Ночной гость с подоконника

Базиль Касим
Всю ночь не мог уснуть. Распереживался, читая сообщения о том, что падает курс сома. Несколько раз вставал - дрожащими руками наливал себе "Джек Дэниелс" и пил его длинными глотками. Выходил курить во двор. Сквозь густой сигаретный дым издалека доносился плач собаки, наглядно отражая моё внутреннее состояние:

- Что делать? Что делать? Теперь не хватит на новый телефон. Надо копить. А я уже собирался в конце недели идти в подвал ЦУМа, - выло что-то внутри.

Шамкая шлёпанцами я возвращался в спальню и недоверчиво, с укоризной смотрел на одинокую пятитысячную купюру лежавшую на подоконнике. Качал головой, упрекая безмолвного Суйменкула Чокморова, и его мужественно невозмутимый взгляд, неприемлемый в нынешних условиях мирового кризиса.

- Как всё хрупко в этом мире - театрально выронил я в темноту совершенно шаблонную фразу.

Я лёг на кровать, достал телефон и долго читал вотсап чат нашего Джамаата. "Альхамдурила, да поможет Аллах нашему Нацбанку" писал Фирдаус аль Нурлан-аке и призывал уверовать в райские кущи, переполненные девственницами, также он просил уверовать в чудодейственную пользу валютных интервенций Нацбанка.

Потом я снова встал и всё повторилось снова. "Джек Дэниелс", густой сигаретный дым и вой собаки. Но в этот раз войдя в комнату я обомлел...

В тёмной спальне, на фоне окна я разглядел мужской силуэт. На его голове была шляпа. Мужчина сидел на подоконнике, мне кажется, даже достаточно вальяжно, аккурат на том месте, где лежали мои 5000 сом.

Не знаю, как бы вы отреагировали. Но я почему-то сразу подумал о деньгах, на которые он уселся. Но почему-то ляпнул:

- Ассалам алейкум уа рахматуллахи уа баракатух!

Мужчина молчал. Он молча полез в карман, достал, кажется, коробок спичек. Непринужденно потряс коробку, как бы проверяя, осталось ли там ещё. Он будто не замечал моего присутствия! В тишине раздался звук открывающегося коробка. Он чиркул спичинкой о серу. На миг его лицо осветилось молнией света. Я увидел очертания скул, которые до этого встречал в японских фильмах о самураях. Меня впечатлил холодный, недобрый взгляд из под пол шляпы. К счастью, он был устремлен на сигарету.

- Ас-саляму аляйкум ва-рахмату-ллях! - почему-то настойчиво гнул свою линию мой голос.
- Где я? - по кыргызски спросил он, нарушая религиозный этикет приветствия. - Я не понимаю тебя.

Знаете, я как будто уже слышал где-то этот мужественный, спокойный голос. Как в кино, как у актёров. Он показался мне знакомым, и от этого мне сделалось немного спокойнее на душе. Найдясь, я сразу потянулся влево, чтобы включить свет в спальне.

- Не надо. Так лучше - резко сказал кыргызскоязычный самурай.
- Многое, я смотрю, стало по другому, - сказал он, как мне показалось, с горечью. Наверное, он имел в виду то что я, довольно-таки, признаюсь, сильно располнел и отпустил бороду.
- Я перестал понимать родной язык, узнавать свой народ. Все ругают меня, особенно в последнее время. Обвиняют меня, говорят, что я слаб... Ты тоже так думаешь? - неожиданно резко крикнул он на меня.

Я потерялся от страха, и вжав голову в туловище, ответил.

- Всё в руках Аллаха.
- Не понимает. Ты знаешь что такое логика? - спросил он, выпустив сигаретный дым в форточку, совершенно спокойно, как будто и не кричал до этого. Ты знаком с трудами Аристотеля?

Я кивнул, от греха подальше. Ненормальный какой-то.

- Я слаб. Потому что это, прежде всего - логично. Если бы вы оставались собой, сохраняли желание работать, которое было в моё время... Есть вещи долгосрочные и краткосрочные. Сначала нужно ответить себе, мы думаем на долгие годы вперед или только на час-два. Это категории. Это раз, - он поднял указательный палец. - Второй вопрос: будущее формируется нами или само собой, или вообще кем-то другим? Два - это и есть ответ на этот вопрос. - Он разогнул ещё один палец. - В третьих, что делается сегодня для того, чтобы дать всходы завтра? И в четвертых какие плохие привычки вы преодолеваете, чтобы было легче завтра? Теперь я раскручу этот клубок. Рассказать тебе, какие ответы на эти четыре простых вопроса я нашёл здесь?

Я не знал куда себя деть, стоял в какой-то дурацкой позе, в майке, штанах. Я тихо, почти на цыпочках подошёл к кровати и присел, чтобы не злить самурая.

- Первое - вы не думаете о будущем. Никого не занимает, что будет завтра. Всё краткосрочно. У вас мышление спекулянтов. Второе - это следствие ответа на первый вопрос. Из-за того что вас не занимает ваше будущее, его вместо вас и для вас формируют другие. Русские, китайцы, американцы. Вы мечтаете и стремитесь к тому, что вам подсказали они, - тут он разразился зловещим смехом, - вот суверенитет, который вы потеряли, - он показал на свою голову. Вот он. У вас отняли независимость, право думать своей головой и обустраивать своё будущее на годы вперед, так как хочется вам...

Он умолк. В тишине были слышны его постукивания пальцем по подоконнику и частое урчание моего живота.

- В третьих, ничего вы сегодня не делаете ради своего же завтра. Не сажаете деревьев, которые дадут плоды. Одна болтовня. Одни и те же слова из года в год, десятилетиями.. И в четвертых, вы не боритесь со своими плохими привычками, они вас сгубят. Надо пропалывать землю, чтобы очищать её от сорняков. Но, снова, из-за ответа на первый вопрос, из-за краткосрочного планирования вы элементарно не понимаете, куда ведёт эта петля. Раскройте глаза, неужели не понятно, чем это кончится?

Я начал икать, наверное, действовал алкоголь. Я тихо прилёг на кровать.

- И всякий раз для всех становится откровением. Почему я так слаб, почему я так подвожу их?

Он встал ногами на подоконник, и с криком, "я падаю" резко прыгнул на мою кровать, прям на меня...

Я, содрогнувшись, проснулся. Ох, вот это был сон!

По привычке сразу потянулся к телефону. В вотсап чате нашего Джамаата Сахиб ибн Эрмек-жезде выложил картинку. Оказывается, если отправить её десятерым пенсионерам - им станет моложе. В твиттере лэди-Жанаргул выложила свои выпитые виски... Я встал с кровати прямо на сланцы. Заметил, что 5000 купюра пропала! С заспанным лицом, взволнованный, я быстро записал видеообращение к Джамаату. Рассказал о самурае, о какой-то высокопарной белиберде, которую он нёс, чтобы отвлечь моё внимание. О 5000 сомах. Правда, о "Джек Дениелс" не стал говорить. Зачем? Это я отправлю в твиттер. Посыпались смайлики одобрения. Кто-то писал, что мне срочно нужно идти на даваат. Кто-то, что со мной говорил сам Иблис, что вера моя оказалась тверда...

И тут я заметил бумагу на углу подоконника! Хитроумный незнакомец оставил записку!

Но, оказалось, что это вчерашний чек с супермаркета за "Джек Дэниелс". На 5000 сом.