Любовь к ближнему

Александр Прохоров
В молодости у нас с друзьями часто заходили философские диспуты. И одна из тем – "А стал ли человек за последние 100-200-300 лет лучше по своим моральным качествам – добрее, честнее человечнее?". И мы рассуждали спорили. Правда, самих себя  к этой изучаемой категории как-то не относили - больше теоретически размышляли научно...
Прошло много лет. Был я как-то у своего приятеля – хорошего человека - на даче. Он меня тепло принимал, угощал, а вечером повел в баню. И такая это оказалась баня замечательная. Снаружи домик серого кирпича ничего приметного. А внутри такая прелесть - все своими руками, досочка к досочке, деревянные черпачки, какие-то кадушечки, холодильник с пивом.
Я не любитель бани и не знаток, деталей не помню, помню только, что там хорошо было. Полежали мы на гладеньких полочках, поговорили, потом душ (не ледяной, а такой как я люблю), потому как все в бане есть – холодная, горячая с напором хорошим. Полотенце мне приятель припас махровое белое и такое большое, тоже как я люблю.
В предбанничек переместились, а там термос – чай со смородиновым листом, кресло удобное. И беседа приятная у нас потекла… Так я отдохнул и душой и телом, как говорится.
Потом по рюмашке выпили, потом еще по одной, и беседа наша легко продолжилась. Я тост за хозяина поднял, не обошлось без комплиментов – говорю мол, какой ты молодец – все своими руками, с душой, с толком и пониманием. Дальше я к обобщениям перешел, подвел к тому какой он (мой приятель) человек хороший и гостеприимной и добрый и отзывчивый, видимо, я никак не мог закруглить эту тему. И приятель мой в какой-то момент перебил меня и говорит.
Вот ты мою доброту, хлебосольство расписал, а у меня знаешь из головы история не идет, нет-нет да вспомню ее, и так на душе погано.
И рассказывает.
Сгорел дом у нас на улице у соседей, ты мимо него не шел, он там с другого конца, третий от угла если со стороны шоссе к нам сворачивать. Хозяева, видать, не богатые несколько месяцев начать строиться не могли, потом все-таки нашли шабашников, и самый простенький щитовой домик начали ставить.
Работяги не местные, но русские, откуда-то из Орла, или из Брянска, сейчас и не вспомню уже, хотя на улице разговоры были.
Жили эти рабочие в уцелевшем сарае, видимо без тепла, без печки, на участке все сгорело. Что им там платили не знаю - видел я их на улице пару раз – из магазина идут с пакетами, а в пакетах все больше хлеб, экономили видать.
Недели три они провозились – домик поставили, и нужно было им ехать куда-то – видимо, в Москву с новым заказчиком договариваться. Уезжали они из нашего поселка, подошли к моему участку. Двое на улице остались, а главный у ворот моих покричал - "Хозяин!" - я вышел. Сквозь решетку разговор ведем. Мужик лет сорока, в мятом грязноватом пиджаке смущенно говорит. Мол так и так, хозяин, извини. Слышали у тебя на участке баня есть. Мы три недели тут работали, даже таз воды согреть негде, а прежде чем в Москву ехать помыться бы надо, так стыдно ехать.
Уж не знаю (говорил мой приятель) о чем я думал, когда с артельщиком тем разговаривал. О том, что только-только свою баню достроил, что там у меня чище чем в доме. Что я там все так приладил с любовью и старанием не для того чтоб не известно кого пускать. А может опасения у меня тогда возникли - не больны ли они чем. Грибок у них на ногах, а может и туберкулез. Да в чем они на мой деревянный пол заходить будут, где у меня внуки голой попкой сидят. А может я подумал, что небезопасно это, что в дом, где у меня дочь с маленькими детьми придут три незнакомых мужика. Да я с ними с тремя и не справлюсь, если у них кроме бани еще какие потребности появятся. А может я подумал, что мне жена скажет - «Кого ты в дом привел, ты обо мне подумал!».
Короче, не помню я, что конкретно у меня в голове пронеслось - только ответил я, что мол жду гостей, что не очень мне это удобно и что-то в этом роде, и даже вины никакой в тот момент не испытал.
Мужик сразу согласился, видать не сильно на успех рассчитывал, и сразу ушел. А я потом вечером в бане своей любимой сел и думаю. Ну как же на Руси раньше-то было. Читаем мы про времена темные - путники шли-шли и вот, слава Богу, до деревни дошли, до людей, в хату постучали, их на ночлег пустили, да тарелку щей налили, да баню истопили. Сегодня я человеку помог, завтра он мне.
А ко мне на ночлег не просились, попросились в баню, а я отказал. Не по человечески вышло, не по христиански! Все мы фразу слышали – «любить ближнего», а так чтобы любить!? Нет, мне, вот видишь,  такое даже в голову не пришло!