать Анатолий Иванович, толи действительно заново вырастают, толи он просто хотел её успокоить.

          А профессор разошёлся и стал уже громко доказывать, что это был именно гигантский кальмар, а не какой то, там осьминог:
 
          - У кальмара фиксированная, хорошо выраженная форма тела. Это обусловлено наличием в его теле твердой редуцированной раковины, которая когда-то имела наружное расположение. У осьминогов тоже есть рудимент раковины, но он настолько ничтожен, что не способен поддерживать определенную форму тела животного.

          Отсутствие твердых тканей позволяет осьминогу проходить сквозь узкие щели или помещаться в ограниченное пространство. А во время охоты этому существу удается отлично маскироваться, словно растекаясь по морскому дну. – Продолжал настаивать на своём профессор. - Из двух животных осьминог способен более искусно менять свой окрас. Это объясняется тем, что слиться с окружающей средой на дне трудней, и необходимость в переходе от одного цвета к другому у животного возникает довольно часто. За весь процесс отвечают клетки с различными пигментами, находящиеся в коже обитателя глубин. А наше животное как раз не очень меняло свой окрас во время нападения.

          Кальмару же - чтобы оставаться не слишком заметным в толще вод, достаточно быть более темным в верхней части своего тела, и более светлым – в нижней его части. Следует также отметить, что некоторые кальмары обладают биолюминесценцией. Иначе говоря, подобные животные могут светиться благодаря функционированию специальных органов. Осьминоги таких органов не имеют. А, кроме того, что большинство кальмаров предпочитают действовать сообща и совершать охотничьи атаки стаями. А на нас как раз и напала целая стая животных. Значит, это были кальмары!

          Для вальяжных осьминогов более характерно осуществлять свои планы в одиночку. Эти хищники незаметно подкрадываются к добыче на расстояние броска или совершают нападение из засады.

          И так подведём итог:

          - у кальмара тело торпедообразное!!!! Его форма поддерживается рудиментом раковины, а у осьминога тело мягкое, его форма легко меняется.
 
          - у кальмара плавники развиты, у осьминогов плавники отсутствуют или слабее развиты;

          - у кальмара голова обособлена, у осьминога голова сливается с туловищем;

          - у кальмара реактивное движение, осьминог предпочитает ползать;

          - у кальмара десять конечностей, у осьминога – восемь;

          - у кальмара менее мощный клюв, у осьминога более мощный клюв;

          - кальмар имеет малую способность менять окрас, осьминог искусно меняет окрас;

          - кальмар часто имеет способность светиться, осьминог не обладает биолюминесценцией;

          - кальмары, как правило, охотятся стаями, осьминоги -  животные одиночки.

          - Всё, всё, сдаюсь, - произнёс Владимир Ильич, и поднял руки вверх, - я с вами согласен в том, что нас атаковали гигантские кальмары. Один мой товарищ рассказывал что в 1989 году на переходе японским морём на подводной лодке К-211, на глубине 100 метров, после специфического кваканья, акустики обнаружили две подводных цели, которые легко догнали и обогнали подводный крейсер, шедший 10 узлами. Когда определили их ЭДЦ (элементы движения цели), скорость их оказалась более 50 узлов. Командир тогда изволил пошутить: «Ваши прославленные акустики, начальник РТС, обнаружили подводный самолёт!». И вот только теперь я понял, кто тогда обогнал подводный крейсер, и с какой скоростью они могут передвигаться. Это, очевидно, были тоже гигантские кальмары.

          Пока суть, да дело, боцман с помощниками произвели осмотр внешнего корпуса. Не нарушил ли чего кальмар? Повреждений обнаружено не было. Вскоре на горизонте появился рыболовный сейнер. Сейнер шёл пересекающимся курсом и должен был пересечь курс подводной лодки за 1 милю впереди её. Но вдруг из-под воды на глазах изумлённой команды позади сейнера образовался водяной вал, и из него выскочило какое-то чудище и навалилось на сейнер. Команда сейнера даже не успела выскочить на верхнюю палубу, как сейнер ушёл на дно, ни оставив на поверхности ничего.

          Экипаж лодки под руководством командира лодки Солдатова два часа бороздила море над местом нападения монстра на сейнер, но ни один человек не всплыл и кроме масляного пятна, которое вскоре стало развиваться на этом месте, ничего не говорило о происшедшей недавно здесь трагедии.

          Профессор Сибирский успел один раз щелкнуть своей «сменой» и запечатлеть преступника. Правда, кто это был удалось узнать только по приходу в Москву и печати фотографий.
 
          И так, потом в Москве было выяснено что это был мегалодон, «большой зуб», который по научным данным является вымершим видом гигантской акулы, и оказывается обитал он от 28 до 1,5 миллионов лет назад. Благодаря своей невероятной длине в 18 метров, он считается одним из самых крупных и мощных хищников, которые когда-либо жили на Земле. Мегалодон обитал по всему миру и выглядел как гораздо более крупная и ужасающая версия современной белой акулы.
 
          Но тогда, когда это произошло, никто ещё не знал, что за животное напало на сейнер. И разговоры о гигантском кальмаре, который напал почему-то на лодку и о монстре, который утопил сейнер продолжались ещё долго. Профессор Анатолий Иванович, предположил:

          - Очевидно, в океане существуют места, где эти огромные животные вольготно проживают, и в настоящее время, очевидно, что-то происходит такое, что заставило их изменить свой обычный уклад жизни и вырваться в наш мир. Поживём, увидим.

          Все согласились с этим выводом и решили что в дальнейшем надо быть более осторожными.