Глава Запах тьмы

Анатолий Лютенко
А. Лютенко.
(Из романа Миллиард на двоих)
 
«Всё, что мы делаем, должно быть посвящено одной цели – добраться до Луны раньше русских... иначе нет смысла тратить такие деньги, ведь космос, вообще-то, меня не интересует…»
                Джон Кеннеди
 
Знало ли всесильное ЦРУ о том, что на Понтифика Папу Римского Иоанна Павла Второго готовится покушение? А если знали, то почему не предотвратили? Конечно, во всём виноваты проклятые шифры, что шеф ЦРУ Кейси сейчас скрывал в своём дипломате на борту самолёта «С-141. Стар лифтер».
Кейси летел в Ватикан не для того, чтобы любоваться фресками великого Микеланджело. И не для того вёз на борту главного шифровальщика КГБ – чтобы тот исполнил свою давнюю мечту юности и увидел красоты Рима. Нет, Кейси предстояла встреча с кардиналом Мазурине, отвечавшем в Ватикане за тайную политику Святого Престола.
Они по своим каналам получили шифровку, переправленную одним скрытым католиком, кадровым сотрудник болгарской разведки. Но кардиналы, понимая, что в документе идёт речь о подготовке покушения на Иоанна Павла Второго, не могли расшифровать исходный документ, что достал болгарский доброжелатель. А именно этот текст мог бы пролить свет на вопрос: где и когда возможно такое покушение?
К вопросу активно подключилась разведка Итальянской республики. Жёсткое условие, выставленное болгарским источником (он же понимал, что его легко могут вычислить!) состояло в следующем: «документ ни при каких обстоятельствах не может быть скопирован и не должен покидать границ Папской резиденции».
Но в Ватикане и Итальянской разведке не знали, что шеф ЦРУ получал все секретные донесения, направляемые Центральным аппаратом КГБ своим резидентам. Для Кейси теперь стала доступной секретная переписка Москвы со советскими послами во всех уголках земного шара. И ЦРУ уже знало о том, что готовят болгарские спецслужбы с подачи советского КГБ.
После того как они вывезли из Москвы самого дорогого перебежчика  шифровальшика 8-го Главного управления КГБ СССР майора Шеймова ( Загримированного под летчика а его жену и пятилетнюю дочь в контейнере для дипломатической почты) все изменилось.
Но существовало одно большое, «но»! ЦРУ не могло лишиться преимущества «знать на шаг вперёд все планы Советов»! Потерять такое богатство, которым владело разведывательное ведомство, ни директор ЦРУ ни даже Президент Рональд Рейган не могли себе позволить – исходя из национальных интересов самих Соединённых Штатов Америки!
Кейси и его шеф Рейган даже готовы пожертвовать жизнью ярого антикоммуниста и непримиримого врага польской власти Иоанна Павла Второго. Специалисты из ЦРУ уже расшифровали секретные послания КГБ и знали, что операция будет осуществлена руками болгарской разведки – её перевербованного агента, 23-летнего турка Мехмета Али Агджи. Что ранее состоял в боевой ячейке ультраправой радикальной турецкой организации фашистского толка «Серые волки».
Шифровки КГБ удачно перехватили в Турции, Австрии, Италии и в самой Болгарии. Именно то, что ЦРУ не вмешалось в готовящееся покушение, должно было, по идее, окончательно убедить КГБ – да и самого Юрия Андропова! – в том, что американцы ничего не знают о их замыслах. А значит, что с секретностью у чекистов всё в порядке.
Но существовал ещё один враг, безжалостный и неумолимый. Это – болезнь Андропова. Отравляющая его последние годы жизни, не дающая нормально работать, отдыхать, думать. Силы покидали главного чекиста, а частые приступы боли сковывали все тело, не позволяя расслабиться и ощутить прелесть практически неограниченной власти. Он давно жил с ощущением постоянной боли. Лишённый нормальной пищи и крепкого сна, пытался работой подавить всё возрастающую тоску и одиночество, что всё сильней и сильней наполняли его душу.
В этом можно только позавидовать Брежневу! У Леонида Ильича, не смотря на всю его рыхлость и неадекватность, от таблеток сохранялось подлинное желание жить, править страной и получать радости жизни. А что он, всесильный Андропов? Вечный аскет, продумывающий каждый свой шаг, чтобы не дать врагам ни одного шанса обвинить его в чём-то предосудительном. Врачи его обнадёживали: отмеряли ему ещё как минимум лет семь жизни. Но это – жизни без стрессов и душевных травм. А тут?

…Перед Юрием Андроповым лежал перевод выступления Президента Рональда Рейгана, под которым бы он сам, если мог, подписался под каждым словом: «В ироническом смысле Карл Маркс  прав. Мы сегодня являемся свидетелями гигантского революционного кризиса, кризиса, где требования экономического порядка находятся в прямом противоречии с требованиями политического порядка. Однако кризис этот происходит не на свободном, немарксистском Западе, а дома у марксизма-ленинизма, в Советском Союзе… Сверхцентрализованная, обладающая ничтожными стимулами или вовсе ими не обладающая, советская система направляет большую часть самых ценных своих ресурсов на изготовление орудий разрушения. Постоянное падение показателей экономического роста, наряду с ростом военного производства, налагают тяжкое бремя на советский народ.
То, что мы видим, представляет собой политическую надстройку, более не соответствующую экономическому базису, общество, где производительные силы наталкиваются на препятствия со стороны сил политических».
Глава КГБ усмехнулся внезапно пришедшей мысли: хитрый Дэн Сяопин, в своём Китае, давно удачно встроился в ту политику, что проводит этот кривляка-артист Рейган. Китаец улучшает отношения со всеми странами, всё шире и шире распахивает двери для западного капитала. Но, кроме СССР! Андропов хорошо понимал, что китайский лидер затевает большую перестройку всего Китая. И в этой работе рассчитывает на помощь США –прежде всего в доступе к деньгам и американским технологиям.
Но, несомненно, американцы поставили перед хитрым Дэном условие: или Западный мир, или СССР! И хитрый Дэн почувствовал, «откуда дует ветер». А потому и избрал сторону сильного, а значит – капитализм. Отсюда все его пространные разговоры про «Цвет кошек» и всякую другую азиатскую муру. В коммунистическом Китае уже натворили много дел! Об этом напоминал и сын Сяопина, ставший инвалидом в годы «культурной революции»: его до полусмерти избили воинствующие хунвейбины. Такой наглядный пример служил ярким подтверждением тезиса: «голодный Китай – опасный Китай!»
Вот потому сытый, послушный и трудолюбивый Китай ускоренными темпами меняется, двигаясь к Западу. А пропасть, разделяющая его с СССР, только увеличивается – консервируя старые и порождая новые проблемы.
«А что теперь делать нам?» – часто вопрошал себя Андропов. С этим громоздким Политбюро, совсем потерявшем реальное восприятие происходящего. С этим огромным социалистическим лагерем, что только и делает что клянчит у Советского Союза всё новых и новых ресурсов, а сам с завистью смотрит на сытый Запад. Со всеми этими африканскими «людоедами», куда, как в прорву, уходят тонны продовольствия и мешки валюты? Да ещё и тысячи танков и самолётов?
Андропов болезненно понимал, что весь этот огромный Советский лагерь проигрывает гонку вооружений по всем фронтам. А война в Афганистане, за что он сам так раньше ратовал, обернулась миллиардами выброшенных денег и многими тысячами убитых и раненых.
А что Америка? С этим своим джазом и абстрактным искусством? С этими хиппи и рокерами, смешным Голливудом и Пепси?.. Живёт себе, припеваючи…
 
Андропов встал из-за стола. Он уже не мог подолгу сидеть неподвижно на рабочем месте: очень болела почка. Требовались лёгкие прогулки…
Ему докладывали, что президент США Рейган сократил своё пребывание в Белом доме до двух часов. А основное время проводит со своей любимой женой Нэнси, развлекая её старыми анекдотами. А стоило этому артисту Рейгану объявить снижение налогов на богатых – и те тут же кинулись инвестировать в экономику ударными темпами.
А сколько решимости стоило ему заявить о введении нелепого «налога на бедных»! И что же произошло дальше? Революция? Бунт или восстание? Нет! Все тунеядцы, вечно надеющиеся на социальные пособия, бухтя и ругаясь, пошли работать на эти новые заводы и фабрики. Америка получила невиданный экономический рост! И смогла без труда в два раза увеличить военный бюджет…
И теперь весь мир аплодирует Рейгану! А что нам предложить миру? Самая большая тайна СССР состояла в том, что всё видимое благополучие страны держится на денежном потоке, получаемом от экспорта нефти и газа. Все эти машины, танки и самолёты – отгружаемые СССР в счёт неких мифических кредитов – хитрые Анголы, Эфиопии да Египты никогда не вернут. Это с самого начала уже стало понятно. Не говоря уже о помощи ГДР, Кубе, Польше, Чехословакии и всем остальным этим «социалистическим нахлебникам». Настоятельно нужны изменения. Но какие? И с чего начинать?
Зазвонил телефон.
– На связи Мазур... – сообщил помощник, переключая связь.
– Юрий Владимирович, только что умер Суслов. Вам и только вам надо возглавить идеологический сектор, столь важный в этот непростой момент. Срочно занять место покойного, так сказать. Я все документы уже положил на стол Леониду Ильичу. Он будет вам сейчас сам звонить.
Наступила пауза.
– И ещё… Все имеющиеся в моём распоряжении документы по членам Политбюро отправлены вам лично. Вы меня понимаете? Все! Кстати, готовьтесь: Леонид Ильич очень плох …
Связь разъединилась.

…Через полчаса, Андропов вызвал помощника и приказал запустить в работу приказ о переводе в штат Комитета Государственной безопасности нового сотрудника, Мазура Николая Андреевича.
Андропов сам задиктовывал текст нового распоряжения: «Пишите – в звании…» Тут он немного замешкался, а затем, как резанул: «В звании майора! С дальнейшим направлением на учебу в…» Тут он снова задумался:
«Из глубины Сибирских руд….» Всплыло в памяти .
«Так, укажите: будем готовить для работы в Дрездене… В качестве ……»
…В графе «семейное положение» у Николая Мазура стоял прочерк. Холост!..

Продолжение следует …