НЕМО, или бытие Никем

Андрей Незванов
Известный английский писатель Джон Фаулз различил и обозначил во всех нас некое особое, часто встречающееся состояние души, которому дал имя «Немо», от лат. Ne + Hemo (= Homo), или «никто», – не путать с капитаном Немо Жюля Верна, хотя имя то самое, но – с другим смыслом.
Капитан Немо несомненно имел лицо, был определённым «кто», и сознавал себя таковым. Он был «никто» для мира, против которого он восстал, взяв это имя в конспиративных целях, и с выражением презрения.
Фаулз же под словом «немо» подразумевает душевное состояние, характеризуемое словами: «не быть никем».

Оно включает в себя открытое или подспудное сознание своей безликости (= полной заурядности), а как чувство оно есть «чувство собственной бесполезности, собственной относительности и фактической ничтожности» – пишет Фаулз в своём «Аристосе».

«Быть никем» равно «быть кем угодно». Оттого состояние «немо», по словам Фаулза, больше присуще наиболее развитым и образованным людям, поскольку их начитанность предоставляет им больший спектр персонажей для отождествления с ними. Примитивный и необразованный имярек вряд ли будет «Гарольдом глядеть» или воображать себя принцем Гамлетом.

Попытки преодолеть «немо» путём создания оригинального персонажа, достижения превосходства над другими, навязывания им своей воли и т.п. не приводят к успеху: они лишь подчёркивают относительность бытия персонажем. Всё это рябь на поверхности жизненного моря. Чтобы стать Лицом; не кем, а Им, нужно нащупать ногами дно.
Как это сделать?
Один зрелый человек сказал молодому: «Если ты не прислушиваешься к старшим, то ты никто! – кого бы не изображал из себя при этом».
Может быть, это и есть искомое дно моря? – возможность сослаться на старшего, на его авторитетное суждение?
Проверяется всё очень просто: можешь ли твёрдо стоять на своей позиции перед лицом соблазнов, резонов, обличений и поношений? Если, «да», значит стоишь на твёрдом дне житейского моря.
Против прежнего, ты не знаешь, кто ты есть (?), и потому можешь смело называться Немо. Но ты знаешь, как должен поступать, относясь с почтением к своему Старшему.  И тогда ты начинаешь существовать в глазах ближних. Они видят перед собой Лицо: и они скажут – не на кого ты похож, а – Кто ты есть.

Так ты перестаёшь быть «немо» в смысле, описанном Джоном Фаулзом, и становишься Немо, в описании Жюля Верна, – настоящим капитаном своего Наутилуса.

Фаулз тоже призывает стать капитаном, и уповает на разум:
«Мы стоим перед морским проливом, – пишет он. – С помощью разума мы должны повести свой корабль…».

Да, наверное, без помощи разума тут не обойтись …. Однако, если ты – никто, то и разума у тебя нет. На чей опыт должен он опираться? И получается, что всякий разум – не твой; он принадлежит персонажу, которого изображаешь, компенсируя собственную безликость.
Уповающий на разум всегда зависим и несамостоятелен, поскольку множество персонажей живущих в его личности составляют «толпу», как описал её Гюстав Лебон в своей «Психологии масс», – с её внушаемостью и страстями.
Что же остаётся? Наш ответ – привлечь разум Старшего!

Но тогда это уже не разум: это МУДРОСТЬ.
Итак, поведём свой корабль, исполняя свой долг капитана, но – с помощью Мудрости!