Школьные истории

Вадим Аксельруд
Рассказы   о  школе  и  школьниках.
(автобиографическая повесть)
 Я – учитель-предметник с  пятидесятилетним стажем знаю о школе не понаслышке  и тем не  менее воспринимаю  школу  не  в  узком смысле – учебное  заведение. Школа, как нечто другое,  отражает  жизнь детей, их семей, государства, в конце концов. Когда я вижу  школьников  с портфелями  и  ранцами, спешащих в школу, без  праздного умиления понимаю – жизнь продолжается.

   ШКОЛЬНИК   ВСЁ   ЗНАЕТ
Мне  четыре года. Мы в эвакуации  в  далёком  уральском городе  Ирбите.  Моя  мама  рассказывает, как мы сюда попали из прекрасного города Одессы.  Когда мы  попали  в портовый (на Каспийском море) город  Махачкалу, стал вопрос, куда эвакуироваться дальше-  пароходом  в Красноводск, а дальше в Ташкент или другим  пароходом в  Астрахань, а дальше на Урал.
Мой  брат  Ясик, который  окончил семилетку, рассудил: в  Средней Азии тепло,  может быть даже сытно,  но народу там будет много, работы не будет, да и сытно не будет, а ещё  эпидемии, болезни. А на Урале – заводы – много работы, да и эпидемий не предвидится. Едем на Урал. Школьники всё знают! 

   ШКОЛЬНИК  ТОЖЕ МОЖЕТ УМЕРЕТЬ. МОЛОЧНЫЙ  КИСЕЛЬ.
У наших симпатичных  квартирных  хозяев  был не менее симпатичный  десятилетний  сын Коля, который меня  непринуждённо многому учил, например, что нельзя  без предосторожности приближаться к петуху – клюнет  может быть и в глаз. Спасибо Коля,  предостерёг. А себя предостеречь  не сумел. Умер ( потом я узнал – от менингита). С тех пор я ненавижу молочный кисель. Его давали на поминках.
ШКОЛЬНИКИ – ПИОНЕРЫ, А ПИОНЕРЫ  БЫВАЮТ  РАЗНЫМИ.
В детский  сад  пожаловали пионеры, вернее  пионерки. Обе красивые в красных галстуках, но одна добрая, внимательная, а другая злая, спесивая – я и тогда это понял.
    ШКОЛЬНИКИ  БЫВАЮТ РАССУДИТЕЛЬНЫМИ.
За  год до школы я некоторое время  ходил к фребеличке – это воспитательница на  несколько (5 – 10) детей. Один из нас – школьник  - первоклассник – куда умнее меня. Когда в игре  в войну я захотел быть ефрейтором (как мой  брат), он сказал: почему не майором (как мой отец). Я не знал, какое звание выше, а он знал – первоклассник всё же!

    ШКОЛЬНИКИ  НЕ  ВСЕГДА   БЫВАЮТ СЧАСТЛИВЫ  И СПОКОЙНЫ.
Наша добрая  знакомая в  только что освобождённой Одессе  была  заведующей  детским  домом. Там школьники – мальчики не всегда спокойны и уравновешены. Я  обратил на это внимание, а заведующая Александра Яковлевна  сказала: «Им трудно, у них нет родителей».
   
    УРА !  Я – ШКОЛЬНИК.  1 СЕНТЯБРЯ  1946 ГОДА
В первый год послевоенный
По всей Земле или Вселенной
Шли дети в школу - я в класс первый,
Натянуты немного нервы,
Но напряжение упало,
Как только школа повстречала
Теплом, улыбкой, светлым днём
И сладким праздничным столом.
И я,  и малыши такие
Ту сладость видели впервые.
Не каждому понять порой,
Что значит год сорок шестой.
А это год начала эры,
Год всех надежд, надежд без меры,
Год первый мира и добра.
Пусть будет лучше, чем вчера!
Мы радовались и смеялись,
Не все надежды оправдались,
Но вечно в памяти у нас
Послевоенный первый класс.

Первый класс я окончил в  польском городе Бэутине, а жил в большом  польском городе Катовице  в  двадцати километрах от школы. В школу нас возили  на американском крытом грузовике.
    Вставать  приходилось рано, но зато весело. Учеников в классе было мало, и молодая  учительница  Ольга Васильевна  легко справлялась. Но вскоре она уехала, и в одной  классной  комнате занимались  два класса - первый и пятый. Пожилой учительнице было  сложнее, но классы маленькие, дисциплина  детей военных хорошая, учебный  год прошёл успешно.
          Уже в первом классе  я  стремился  не отставать  от  других ребят. Нет, не в учёбе и не в спорте. Я был маленьким, не очень здоровым  и далеко не спортивным. Нет, я старался выделиться смелостью, остроумием – не всегда выходило. Возле школы был пруд. В начале зимы он замёрз,  но, вероятно, слабо. Всем хотелось ступить на лёд, но все боялись. Я один осмелился. На меня  смотрели как на смельчака и стали ступать на лёд, лёд слегка треснул, я оказался по колено в ледяной воде, простудился, но гордился  собой. Главное не отстать – таков  девиз  младших школьников.
   Пошли старшие школьники  в ботанический  сад    воровать тюльпаны. При появлении сторожа  старшие ребята с сорванными тюльпанами быстро удрали, а я долго выискивал тюльпаны, хотя держал их в  руках, но не узнал, так  как  они были  ещё бутончиками. Такие и следовало  собирать – всякому делу нужно учиться.
     Меня  поймал молодой сторож и отвесил мне  оплеуху, а пожилой  служащий  на  ломанном русском языке отправил меня  домой.

  На  праздничных сборах в школе я тоже  вёл себя не адекватно. Когда  меня  спросили, кем я хочу быть, вместо того, чтобы ответить - лётчиком, артиллеристом, военным, моряком, что от меня ожидали, я ответил, что хочу быть парикмахером, чем вызвал смех всех школьников и недовольство руководства. Я никогда не хотел быть парикмахером, но и не хотел  быть серым и обычным.
 
   Как бы то ни было, первый класс я окончил  за  две недели до окончания  учебного  года – отца перевели  в Одессу, а меня  определили во второй  класс мужской школы  моего микрорайона. В классе  40   учеников, много переростков, пожилая  учительница  абсолютно не справлялась с классом.  Моя  мама  бухгалтер, она мне помогала, а вернее просто учила  математике  и другим предметам, но так  учиться нельзя. При всей  своей грамотности, мама  относилась с большим уважением к  школьному  образованию и мечтала о хорошей,  не  столь перегруженной  школе. К счастью, такая школа  открылась и на том же расстоянии от дома.  Это была вновь открывшаяся  мужская средняя школа №101 (Тогда в Одессе  все школы были либо мужские, либо женские).
               
 Мне особенно  повезло: классоводом  моего третьего класса  стала  учительница  Анна Яковлевна Жарченко, которая ранее была моей любимой воспитательницей  детского  сада.А классным руководителем стала замечательная  молодая  учительница  Мария  Натановна  Помагрин.
Благодаря  Марии Натановне жизнь в школьные годы  была насыщенной  и  интересной.    
Именно наша классная  руководительница  сплотила  класс настолько, что  мы  всю  жизнь общались с ней и  друг с другом, куда бы судьба нас не забросила.
НАША    КЛАССНАЯ  КЛАССНАЯ
                Классной  руководительнице  4-В  класса 
                Одесской  школы № 101   в  1950 году
                Помагрин   Марии  Натановне
                п о с в я щ а е т с я

А на слэнге  слово классный
Значит  добрый и прекрасный.
Вот  такой она предстала,
Но начну я всё сначала.

Война  кончилась и снова
В середине  сороковых
Одесситы  возвращались
И за дело снова брались.
В универ  пришла впервые
Третьекурсница  Мария.
Просит в надлежащей форме
На истфак её  оформить.
А весь город говорит -
Ректор тот антисемит.
Он спросил: «Что Помагрин
Из славян или румын,
Или может  из  евреев?»
И  Мария,  не  краснея,
Не оттягивая  больше:
«Помагрин – это из Польши»
Про поляков  он  не знал,
Перевод ей  подписал.
Годы шли, и педагог
Уж  стоит у ста дорог.
И одна из них вела
Да  и в школу привела,
И пришла дорогой  тёртой
Классоводом в  класс четвёртый.
Кто придумал, я не знаю,
Школа  тут была  мужская.
Встретили    весьма  сурово
Сорванцов примерно  сорок.
Переростков там немало,
Их война учить мешала
И кому, не знаю, надо,
Стали строить баррикаду.
Удержать себя не мог
Даже автор этих строк.
Но  Мария  не  смолчала,
Самых злостных  раскидала,
  И не медля, в нужный срок,
Начала  вести урок.
И  смогла  - какая сила!
Всех ребят заворожила.

А  Мария  терпеливо
Создавала  коллективы.
Коллектив  один – детей,
Второй - членов их семей.
У  неё,  сомнений нет,
Твёрдый  был  авторитет.
Вследствие  авторитета
Принимали все советы.


Так она авторитарно
Старосту  элементарно
Ставит, правда осторожно,
То – не выборная должность.
Попадает  прямо в точку -
Выполнял работу точно.
Председателя отряда
Выбирать,  конечно, надо,
И препятствий  тоже  нет –
Педагог даёт совет.

Кто  Марию научил:
Классная  по мере сил
Строит  мост меж её классом
И предметниками  массой,
Да так тонко, что  мальчишки
Полюбили даже книжки.
И не  с пренебрежением,
А с глубоким уважением
Относились тут и там
К строгим их  учителям.

Были сборы неформальны
И прогулки  не банальны,
Без  бессмысленного  строя,
Не  по двое, не по трое.
В классе  часто  были споры,
А не театр  one (ван) актёра.
А итог – того и нужно -
Вышел класс наш очень дружным
Не на школьные  года,
А, поверьте – навсегда.

Можно верить, можно нет,
Нам по восемьдесят лет.
И сейчас объединяет
Та же наша  дорогая
Да, Натановна Мария!
Лучшей   классной нету в мире!
В целом свете лучше нет!
Много  Вам  счастливых лет!!!
 
  В школе  было много и других прекрасных учителей.
Благодаря  учителю  физики  Израилю Самойловичу  Тарнопольскому и учителю математики Исаю  Ефимовичу Затуловскому  большинство из нас  поступило в престижные  высшие учебные  заведения, где нужно было сдавать математику.
Одна моя  знакомая говорит, что ничего не может вспомнить хорошего о своей школьной жизни. Как мне её жаль!
      Я закончил школу, поступил в электротехникум связи, затем в институт того же  профиля,  успешно  работал  по профессии  и  вдруг … загрустил, заскучал по  школе, по детям, по работе с ними. Я написал письма во все педагогические институты  Советского Союза с просьбой перевести меня из института связи  в  педагогический  институт и был в конце концов  принят в Одесский  педагогический институт.