Моя Болгария

Татьяна Хлебянкина
Моя Болгария или попытка романа по скайпу

Часть первая.
Детские забавы. Болгарская Москва.

Первый привет из Болгарии я получила, ещё учась в начальных классах: моя мама Руфина Павловна подарила мне набор миниатюрных книжиц в коробе – болгарские народные сказки. Особенно запомнилась одна:  «Сливы за мусор», да и другие были занимательны и любопытны… Конечно, в школе мы изучали историю, географию и некоторые представления о Болгарии были заложены с детства…  Тем паче, что в центре Москвы на Ильинском сквере стоит часовня - памятник освободителям Болгарии – гренадёрам-героям битвы под Плевной, а неподалёку памятник святым Кириллу и Мефодию, на открытии которого  Господь сподобил меня побывать, как и на Болгарском православном подворье… А одна из улиц Москвы с 1956 по 1992 год носила  имя болгарина Георгия  Димитрова (рядом с метро «Полянка» и храмом, где я бывала), там как раз  возвышался памятник с надписью: «Георгию Димитрову - выдающемуся деятелю международного коммунистического движения 1882-1949 гг.».

Часть вторая.
Юность и подруга.Музей.
 А вот моей подруге сказочно повезло: ещё в конце 1970-х ей удалось побывать в дружественной нам социалистической стране Болгарии, да не где-нибудь, а на Золотых Песках (о, Чёрное море, ласковое солнечное тепло!), далее экскурсии:  Тырново - София - Варна - Шипка  - Плевна; в одном из национальных ресторанов даже на углях предлагали танцевать... И привезла она оттуда много чего интересного, не считая золотистого загара, главное же – новый чёрный дипломат с книгами, а мне в подарок – дефицитные тома  И.Ильфа и Е.Петрова «Золотой телёнок» и «12-ть стульев», чему я была очень рада… Работая в Талдомском районном историко-литературном музее и.о. директора, занималась творчеством писателя-сатирика М.Е.Салтыкова-Щедрина и обнаружила любопытное письмо из Болгарии из Дома Сатиры и Юмора в Габрово, где было предложение о дальнейшем сотрудничестве, но что-то не сложилось… Хотя как раз в 1991-м году вышла небольшая книжица «Габровцы шутят», с восторгом мной прочитанная и перечитанная…

Часть третья.
 
Начало романа. 20 лет спустя…

Однажды я забрела в гости к родне в Москве и благодаря им пообщалась впервые по скайпу с  будущим родственником (отцом невесты их сына) Юрием, который произвёл на меня неизгладимое впечатление. Родня побывала у него в гостях, но что-то со свадьбой не склеилось… Однако по их стопам и я оказалась в Болгарии с 7 по 17 октября 2011-го года… О, эти 10 дней, которые потрясли моё существо яркостью красок, свежестью впечатлений и незабываемым колоритом новых мест! Сначала наш самолёт приземлился в Бургосе и я попала на Солнечный Берег в последние жаркие деньки бабьего лета… Волны Чёрного моря, золотистый песок, сказочные домики… Вкуснейшие болгарские национальные блюда… Экскурсия в город-памятник Несебр под эгидой ЮНЕСКО, удивительное знакомство, благодаря которому родилась впоследствии заметка

Незабвенная Яна Лескова
К 105-летию со дня рождения
«И в той борьбе кровавой Яна и Лесков пали за народную свободу…» (народная болгарская песня)
В сердце болгарского города Несебра под сенью райской яблони приютился скромный домик с черепичной крышей. На фоне белой стены – беломраморный лик миловидной женщины и чёткая надпись на памятной доске: «Тут жила  Яна Лескова, партизанка отряда Народный кулак. Расстреляна 2 июля 1944 года….». И даты её короткой жизни…  Оказалось, жизнь и подвиг Яны Лесковой хорошо известны в Болгарии, как в России - Зои Космодемьянской, в Талдоме – партизанки-разведчицы Зинаиды Голицыной… В местной народной читальне-библиотеке имени Яны Лесковой её секретарь Катержина Николова Христова познакомила меня  с выставкой, посвящённой землячке, и её героической судьбой.
Яна Георгиевна родилась 15 ноября 1912 года в городе Карнобат в прогрессивном семействе Ивановых, преданном коммунистическим идеалам, которым она следовала всю жизнь. В 1921 году семья переехала в город  Несебр, где девочка  наблюдала, в какой страшной тесноте и нищете живут местные рыбаки… Яна, получив начальное образование, продолжила учёбу в гимназии в Бургасе, а затем  в Старой Загоре. Как вспоминают её друзья, по характеру Яна была рассудительна, весела и жизнерадостна, никогда не повышала голос и  не принимала готовых истин, а старалась сама их постигнуть. На страницах ученического вестника «Эхо» появились её интересные статьи за подписью «Сизокрылая чайка». Как вольная чайка, её душа стремилась к свободе и красоте жизни. В 1932 году Яна уезжает в Софию, где, поступив на педагогический курс, занимается славянской филологией. Благодаря артистичному  таланту, участвует в театральном коллективе «Трибуна».  Наряду с педагогикой и русским языком, она читает прогрессивную литературу, сотрудничает с  прогрессивными педагогическими изданиями под псевдонимом «Чайка»… С 1935 по 1940 год Яна работает в детском саду учительницей в  Поморие. Она изучает советский опыт работы, читает педагогическую литературу, учитывает в работе индивидуальные наклонности детей и помогает их родителям в воспитании. Недаром в характеристике Яны училищный инспектор отметил её стремление к совершенству в работе, знание языков (французского, русского, греческого), учтивость и благодушие, трудолюбие и чистоту, назвал её примерной матерью и супругой. Её муж Николай Лесков руководил спортом, играл в любимый им футбол, был весел, одухотворен, щедр. Уже на первых учительских собраниях они стали друзьями. Дружба их быстро крепла при встречах в училище, на море, на играх и вечеринках. В мае 1937 года у них родилась дочь Аэлита, которую назвали в честь героини одноимённой фантастической повести  Алексея Толстого, вышедшей в 1922 году, которая заканчивается так: «Голос Аэлиты, любви, вечности, голос  тоски, летит по всей вселенной, зовя, призывая, клича,- где ты, где ты,  любовь…».
 Яна пишет статьи в  вестник «Поморийское училищное дело» - орган родительско - учительского содружества. Сформировалась театральная труппа. Супруги  участвуют в самодеятельности: Николай  как музыкант (играет на скрипке и гитаре)  и солист, а Яна декламирует стихи Ботева, «Въглоекопачи»  Смирненски, участвует в чествовании Пушкина и Асена  Златарова.
 В 1941 году власти увольняют прогрессивных деятелей, среди которых оказалась и чета Лесковых. Супруг Николай был арестован вместе с 63-мя патриотами  и отправлен в концлагерь на остров святой Анастасии, из которого вышел лишь в  1943 году. Оставшись одна с ребёнком, Яна Лескова не пала духом. Она собирала помощь политическим заключенным в Бургасе, помогала семьям, пострадавшим от фашистов. После освобождения Николай Лесков включился в нелегальную работу. Как преданного партии, смелого, умного, знающего военное дело, его назначили командиром партизанского отряда «Народный кулак», который был сформирован в с. Обзор.
 16 апреля 1944 года Николай и Яна влились в партизанский отряд. Мука раздирала сердце матери, слёзы стояли в глазах при разлуке с единственной дочерью, но она категорически заявила, что последует за супругом…
Под умелым руководством Николая Лескова партизаны совершили многие  успешные  акции. Фашисты озверели… 23 июня 1944 года  после тяжёлого сражения отряд был разбит. Шестеро партизан, среди которых были Яна и Николай, после долгого плутания  нашли приют в доме на краю с. Козичино, Поморийско, но их предали.  Закипел неравный бой. Раненый командир Николай Лесков  остался прикрывать своих друзей. В этот же вечер он был жестоко умервщлён фашистами в с.Козичино.
Оставшись одна, Яна девять дней бродила по Балканам, ища отряд, ища укрытие. Новое предательство стало причиной её трагической гибели… В ночь на 2 июля с 21 пойманными партизанами и нелегалами на краю села Добра поляна, Айтоско, после страшных издевательств фашистские палачи расстреляли пленных и полуживыми  закопали в общей яме.
 Так за два месяца до освобождения Болгарии погибли прекрасные герои-партизаны Яна и Николай  Лесковы.
Многие места и организации в Бургаской области носят имя Яны Лесковой, многие классы  украшены её образом, который вдохновляет молодые поколения своим светлым примером жертвы за народную правду и свободу.
 Вечная слава и вечная память павшим героям.
К 100-летию со дня рождения Яны Лесковой в ноябре этого года в г.Несебр подготовлена специальная программа в народной читальне её имени: «Счастливое детство» - концерт детей от 3 до 6 лет детсада «Яна Лескова»; встреча с дочерью - Аэлитой Лесковой; спектакль «Незабвенная Яна».
Татьяна Хлебянкина, член Союза писателей России, член  Союза журналистов России, г.Талдом. (В публикации использованы материалы из народной читальни «Яна Лескова-1905» и статьи Жанет Митевой, Недялко Пипер, П.Касабовой. Перевод с болгарского автора при участии Юрия Йотова).
Часть четвёртая: Юрий Йотов.
Мой герой и будущий родственник ждал меня в Софии 14 октября, на Покров, встречая на ж/д вокзале аж в 5 утра. Поехали к нему с другом, по дороге знакомясь. Оказалось, Юрий получил своё русское имя потому, что родился в день полёта в космос Юрия Алексеевича Гагарина 12 апреля 1961-го года…  И с юности увлекался русским языком, нашей литературой и культурой, жил и учился в России, где и женился… Но позже выяснилось несходство характеров и темпераментов, хотя добрые отношения с русской женой и двумя детьми поддерживались постоянно… Мне же после знакомства с его другом-писателем Жорой была предложена культурная программа посещения основных достопримечательностей столицы Болгарии, которую начали с русского православного храма св.Николая Чудотворца, построенного не без участия русской диаспоры. Больше всего там поразило живое присутствие приснопамятного архиепископа Серафима Соболева (1881-1950)(впоследствии канонизированного), которому люди несли свои проблемы и писали записки для исполнения желаний… И я, конечно, не удержалась и пожелала… впрочем, это секрет… но надеюсь, что сбудется…  Далее с удовольствием побывали на софийском рынке, наслаждаясь дарами осени и выбирая продукты к обеду… А я ещё прикупила кофту, так как что-то похолодало – дело близилось к зиме…  выпал первый снег…
На другой день нас ждали в музее Ивана Вазова (24.10. 1850 - 1921) – классика болгарской литературы с трагической судьбой, пережившего и османское иго, и эмиграцию, и триумф юбилеев по случаю 70-летия со дня рождения и 50-летия литературной деятельности… И, конечно, не могли мы не посетить Патриарший кафедральный собор – памятник святого Александра Невского, построенный после русско-турецкой освободительной войны как символ любви и признательности к русскому народу в 1912-м году… Незабываемое впечатление оставил Национальный музей болгарского изобразительного искусства со старинными фресками и иконами, начиная с «Ангела» 4-5 века до современности… и музей археологии…
И, конечно, не забудется концерт в Национальной музыкальной академии «Проф.Панчо Владигеров», посвящённый 200-летию со дня рождения Ференца Листа… И ужин рядом в китайском ресторанчике «Дон Дзин Лоу» на улице Мадрид…

Обратно 17 октября  я ехала на поезде София - Москва и вела дневник. Попался интересный попутчик Георгий Добрев, с которым мы обменялись полотенцами: его рушник выделала матка баба Цонка Мичева (22.10.1926 – 14.09.2011 гг.)  из села Дряновец общ. Разград обл. Русенско. Лён для ткания и шерстяные ниточки для вязание, вышито лет в 18-20, то есть в 1944-46 гг., когда познакомились мои родители…
Рождались поэтические строчки:

Прощай, Болгария, и город  Русе!
К тебе когда-нибудь я всё ж вернуся…
К твоим каштанам, морям, горам…
Прощай, Болгария! – Старинный храм,
Улыбка милая, взор черноокий…
Живи, Болгария! – исток глубокий
Стихов и песен, весны и лета…
И светом солнечным Душа согрета!

А вот ещё выстраданные «берёзовые» строки:

Берёзы, берёзки в округе моей…
Нет сердцу дороже, нет сердцу родней…
Бегут хороводом, за стуком колёс,
Взобравшись на кручи, спешат под откос…
… Когда на чужбине в гостях я была,
То в сердце Софии берёзку нашла…
Её обняла…

Часть  пятая. Роман по скайпу (осень 2011-лето 2017) – продолжение следует…

Постскриптум:

Благодаря усилиям Ольги Мальцевой - Арзиани и Наталии Каретниковой на болгарский язык были переведены стихи нашего земляка Сергея Антоновича Клычкова  (17.07.1889 – 08.10.1937)(оба автора есть в литературном альманахе «Душа моя, как птица…», изданном по итогам Московского международного фестиваля-конкурса имени Сергея Клычкова).
 (окончание следует)