Купить квартиру за пять дней до дефолта 1998 года

Сергей Макогонский
Мы с матерью в начале лета продали квартиру в Уральском городе и собирались переезжать в Южную Россию. Деньги за квартиру мы, по совету банковских работников, поменяли на облигации на предъявителя. Я должен был выехать на поезде первым, а мать оставалась улаживать дела. Поэтому, чтобы не везти наличку в поезде мы купили эти,как показало будущее, злосчастные облигации.
Все шло хорошо, мать проводила меня на вокзале и я поехал в теплые края. В Ростове на Дону жила бабушка, я ехал к ней. Первые проблемы начались на Ростовском вокзале. Поднимаясь со всей толпой с перрона на переходной мост, в пролете между первым и вторым этажом я заметил двух ментов, внимательно рассматривавших приезжих.

Вспомнив , что у меня в сумке лежат облигации на предъявителя, я дернулся в другую сторону и сразу выделился этим среди остальных людей. Менты бегом догнали меня. Начали обыскивать карманы, одежду. Но когда они перешли к обыску сумки, я напрягся.

Там, в этих облигациях была наша проданная квартира, наше жилье, единственное. За квартиру, по тем ценам мы выручили сто двадцать тысяч рублей. Квартира, хоть и однокомнатная, но в центре города, стоила по тем времена хороших денег. По тогдашнему курсу по шесть рублей за доллар, получалось двадцать тысяч долларов, а это миллиона три-четыре в сегодняшних ценах. Плюс еще у меня с собой был налик в баксах, около тысячи.
Тогда они были еще в такой форме и назывались милиционерами. Из открытого доступа.
Тогда они были еще в такой форме и назывались милиционерами. Из открытого доступа.
Вы представляете какие мысли пронеслись у меня в голове, когда они нагнувшись над моей сумкой, вытащили на белый свет облигации. Один милиционер держал в руках мои ценные бумаги, а другой ехидно улыбаясь, спросил:
-Это что?
-Облигации.
-Я вижу что не огурцы. Откуда?
Я думал, что это один из последних моих диалогов на этом свете, поскольку, особенно в девяностых, никто не церемонился с людьми, у которых есть крупная сумма денег. Сначала посадят в машину, отвезут в лесополосу и там закопают.Такие мысли проскользнули в голове. Это был обычный сценарий. Видеокамер тогда не было. Все было проще пареной репы.

Я, запинаясь, объяснил, что мы продали квартиру, что это деньги от продажи старой квартиры и для покупки здесь новой квартиры. И, совершенно неожиданно для меня один из них, уже серьезно, спросил:

-И ты везешь их спокойно в сумке ? Ты с ума сошел ?

И говорит, давай мол, мы поможем. Сейчас машину подгоним, отвезем тебя. Куда тебе ехать ? Ну, думаю, все. Началось. Не дадут выскользнуть.

-Да я сам доберусь.

-Да куда сам. С такими деньгами. Они же на предъявителя.

Как будто я этого не знал. Несколько раз я отказывался от помощи, но они не отходили от меня. Люди из нашего поезда уже давно ушли. Мы стояли одни. Но, неожиданно для меня, милиционеры вывели меня через вокзал на улицу, вызвали такси, посадили в него и строго предупредили водителя, чтобы он довез меня до места. Номера они переписали и обещали, если что не так, найти его и спросить за меня по полной программе.
Я перекрестился и ехал до дому молча. Но впереди было самое главное. Страна спокойно и неторопливо доживала последние безмятежные дни новейшей истории.
Страна еще не знала, что скоро наступит в России конец света. Люди лучезарно ходили в сбербанк и вносили деньги на сберкнижку. Копили на черный день, Но когда этот черный день настал, снять деньги обратно уже никто не смог.
Я не торопясь начал поиски квартиры. Ходил с агентами по вариантам, осматривал и ждал приезда матери. Случайно мне подвернулся неплохой вариант на районе, прямо напротив бабушки. Двухкомнатная квартира на втором этаже. Комнаты паровозиком, но зато их было две. После однокомнатной, это было весьма приятным бонусом.

По приезду матушки, мы решили покупать именно эту квартиру. Стоила она сто десять тысяч. Десятка у нас теоретически оставалась на покупку мебели в эту хату. Ну диванчик там, какие-нибудь кресла. Шикарно. Мы были воодушевлены и с азартом приступили к сделке.

С продавцами квартиры мы обо всем договорились. Они собирали вещи, а мы ждали контейнер с нашим имуществом из старой квартиры. Он ехал по железной дороге. Наступил август...
У нотариуса мы собрались всей гурьбой. Продавцы, моя мать, бабушка и я. Радостные мы обменялись подписями на договорах и достали наши облигации. Хозяева ушли их обменивать на наличку в сбербанк и примчались к нам через час очень встревоженные.

-Тут большие проблемы с вашими облигациями.

-Какие могут быть проблемы ? Что вы выдумываете ?

Оказалось, что при заполнении сберегательных сертификатов, в нашем городе, девушка допустила ошибку при рукописном вводе текста. Суть ошибки я не помню, кажется одна цифра была написана так, что ее можно было толковать двояко, и сбербанк отказывался принимать эти бумаги к оплате. Это был крах инженера Гарина.
-Что же делать ? Какой выход из положения ?

-Ну езжайте назад и разбирайтесь. Мы тут причем.

Милый ответ работников сбербанка нас не на шутку озадачил. А между тем уже было десятое августа и дефолт приближался с невиданной скоростью. Только этого никто не знал. Конечно, сейчас говорят, что особо приближенные к императору все знали. Но это было не про нас.

И ведь я мог поехать разбираться с сертификатами, и уже думал собираться в дорогу. Если бы я поехал, мы бы стопроцентно остались бы без квартиры и без денег. Точнее деньги бы остались, но их бы хватило только на четвертую часть выбранной нами хаты.

Помогли продавцы. У них родственница работала в какой-то властной структуре и обещала все устроить. Это была судьба. Божья помощь.
Через два дня она смогла добиться обмена облигаций на наличные деньги. И вот двенадцатого августа мы заключили окончательно договор купли-продажи квартиры.
А семнадцатого августа грянул кризис. Господин дефолт. Черный понедельник. Люди в ужасе бросились одновременно в банки. Давили друг друга, бились в истерике, и тяжелее всего было старикам. Копили они всю жизнь. И в одночасье, после веселых выходных, лишились всех накопленных денег, с приходом первого рабочего дня.

Очереди в банки не расходились даже на ночь.Никто не уходил. В очередях, несчастные, кинутые своим правительством граждане, жили и кушали, принесенную родственниками еду. Но это уже было бесполезно. Деньги назад никто не получил. Потрясенные люди, получившие оплеуху от государства, находились на грани выживания...

Вскоре мы встретили наших продавцов. На этой же улице. Как оказалось, они поменяли на доллары полученные от нас деньги. Когда грянул дефолт, они оказались с круглой суммой на руках. Теперь им хватало денег, вырученных при продаже одной квартиры, на покупку четырех таких квартир. При встрече они показали свою покупку. Это был огромный трехэтажный частный дом с большим участком земли, огороженный высоким кирпичным забором.