Рассказы о школе и школьниках.
(автобиографическая повесть)
Я – учитель-предметник с пятидесятилетним стажем знаю о школе не понаслышке и тем не менее воспринимаю школу не в узком смысле – учебное заведение. Школа, как нечто другое, отражает жизнь детей, их семей, государства, в конце концов. Когда я вижу школьников с портфелями и ранцами, спешащих в школу, без праздного умиления понимаю – жизнь продолжается.
ШКОЛЬНИК ВСЁ ЗНАЕТ
Мне четыре года. Мы в эвакуации в далёком уральском городе Ирбите. Моя мама рассказывает, как мы сюда попали из прекрасного города Одессы. Когда мы попали в портовый (на Каспийском море) город Махачкалу, стал вопрос, куда эвакуироваться дальше- пароходом в Красноводск, а дальше в Ташкент или другим пароходом в Астрахань, а дальше на Урал.
Мой брат Ясик, который окончил семилетку, рассудил: в Средней Азии тепло, может быть даже сытно, но народу там будет много, работы не будет, да и сытно не будет, а ещё эпидемии, болезни. А на Урале – заводы – много работы, да и эпидемий не предвидится. Едем на Урал. Школьники всё знают!
ШКОЛЬНИК ТОЖЕ МОЖЕТ УМЕРЕТЬ. МОЛОЧНЫЙ КИСЕЛЬ.
У наших симпатичных квартирных хозяев был не менее симпатичный десятилетний сын Коля, который меня непринуждённо многому учил, например, что нельзя без предосторожности приближаться к петуху – клюнет может быть и в глаз. Спасибо Коля, предостерёг. А себя предостеречь не сумел. Умер ( потом я узнал – от менингита). С тех пор я ненавижу молочный кисель. Его давали на поминках.
ШКОЛЬНИКИ – ПИОНЕРЫ, А ПИОНЕРЫ БЫВАЮТ РАЗНЫМИ.
В детский сад пожаловали пионеры, вернее пионерки. Обе красивые в красных галстуках, но одна добрая, внимательная, а другая злая, спесивая – я и тогда это понял.
ШКОЛЬНИКИ БЫВАЮТ РАССУДИТЕЛЬНЫМИ.
За год до школы я некоторое время ходил к фребеличке – это воспитательница на несколько (5 – 10) детей. Один из нас – школьник - первоклассник – куда умнее меня. Когда в игре в войну я захотел быть ефрейтором (как мой брат), он сказал: почему не майором (как мой отец). Я не знал, какое звание выше, а он знал – первоклассник всё же!
ШКОЛЬНИКИ НЕ ВСЕГДА БЫВАЮТ СЧАСТЛИВЫ И СПОКОЙНЫ.
Наша добрая знакомая в только что освобождённой Одессе была заведующей детским домом. Там школьники – мальчики не всегда спокойны и уравновешены. Я обратил на это внимание, а заведующая Александра Яковлевна сказала: «Им трудно, у них нет родителей».
УРА ! Я – ШКОЛЬНИК. 1 СЕНТЯБРЯ 1946 ГОДА
В первый год послевоенный
По всей Земле или Вселенной
Шли дети в школу - я в класс первый,
Натянуты немного нервы,
Но напряжение упало,
Как только школа повстречала
Теплом, улыбкой, светлым днём
И сладким праздничным столом.
И я, и малыши такие
Ту сладость видели впервые.
Не каждому понять порой,
Что значит год сорок шестой.
А это год начала эры,
Год всех надежд, надежд без меры,
Год первый мира и добра.
Пусть будет лучше, чем вчера!
Мы радовались и смеялись,
Не все надежды оправдались,
Но вечно в памяти у нас
Послевоенный первый класс.
Первый класс я окончил в польском городе Бэутине, а жил в большом польском городе Катовице в двадцати километрах от школы. В школу нас возили на американском крытом грузовике.
Вставать приходилось рано, но зато весело. Учеников в классе было мало, и молодая учительница Ольга Васильевна легко справлялась. Но вскоре она уехала, и в одной классной комнате занимались два класса - первый и пятый. Пожилой учительнице было сложнее, но классы маленькие, дисциплина детей военных хорошая, учебный год прошёл успешно.
Уже в первом классе я стремился не отставать от других ребят. Нет, не в учёбе и не в спорте. Я был маленьким, не очень здоровым и далеко не спортивным. Нет, я старался выделиться смелостью, остроумием – не всегда выходило. Возле школы был пруд. В начале зимы он замёрз, но, вероятно, слабо. Всем хотелось ступить на лёд, но все боялись. Я один осмелился. На меня смотрели как на смельчака и стали ступать на лёд, лёд слегка треснул, я оказался по колено в ледяной воде, простудился, но гордился собой. Главное не отстать – таков девиз младших школьников.
Пошли старшие школьники в ботанический сад воровать тюльпаны. При появлении сторожа старшие ребята с сорванными тюльпанами быстро удрали, а я долго выискивал тюльпаны, хотя держал их в руках, но не узнал, так как они были ещё бутончиками. Такие и следовало собирать – всякому делу нужно учиться.
Меня поймал молодой сторож и отвесил мне оплеуху, а пожилой служащий на ломанном русском языке отправил меня домой.
На праздничных сборах в школе я тоже вёл себя не адекватно. Когда меня спросили, кем я хочу быть, вместо того, чтобы ответить - лётчиком, артиллеристом, военным, моряком, что от меня ожидали, я ответил, что хочу быть парикмахером, чем вызвал смех всех школьников и недовольство руководства. Я никогда не хотел быть парикмахером, но и не хотел быть серым и обычным.
Как бы то ни было, первый класс я окончил за две недели до окончания учебного года – отца перевели в Одессу, а меня определили во второй класс мужской школы моего микрорайона. В классе 40 учеников, много переростков, пожилая учительница абсолютно не справлялась с классом. Моя мама бухгалтер, она мне помогала, а вернее просто учила математике и другим предметам, но так учиться нельзя. При всей своей грамотности, мама относилась с большим уважением к школьному образованию и мечтала о хорошей, не столь перегруженной школе. К счастью, такая школа открылась и на том же расстоянии от дома. Это была вновь открывшаяся мужская средняя школа №101 (Тогда в Одессе все школы были либо мужские, либо женские).
Мне особенно повезло: классоводом моего третьего класса стала учительница Анна Яковлевна Жарченко, которая ранее была моей любимой воспитательницей детского сада.А классным руководителем стала замечательная молодая учительница Мария Натановна Помагрин.
Благодаря Марии Натановне жизнь в школьные годы была насыщенной и интересной.
Именно наша классная руководительница сплотила класс настолько, что мы всю жизнь общались с ней и друг с другом, куда бы судьба нас не забросила.
НАША КЛАССНАЯ КЛАССНАЯ
Классной руководительнице 4-В класса
Одесской школы № 101 в 1950 году
Помагрин Марии Натановне
п о с в я щ а е т с я
А на слэнге слово классный
Значит добрый и прекрасный.
Вот такой она предстала,
Но начну я всё сначала.
Война кончилась и снова
В середине сороковых
Одесситы возвращались
И за дело снова брались.
В универ пришла впервые
Третьекурсница Мария.
Просит в надлежащей форме
На истфак её оформить.
А весь город говорит -
Ректор тот антисемит.
Он спросил: «Что Помагрин
Из славян или румын,
Или может из евреев?»
И Мария, не краснея,
Не оттягивая больше:
«Помагрин – это из Польши»
Про поляков он не знал,
Перевод ей подписал.
Годы шли, и педагог
Уж стоит у ста дорог.
И одна из них вела
Да и в школу привела,
И пришла дорогой тёртой
Классоводом в класс четвёртый.
Кто придумал, я не знаю,
Школа тут была мужская.
Встретили весьма сурово
Сорванцов примерно сорок.
Переростков там немало,
Их война учить мешала
И кому, не знаю, надо,
Стали строить баррикаду.
Удержать себя не мог
Даже автор этих строк.
Но Мария не смолчала,
Самых злостных раскидала,
И не медля, в нужный срок,
Начала вести урок.
И смогла - какая сила!
Всех ребят заворожила.
А Мария терпеливо
Создавала коллективы.
Коллектив один – детей,
Второй - членов их семей.
У неё, сомнений нет,
Твёрдый был авторитет.
Вследствие авторитета
Принимали все советы.
Так она авторитарно
Старосту элементарно
Ставит, правда осторожно,
То – не выборная должность.
Попадает прямо в точку -
Выполнял работу точно.
Председателя отряда
Выбирать, конечно, надо,
И препятствий тоже нет –
Педагог даёт совет.
Кто Марию научил:
Классная по мере сил
Строит мост меж её классом
И предметниками массой,
Да так тонко, что мальчишки
Полюбили даже книжки.
И не с пренебрежением,
А с глубоким уважением
Относились тут и там
К строгим их учителям.
Были сборы неформальны
И прогулки не банальны,
Без бессмысленного строя,
Не по двое, не по трое.
В классе часто были споры,
А не театр one (ван) актёра.
А итог – того и нужно -
Вышел класс наш очень дружным
Не на школьные года,
А, поверьте – навсегда.
Можно верить, можно нет,
Нам по восемьдесят лет.
И сейчас объединяет
Та же наша дорогая
Да, Натановна Мария!
Лучшей классной нету в мире!
В целом свете лучше нет!
Много Вам счастливых лет!!!
В школе было много и других прекрасных учителей.
Благодаря учителю физики Израилю Самойловичу Тарнопольскому и учителю математики Исаю Ефимовичу Затуловскому большинство из нас поступило в престижные высшие учебные заведения, где нужно было сдавать математику.
Одна моя знакомая говорит, что ничего не может вспомнить хорошего о своей школьной жизни. Как мне её жаль!
Я закончил школу, поступил в электротехникум связи, затем в институт того же профиля, успешно работал по профессии и вдруг … загрустил, заскучал по школе, по детям, по работе с ними. Я написал письма во все педагогические институты Советского Союза с просьбой перевести меня из института связи в педагогический институт и был в конце концов принят в Одесский педагогический институт.