Хроники познания или Дневник изследователя 2

Клер Ив
продолжение
начало тут (http://www.proza.ru/2020/03/30/1455)

12.06.2019

Биографии ученых прошлых столетий изобилуют фактами энциклопедичности знаний. Возникает закономерный вопрос: как они могли все это знать?

Вероятно, это возможно при изучении явлений в каких-то взаимосвязях и понимании общих закономерностей, свойственных различным явлениям.  Да, что ученые, еще наши бабушки и дедушки имели образование 3 класса и весьма благополучно вели хозяйство и развивались, имея понимание жизни куда более глубокое, чем современный молодой человек  после упорного посещения школы десяток лет. Как нашим предкам удавалось познать мир буквально на пальцах, и как так получается, что имея в арсенале доступные библиотеки и всяческие мультимедийные доски современный ученик пробирается к знаниям все с большим трудом?! Ведь современный человек, пройдя длинный путь годков так в 20, не имеет представления о многих вещах: для многих ток живет прямо в розетке, абрикосы появляются прямо на прилавке, а музыкальный строй является порождением синтезатора…

Мне кажется, что для современного человека характерен разрыв в представлениях о мире: мир представляется известным (на уровне ощущений) и совершенно не прогнозируемым (на уровне действий). Сами же действия представлены и описаны в учебниках (книгах, семинарах, мастер-классах и пр.), но их воспроизведение не приводит к ожидаемым результатам. Все ясно, но ничего не понятно-то на самом деле.

13.06.2019.

Кризис понимания явно имеет место быть. Но он лишь результат, а предшествует ему кризис образования.

Рассчитывать, что система образования вдруг измениться, сложно. Собственно, отсюда и важность задачи, построения своей собственной модели понимания и окружающего мира и его закономерностей.

Метод создания многогранного «плотного» представления объекта во взаимосвязях  позволяет получить навык выхода за рамки привычных парадигм, так сказать, вон из традиционного фонового знания. По сути, это даже приглашение в мир Понимания, через Познание, через осознанную работу с информацией. Не поглощение навязанной жвачки повторений, а изучение информации как сгустка отображений вокруг изучаемого объекта.

При этом надо понимать, что в «плотном» взаимосвязанном мире слишком много неожиданностей и парадоксов, чтоб продолжать мыслить шаблонами. Один раз, получив такой опыт, своеобразную голограмму понимания мира, человек может использовать свои наработки для регулярных интервенций в неизвестное, оставив искажающие парадигмальные очки на старой тумбочке стереотипных представлений.

14.06.2019

Собственно инфоведение как раз о том, как создавать эти плотные зонтики связей вокруг объекта. И все предельно просто. С помощью вопросов: кто, что, где, когда, как и сколько. Как только, знакомясь с текстом, начинаешь раскладывать его на факты, точнее на отдельные информационные сообщения, мир меняется. Я весь удивился от эффекта.

16.06.2019

Читал о доблестных  ученых, занятых метром, и как-то не заметно для себя откатился в историю вопроса мер. Так бывает с информацией. Бац, и в другом период, особенно если текст читал: а там беготня в 50-100 лет на одной строчке дело обыкновенное, так сказать, житейское. Ну, и пересказы Эратосфена все 15 веков, которые жили не пойми как, и не пойми где, чудом просочившись из сгоревшей Александрийской библиотеки, это в истории тоже дело обычное. Сам Эратосфен личность еще та – удивительная, если коротко, он был и искусным математиком. И знал толк в библиографии. Большой знаток астрономии и географии, способный «на глазок» уточнить карту и сделать уточнения об удаленности городов и стран, на основе вычислений по данным полученным из устных опросов купцов (людей, которые не обучались специальным методам наблюдения). В общем, «отец» географии: создал математическую и физическую географию. Жалко, что к концу жизни стал никому не нужен из-за болезни глаз, и уморил себя голодом.

Короче, читая предисторию вопроса метр, на нее любят опираться историки метра, кроме имен наткнулся на оборудование. А это вопрос «как»? А инфоведение считает, что это вопрос-проверка. В целом, как они все это делали и измеряли? Прозрел на армиллярной сфере, идею создания, которой приписывают, в том числе, и Эратосфену. Армиллярная сфера – это трехмерная модель, которая позволяет рассчитывать астрономические координаты, через измерение угловых величин.

Покумекал о моделях, чтобы сделать модель, надо знать об объекте огромное множество информации, а потом ее обобщить и упростить до модели. Эратосфен изучает небесные тела с помощью оборудования, которое можно сделать, зная, как движутся небесные тела. Посмотрел в сети на изображения армиллярных сфер – их по миру много есть. Некоторые образцы завораживают своей красотой. Не знаю, найдется ли сегодня токарь, который на станке с ЧП сможет сделать нечто прекрасное.

В общем и целом, удивительная точность измерений древних астрономов, предполагает и точную рабочую модель – армиллярную сферу, то есть  необходимо достаточно точное понимание расположения планеты Земля и всех ее соседей в небесном пространстве еще до создания этого инструмента. Чем точнее будет эта модель,  тем точнее будут и дальнейшие проекции и измерения. Интересно, на каком оборудовании делались исследования для конструирования рабочей модели? Кто и как выполнил работы, которые помогли выполнить все расчеты для изготовления армиллярных сфер?! Оборудование для изготовления армиллярной сферы тоже, безусловно, вызывает вопрос? На чем эту красоты делали? И когда? И смогли бы повторить сегодня?

17.06.2019

С утра пораньше подумалось, что для точных измерений с помощью армиллярной сферы необходима и точность измерения времени. Необходимы часы хотя бы с минутной стрелкой (или эквивалентом подобного учета времени).  За 4 минуты небесный свод проходит 1 градус, то есть для расчета координат небесных тел предполагается возможность учета времени при наблюдении.  Древние астрономы дают координаты в своих каталогах с точностью до 10’, то есть у них должны уже были быть какие-то точные часы. Ни Эратосфен, ни Птолемей о них ничего не сообщают.

Цепочки вопросов сами появляются, столкнувшись с зонтиком информации. Одно цепляется за другое и заставляет мозг думать и искать.

Покопался в рукописи, нашёл упоминание любопытной информации о часах, что дается в книге Дэвида Льюиса «Стресс-менеджер». Конечно, автор специалист не в области часов, а в области управления и приводит информацию, которую нашёл в каких-то источниках, которые не указывает. Но всё равно любопытно: «Положение дел изменилось после 1784 г., когда Джон Палмер, член Парламента от г. Бат, основал первую в Британии систему общественного транспорта, работающего строго по расписанию….

Даже после введения в действие национальной железнодорожной сети отношение к этому вопросу оставалось пренебрежительным. Когда в 1839 г. Джордж Бредшоу составлял первое железнодорожное расписание, одна из железнодорожных компаний отказалась предоставить график времени прибытия поездов, мотивируя это тем, что «это сделало бы пунктуальность обязательной» (с. 8). Странное чувство, как будто кто-то придумывает несуразицы и подменяет прошлое. Или так и было?
А как тогда Эратосфен управлялись с точностью координат в каталогах? И почему спустя 2000 лет такое пренебрежение к часам?

19.06.2019

И тут случилось откровенье! Фернель в рамках измерений, случайным образом подсчитывая обороты колеса своего драндулета, смог весьма точно определить величину градуса дуги меридиана. Брокгауз и Ефрон так об этом писали: «Значительная точность этого результата, превосходящего найденный Лаландом только на 7 туазов, произошла совершенно случайно и вовсе не была следствием крайне примитивного способа измерения, далеко отстававшего даже от способов подобных измерений, употребляемых арабами» (В. В. Бобынин. Энциклопедия Брокгауза и Ефрона). А, по мнению знавших Фернеля, он был баловнем судьбы: ему покровительствовали сильные мира сего, а он их врачевал (успешно). И так, врачуя, случайно определил и градус дуги меридиана. Как они все успевали?!

Итак, я ничего не делал – только из текстов вытянул факты-следы по тематике «оборудование»: то армиллярные сферы и астролябиями (это двумерная модель) поражающие воображение своим ученым видом, то Фернель с колесом для подсчета величины дуги меридиана, да, еще с удивительной случайной точностью! Просто цирк какой-то!

20.06.2019

Мои сомнения исчезли. Я точно уверен, что то, что я знаю, не является знанием. Это некое субъективное изложение неких рассказов и удобных историй-анекдотов. Собственно об этом писал Т.Кун. в своей «Структуре научных революций», типа, история – это «хранилище анекдотов и фактов, расположенных в хронологическом порядке». Лично я уже сомневаюсь и в хронологическом порядке. Я бы сократил утверждение до «хранилища анекдотов и фактов». Хотя как будет отличаться категория «анекдот» и «факт» – мне тоже уже не совсем ясно. Факт должен быть как-то задокументирован. Но документ – это просто информация. А информацию можно и придумать и уничтожить. Вычеркнуть из обращения. Можно информацию и исказить. Во всяком случае, современный мир плодит фейки  как подорванный. А это просто работа с информацией.

На практике же, чем больше читаю о событиях, связанных с метром, тем больше анекдотов знаю. И в этом я уже уверен.

21.06.2019

Интересно, что в старые добрые времена многие вещи случались случайно. Причем случайно находились данные, которые могли стать основой точных измерений будущих исследований, случайно весьма точно вычислялись величины не понятно на базе каких случайных данных и пр. Про колесо Фернеля просто молчу в тряпочку. Эта случайность может поражать, но вероятно она должна скорее давать толчок размышлениям: что лежало в основе этой случайности? Что порождало такие успехи в области познания неспециалистами специализированных тем?

Современный мир, увы, не демонстрирует подобных случайных познавательных взрывов и такой бешеной продуктивности. Зато, мне кажется, современный мир демонстрирует инструменты переписывания истории через искажение, забалтывание, вытирания из памяти и т.д. Сплав наблюдений за современным миром и истории «научно ориентированных персоналий» как-то заставляют задуматься, а были ли они на самом деле? Была ли в принципе возможна подобная история метра, астрономии, физики и прочих наук?

Меня накрыла волна рефлексии. Я прям сильно в ней бултыхаюсь. В голове все время варится какая-то каша, лезут аналогии, случаются мимолетные откровения и прозрения. Мой внешний мир изменился, мозг стал зорче.

24.06.2019

Случайно (как былые ученые, вероятно) в библиотеке наткнулся на любопытный материал, точнее биографию Иоганна Кеплера (1571-1630). Дядька, честно, не был замечен конкретно в инсталяции «метра», зато значится активным открывателем небесных закономерностей, что связано с измерениями и метра тоже. И вообще он как контекст, на фоне которого происходит научный прогресс – просто красавчик. А именно мне попалась книга «Іоганъ Кеплеръ. Его жизнь и научная д;ятельность» (СПб, 1891), что была по цене 25 копеек. Книга опирается на 12 источников (научного характера). Автор сразу уточняет, что биографические сведения разнятся, но все равно на 90 страниц текста удается текст накатать. Собственно из книги и становится известно (стр.13), что он был «одарен слабым зрением»  и соответственно был «малоспособным к астрономическим наблюдениям», но обладал «могучим  и изобретательным умом», а также «живым воображением, склонностью к созерцания, неутомимым  трудолюбием, восторженною и поэтическою душой» и прочая и подобная. Именно эти качества и пригодились Европе, «проснувшейся от долгого и тяжелого сна», и торопившейся «вознаградить потерянное время».

Итак, после долгого «сна-перерыва научной мысли» в Европе появляется плохо видящий мальчик, который в будущем с величайшим энтузиазмом увлечется теоретическими небесными изысканиями, то есть увлечется объектом, который он плохо различает и пощупать по определению не может. Как будут формироваться его представления по этому вопросу сложно понять: вероятно, из рассказов. Но любой рассказ – это интерпретация. Итак, Кеплер наблюдать сам не может, но очень точные материалы по наблюдательной астрономии ему предоставит Тихо Браге, что и позволит, не мешкая,  подвергнуть их теоретической обработке и открыть свое знаменитые законы в количестве 3 штук. Как указывает источник (с.14), что «несмотря на крайнюю ограниченность тогдашних математическихъ средствъ, Кеплеръ далъ в сущности полную теорію планетъ, такъ что к ней почти не осталось ничего прибавить; и до сих поръ, через дв;сти пятдесятъ л;тъ, она излагается въ учебникахъ въ томъ вид;, какой далъ ей Кеплеръ».  Далее источник указывает, что Кеплер был очень близок и к открытиям Ньютона и, может, сделал бы и их, если бы пожил больше. Ньютон же, «был прямым и непосредственным продолжателем дела Кеплера». Миру реально повезло: так все последовательно случается, такая связность идей на различных территориях, хотя и нет Интернета, причем совсем. О, бедные люди!

Итак, что я могу констатировать по поводу Кеплера.  Спустя 28 лет после смерти Коперника  рождается мальчик. Он плохо видит, но мама показывают ему яркую комету в 1577 году, а затем в 1580 году 31 января папа показывает ему Лунное затмение, которое мальчику показалось красноватым. Кстати, в год прилета кометы в тексте книги есть свидетельства Кеплера, что у него в день рождения выпал зуб, точнее он его выдернул сам, захлестнув ниткой. Я, кстати, сделал мини опрос: кто помнить как у него выпал первый зуб? В моем окружение, никто точно не смог вспомнить, когда это было и как произошло. Причем опрашивал не только старых дедушек, а разных людей и детей в том числе. Не помнят.

Итак, Кеплер что-то видел на небе. Хотя, что он смог там близоруко на небе-то различить понять сложно, но в свои 8 лет он очень впечатлился увиденным. И заинтересовался астрономией на всю жизнь. А 3-го марта 1588, по воспоминаниям (!) Кеплера, он снова видит лунное затмение. И на свой не слишком видящий глазок определяет, что в середине затмения Луна видна совсем слабо и почти не различима. И естественно у юноши возникает вопрос, как же он мог видеть ее ярко 8 лет назад?! Конечно, могло и зрение ухудшиться, но это не довод! Сомнения закрались, и захотелось наблюдать небо дальше и всю жизнь. С точки зрения же когнитивных процессов вероятность «вспомнить» через 8 лет событие «как оно было на самом деле» очень мала – человек вспоминает уже свои воспоминания о событии и они сильно отличаются от впечатлений. И на базе таких воспоминаний сделать научное открытие весьма сложно, чтоб не сказать невозможно. Причем открытие, которое изменит представления зрячих.

Жизнь маленького Иоганна – это конкретный ад (подробности законспектировал в свое досье по его персоне). И даже автор книги задается вопросом (стр.18): Каким образом в этом кромешном аду мог очутиться светлый ангел? И отвечает, что такая среда действительно могла и должны была развратить, но не избранника Божьего. Все просто, вероятно, у него и когнитивные процессы божественного порядка. Ну, я так думаю.

История жизни Кеплера, как текста – это своеобразный отличный пример создания некого яркого образа. В книге дается масса мелких деталей (например, про выпавший первый зуб), задача которых придать истории достоверность. Несколько страниц текста представляют историю хождения по школам и училищам, в которых он представляет блестящие успехи, правда сиживал и в карцере за какие-то провинности.
 
Но главное как подобная информация могла сохраняться и передаваться 250 лет к ряду?! Ладно, законы Кеплера, как реально значимый вклад, сохранялись! Но истории про зубы мальчика (а также про пьяные драки отца/матери, про брата-ремесленника и брата-солдата, про влюбленности и пр.) из бедной семьи, как такая информация могла жить веками? Собственно как и диагноз  «монокулярная полиопия», который в принципе не мог дать шанс стать астрономом?

Если взять современный мир (со всеми его возможностями по хранения информации) то о детстве человека из небольшого городка найти информацию будет весьма сложно. И  это легко проверить – просто решив поискать информацию о каком-либо своем родственнике, который жил лет 30-40 лет назад. Конечно, есть биографии знаменитых людей, но детство, как правило, описывается весьма схематично. Ведь в детстве никто не знает, что это будущий гений и мало кто ведет летопись жизни ребенка (особенно, если он не один в семье). Собственно по этому, как правило, мало что известно о детском периоде человека и соответственно мало данных о нем самом и об его окружении (родственниках). А тут про мальчишку из бедной и неблагополучной семьи  столько материала.

26.06.2019.

История-рассказ о Кеплере, как текст-аргументация, имеет четкие временные привязки. Его детство и первый интерес к астрономии скреплен конкретными астрономические событиями: появление кометы, затмения.  Мама-алкоголик и папа-алкаш, спасибо, показали. Соответственно легко датируется. И как говориться, правдоподобность просто вытекает из таких проверяемых астрономических событий и четко фиксирует временной интервал. История-рассказ о Кеплере имеет и четкие пространственные привязки. Этот рассказ имеет и высокую личностную связность (Коперник, Тихо Браге, Кеплер, Ньютон и пр.) как по предшествующему поколению, так и по действующему в одно историческое время и по последующему поколению. Кроме этого дается масса деталей-привязок астрономических явлений к истории жизни ученого. Фактически нет лакун в повествовании: события равномерно демонстрируют рост и развитие гения, который был признан не годным к богослужению, но смог продвинуться в философии естествознания, что означало хорошее знание математики и астрономии. Кроме этого у отвергнутого протестантами неудачника-богослова первой печатной  работой был… календарь 1595 года, в котором числа считались уже по новому стилю, введенному в католических землях. Только один этот факт позволяет серьезно задуматься о Кеплере «как удобном проекте» календарной реформы, которую продвигала католическая церковь. Кстати именно «календарные» деньги позволяли Кеплеру существовать.

Календари были снабжены метрологическими данными, а также приметами и предсказаниями. Издание календарей давало Кеплеру  постоянный доход. И все предсказания (и астрологического характера) являли собой коммерческий ход, иначе календари не покупались бы. Сам Кеплер считал (срт.28), что «лучше издавать альманахи съ предсказаниями, ч;мъ просить милостыню. Астрологія – дочь астрономіи, хотя и незаконная, и разв; не естественно, чтобы дочь кормила свою мать, которая иначе могла бы умереть съ голоду». Подобных оправданий своей научной деятельности мы можем и сегодня встретить часто и много.

27.06.2019

Попробовал вести дневник за природой с учетом народных примет. Как-то не думал никогда, а это ведь жесть какая сложная работа. Фиксировать что есть, сравнивать с тем, что говорят приметы. Параметров по приметам конкретно не мало, если ветер – то параметров зашибись по направлениям одним, не считая силы, если снег, то он сильный или не сильный, то вьюга и прочая пурга…

 Ну, и как-то задумалось мне, как эти народные приметы могли выработаться в народе-то?!

Как минимум малограмотный народ должен был вести записи 365 дней в году.  Причем тщательно. И, эдак, лет 5-10 записывать, чтоб найти корреляцию и повторяемость каких-то явлений.

Теперь о корреляции: найти в ворохе данных корреляцию дело тоже не особо простое. Собственно об этом  известно из работ по  BigData.  Нужны критерии, их соответственно надо вначале разработать, затем пропустить весь этот ворох данных и найти закономерности.

А в приметах закономерности весьма разного толка вылезают: по погоде (за различные периоды от 1 дня – до 3-х месяцев обобщенно), по урожайности (по разным культурам!),  по особенностям клева (в какой-то период времени), по медоносу (по количеству меда и его качеству), по скотине, ну, и по поведенческим аспектам самого человека. Надо конечно воображение иметь большое, чтоб все эти критерии увязать во взаимосвязи с погодой, а без компа так вообще тухлое.

Мне стало казаться, что с народом что-то не так: то ли он грамотный был и обладал феноменальными вычислительными способностями, то ли мы чего-то не знаем.
Вспомнился Б.Вербер с его описанием героя романа «Ящик Пандоры» на стр.30: «Рене усвоил, что все известное нам о прошлом – это пропагандистская карикатура, распространяемая историками ради удовольствия могущественного заказчика».

(продолжение следует)

Справка: найденная рукопись была опубликована под названием «Хождения по дебрям информации или Алгоритмы понимания»

Часть материалов была размещена на сайте:  info-ved.com