Казахстан и Россия

Бахыт Рустемов
Только настоящая дружба и честное партнерство
 ведет большие и малые народы к общему процветанию.

Рустем Нуршаев

   Установление регулярных торговых и дипломатических связей между Россией и Казахстаном относится к ХVI в. После покорения Россией Казанского и Астраханского ханств границы Российского государства вплотную приблизились к казахским кочевьям. Во второй половине ХVI в. отмечен факт союза казахских ханов с Москвой в борьбе с “царем” Сибири Кучум-ханом. После того как Сибирь стал частью Российского государства в ХVI в., российско-казахстанская граница стала самой протяженной границей России с другими государствами.  В XVII–XVIII вв. направляемые китайскими богдыханами джунгарские кочевые племена разворачивают широкомасштабную войну против казахского ханства. По всей степи происходят ожесточенные сражения, но крайне ослабленные одоплеменной раздробленностью и слабостью экономических и военно-политических связей различных регионов страны, в 1723 г. казахи терпят жестокое поражение, что в народе до сегодняшнего дня помнят как трагедию. В целях обретения гарантий собственной независимости и безопасности, казахские ханы стали искать военной защиты у Российской империи, которая в то время активно расширяла свои границы на восток. Вместе с военной помощью России началось повсеместное строительство городов-крепостей, массовое переселение русского населения из внутренних районов России, передача пастбищных земель под крестьянские угодья, территориальное деление по образцу российского административно-территориальному деления, что в конечном итоге привело к фактическому включению Казахстана в состав Российской империи. C 1730-х годов, в связи с принятием русского подданства “Младшей ордой” казахов и оживлением торговых связей, начинается активная русская колонизация региона. Правительство строило там города и крепости, проводило “укрепленные” линии. В 1734 г. обер-секретарь Сената И.И. Кирилов представил “Кабинету” записку “Изъяснение о киргиз-кайсацкой* и кара-калпацкой ордах” с планом широкого освоения земель по границе казахских степей и развития торговли (Гнучева, 1940). По его проекту и под его начальством была организована так называемая “Известная экспедиция”, позже переименованная в “Оренбургскую экспедицию”. Став во главе ее, Кирилов развил разностороннюю деятельность не только по военно-политическому закреплению края, но и по его изучению. После смерти Кирилова Оренбургскую экспедицию возглавил В.Н. Татищев. Татищев не менее Кирилова принимал меры к всестороннему изучению края, интересуясь в особенности историко-этнографическими вопросами. В ХVIII в. на российско-казахстанском пограничье развивались интенсивные торговые отношения. Исследователь Оренбургского края П. Рычков отмечал, что казахи Малой орды ведут внешнюю торговлю с Россией в основном через Оренбург и Троицкую крепость. По его сообщению, в начале второй половины ХVIII в. промышленники, торговцы на Оренбургской линии ежегодно покупали у казахов до 10–15 тыс. лошадей и 40–50 тыс. баранов. По данным Георги, к концу того же столетия казахи только в одном городе Оренбурге продавали ежегодно около 150 000 голов мелкого рогатого скота.
В течение ХIХ в. под влиянием российской колонизация Казахстана происходило сужение кочевого образа жизни, все большее количество местного населения переходило к полуоседлости и оседлости, изменялась структура отраслевого хозяйственного комплекса, усиливалась роль земледелия. При этом происходило мощное перемешивание родов и племен всех трех казахских жузов. Уставы о сибирских и оренбургских казахах 1822–1824 гг. по существу ликвидировали ханство в Казахстане и дали возможность России активно колонизировать бескрайние евразийские пространства. Однако родоплеменная структура казахского общества (суд биев, власть и авторитет султанов) в основном продолжала сохранять социальное значение в степи. Многие султаны поступили на российскую службу. В дальнейшем путём осуществления реформ 1867–1868 гг. удалось ослабить влияние родовой аристократии, что отразилось на их правовом, экономическом и политическом положении. Новая система управления расшатывала патриархально-феодальный образ жизни номадов, ограничивала власть султанов, биев и старшин. К 1871 году Казахстан как независимое государство перестал существовать. Окончательное присоединение южного Казахстана к России произошло после российской военной кампании против Кокандского, Бухарского и Хивинского ханств, которые занимали тогда территории южного Казахстана. Дальнейшая судьба Казахстана в общих своих чертах связана с европейской моделью общественного развития и, в частности, с судьбой Российской государственности и ее народов. Вхождение в состав России и усиление в связи с этим степени оседлости повлекло важные изменения в основах национального самосознания казахов. Как писал казахстанский исследователь Н.Э. Масанов о казахах, “…кочевой образ жизни явился этноинтегрирующим фактором их формирования и сложения в целостную социокультурную общность. Одновременно именно кочевничество являлось стержневым системным качеством, дифференцирующим казахов от всех других социокультурных образований Средней Азии, Западной Сибири, Алтая и Юго-Восточной Европы…только после оседания казахов этническое самосознание заменяет хозяйственно-культурное и становится самодостаточной ценностью” .  На конец ХIХ в. в административном отношении территория Казахстана была включена в шесть областей: Акмолинскую, Семипалатинскую, Семиреченскую, Сырдарьинскую, Тургайскую, Уральскую. Каждая область делилась на уезды с одноименными им городами. Русское население проживало в основном в городах и торгово-промышленных центрах. Всего русских по Казахстану насчитывалось 13,74 % (1897 г.). В городах наряду с русскоязычным населением в значительном количестве проживали татары.
Строительство сети железных дорог способствовало втягиванию Казахстана в общероссийский рынок, межрегиональную систему специализации. На его территории начинают быстро развиваться многие отрасли промышленности, транспорт, торговля. Шло формирование национального рабочего класса, интеллигенции. В конце ХIХ – начале ХХ в. быстро увеличился вывоз скота и сырья из Казахстана на общероссийский рынок. Средняя годовая перевозка мяса из Казахстана по Сибирской магистрали в 1901-1904 гг. составила 1,7 млн., в 1907–1910 гг. — около 2 млн. и в 1912 г. — 1, 5 млн. пудов. Создание единого экономического пространства способствовало внутренней интеграции казахской нации, преодолению этнотерриториальных и племенных перегородок. Экономика Казахстана все больше входила в орбиту хозяйственной деятельности России. После революции 1917 г. в Казахстане установилась Советская власть.
Первая мировая и гражданская войны разрушили хозяйство всей страны. Только к концу 20-х гг. хозяйство Казахстана было восстановлено. В ходе образования Киргизской (Казахской) Советской автономной социалистической республики в составе РСФСР (26 августа 1920 г.) и национально-государственного размежевания республик Средней Азии (1924 г.) определилась государственная граница Казахстана и РСФСР. В результате национально-государственного размежевания территория Казахстана увеличилась почти на 700 тыс. квадратных километров, т.е. на одну треть, а население – на 1 млн. 468 тыс. чел. Однако значительная часть казахского населения осталась в пределах Российской Федерации. Местные российские власти учитывали компактность казахского населения и в 1920-х годах немало сделали в решении национальных запросов этой части казахов. Так, например, в Омской губернии были образованы 4 казахские волости, в Горно-Алтайской автономной области, Карагатском и Каменском уездах Новониколаевской губернии также 4 казахские волости.
В 1936 г. Казахстан стал союзной республикой в составе СССР. Учитывая экономическую отсталость региона, союзное правительство наметило ускоренные темпы развития хозяйства Казахстана и к 1941 г. объем промышленного производства вырос по сравнению с 1913 г. в  восемь  раз. Тем самым, благодаря возможностям плановой системы концентрировать ресурсы на выполнение крупных экономических проектов, Казахстан еще в 30-е годы из края кочевий превратился в регион с крупной и разнообразной промышленностью, развитым земледелием и животноводством, с высоким уровнем культуры. На территории Казахстана были созданы тысячи крупных промышленных предприятий, проложены десятки тысяч километров железных и автомобильных дорог. Казахстан стал крупным производителем цветных и черных металлов, угля, нефти, зерна, продуктов животноводства. В 1991 г. на долю Казахстана приходилось 70% союзного производства свинца, цинка, титана, магния, олова, 90% фосфора и хрома, более 60% серебра и молибдена. Казахстан стал крупным производителем зерновых. Однако методы “социалистической индустриализации” имели и свои трагические последствия. Кампания по коллективизации в 30-х годах вызвала жестокий голод в Казахстане. Часть казахов ушла со стадами в Китай и соседние среднеазиатские страны. В 1931–1934 гг. от голода и болезней погибло около полутора миллионов человек, что составляло более 40 % этноса. Это — “черная” страница в этнической истории казахского народа советского периода.
В декабре 1991 г. была провозглашена государственная независимость Республики Казахстан. С этого времени начался новый, современный этап российско-казахстанских отношений.  Казахстан, катапультировавшись в независимость в 1991 году, сумел в исторически небольшие сроки занять достаточно прочные позиции на международной арене, чему способствовал ряд объективных и субъективных факторов. Отношения Казахстана и России пережили значительную эволюцию за последние годы. От деклараций 1990-х годов обе державы перешли к стратегическому партнерству. Казахстан и Россия сумели решить все пограничные проблемы, заключив межгосударственный договор в декабре 2004 года. Вместе с Россией Казахстан образует ядро таких организаций, как Евразийское экономическое сообщество (ЕврАзЭС) и Организация договора о коллективной безопасности. Оба государства выступают с близких позиций в вопросах функционирования Шанхайской организации сотрудничества (ШОС).
 Казахстан сумел выйти на уровень равноправного партнерства с Россией. Достаточно напомнить, что в крупномасштабные проекты на Каспии Российская Федерация и Республика Казахстан собираются вкладывать примерно равные капиталы (и это при очевидной разнице экономических потенциалов). Кроме того, Казахстан настоял на радикальном пересмотре сложившегося взаимодействия двух стран в сфере освоения космоса. Результатом пересмотра стало создание космического комплекса «Байтерек», позволяющего Казахстану стать полноправной космической державой, а не просто страной, с территории которой другие страны осуществляют запуск космических кораблей. Достойным ответом на российское экономическое присутствие в Казахстане стала успешная деятельность казахстанских банков в России. 
После распада СССР отношения между Россией и Казахстаном превратились в одну из важнейших составляющих не только на постсоветском пространстве, но и в сфере геополитики. Дипломатические отношения между Российской Федерацией и Республикой Казахстан установлены 22 октября 1992 года, и все это время российско-казахстанские отношения развиваются в духе добрососедства, союзничества и стратегического партнерства. Казахстан был первым государством СНГ, с которым Россия заключила 25 мая 1992 года Договор о дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи. Договором предусматриваются создание общего военно-стратегического пространства, совместное использование военных баз, полигонов и иных военных объектов. За прошедшие годы между двумя странами было подписано более 270 договоров и соглашений о сотрудничестве.
Во внешнеэкономических связях России со странами СНГ Казахстан занимает третье место (после Республики Беларусь и Украины). В общем товарообороте РФ со странами СНГ доля РК составляет 15 процентов. Удельный вес России в товарообменных операциях Казахстана - 24,7 процента. В результате подписанного в августе 2006 года соглашения по совместному транзиту грузов через территорию Казахстана и российских грузов через Казахстан в Среднюю Азию, в Китай грузооборот между Казахстаном и Россией вырастет на 30 процентов. Из 27 субъектов РФ, расположенных по границе с государствами СНГ, 12 граничат с Казахстаном. Это придает особую актуальность расширению и углублению приграничного сотрудничества между ними.
В 2005 году товарооборот между Казахстаном и Россией составил порядка 10 млрд. долларов вместо планируемых 9 млрд. За 2006 год оборот между Россией и Казахстаном вырос, достигнув объема примерно 12,8 млрд. долларов. Доля российского экспорта в нем составила 8,9 млрд. (рост на 37,3 процента), импорта – около 3,8 млрд. (рост на 19,1 процента). Реализуются и несколько значительных совместных российско-казахстанских проектов. Один из самых амбициозных – "Евразийский банк развития" с уставным капиталом в 1,5 млрд. долларов (доля России – 1 млрд., Казахстана - 500 млн.). Цель – финансирование различных экономических программ в рамках ЕврАзЭС. В настоящее время рассматриваются планы расширения мощностей Каспийского трубопроводного консорциума до 67 млн. тонн нефти в год за счет увеличения объемов поставок по маршруту Тенгиз - Новороссийск. Ведется совместная разработка каспийских месторождений Курмангазы, Хвалынское, Центральное. Между Москвой и Астаной подписано соглашение о сотрудничестве в создании совместного предприятия на базе Оренбургского газоперерабатывающего завода. Комментируя это соглашение, Нурсултан Назарбаев подчеркнул, что впервые Казахстан вкладывает большие деньги в экономику России. Проект по созданию данного СП он назвал мощным пунктом двустороннего сотрудничества.
В финансовой сфере наблюдается вхождение казахстанских банков на российский рынок, и прежде всего двух лидеров – "Казкоммерцбанка" и банка "ТуранАлем". Оба эти банка настроены на долгосрочное сотрудничество с Россией. Так, "ТуранАлем" к 2015 году ставит задачу увеличить свою долю в российском банковском секторе с 1 процента до 3. В последние годы они закупили и используют специализированное банковское программное обеспечение, разработанное российской компанией "ИНЭК". Многие крупнейшие российские банки пользуются тем же программным обеспечением, что, безусловно, способствует интеграции казахстанских банков в российскую финансовую среду. В планах России и Казахстана есть проекты по созданию химических и нефтехимических совместных предприятий на территории республики. Еще один не менее серьезный проект - создание единого электроэнергетического рынка России и Казахстана. По словам главы Росатома Сергея Кириенко, в перспективе есть намерение и возможность строительства в Казахстане атомной электростанции (АЭС) в городе Актау (бывший Шевченко). Речь идет об АЭС с использованием реактора третьего поколения ВБРР-300 на базе "модульной технологии реакторов для подводных лодок". Астана для Москвы является стратегическим партнером в атомной сфере. Казахстан занимает второе место в мире по запасам урана. Россия - первое место в мире по конверсии в сфере обогащения урана. Интеграция двух стран в атомной энергетике позволит усилить позиции обоих государств на мировых рынках. Но все-таки основа движения стран навстречу друг другу – топливно-энергетический потенциал.
В ходе состоявшегося в конце марта визита в Астану председателя Правительства России Михаила Фрадкова одним из важных аспектов повестки дня переговоров являлся вопрос дальнейшего развития сотрудничества в нефтегазовой сфере. В частности, был подписан Протокол о внесении дополнений в Соглашение между Правительством РФ и РК о транзите нефти от 7 июня 2002 года. Изменения закрепляют объемы транзита нефти по трубопроводу на ближайшие пять лет. Планируемый ежегодный объем нефти составляет 15 млн. тонн. При этом, выдвигая предложения по увеличению пропускной способности существующих нефтепроводов, казахстанская сторона стремилась прежде всего решить вопросы по расширению экспортных возможностей поставок нефти на внешние рынки. Казахстан придерживается принципа многовекторности. Но при всем при этом следует подчеркнуть, что в реализации Казахстаном энергетической политики российский вектор остается стратегическим. И в вопросах развития альтернативных экспортных маршрутов Казахстан стремится к достижению согласованной позиции с Российской Федерацией.
В частности, казахстанская сторона пока воздерживается от реализации проекта Одесса – Броды – Гданьск. Не рассматривает Астана всерьез и проект строительства транскаспийского газопровода, активно лоббируемого правительством Соединенных Штатов. Обе стороны интенсивно развивают военное и военно-техническое сотрудничество. На территории Казахстана находятся самые крупные в ближнем зарубежье военные базы России. Это мощный полигонный комплекс, имеющий важнейшее значение для обороноспособности России: ядерные полигоны в Семипалатинске, в Азгире, полигон Сары-Шаган (испытания стратегических систем противовоздушной и противоракетной обороны) и полигон Эмба (системы войсковой ПВО). Кроме того, на территории Казахстана находятся так называемые боевые поля - районы, где падают отработанные ступени ракет, запущенных с полигонов Капустин Яр и Владимировка (4-й и 929-й полигоны). Совет Федерации Федерального Собрания России недавно рассмотрел вопрос об изменениях в федеральном законодательстве, касающихся ратификации Протокола и дополнения в Договор между Россией и Казахстаном. Поправки в закон, проработанные думскими комитетами по делам СНГ и обороне, призваны сэкономить средства, выделяемые российской стороной на аренду полигонов. Таким образом, после вступления в силу закона и ратификации договоров аренда составит 24,5 млн. долларов.
С 1994 года в рамках межправительственного Договора о военном сотрудничестве Казахстана с Россией подписано более 50 двусторонних документов, охватывающих широкий спектр вопросов обеспечения совместной безопасности. С 1996 года Россия и Казахстан несут совместное боевое дежурство в рамках объединенной системы ПВО СНГ. Стороны регулярно взаимодействуют в плане согласования оборонных доктрин, военно-экономической кооперации, а также охраны внешних границ СНГ. С января 2001 года функционирует двусторонняя комиссия по военно-техническому сотрудничеству. В феврале 2000 года государственная компания "Росвооружение" подписала генеральное соглашение с государственным предприятием "Казспецэкспорт", которым определены основные направления военно-технического сотрудничества, в том числе экспорт в Республику Казахстан российской продукции военного назначения в счет частичного погашения долга России за аренду космодрома Байконур.
Очень важным блоком военно-технического сотрудничества в Казахстане считают подготовку в России казахстанских офицеров. В 2002 году стороны договорились, чтобы это обучение проводилось по единым программам, на современных военно-доктринальных разработках. 16 января 2004 года в Москве было подписано Соглашение о совместном планировании применения войск (сил) в интересах обеспечения совместной безопасности. Документ был подготовлен в развитие положений Договора о дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи от 25 мая 1992 года и Договора о коллективной безопасности от 15 мая 1992 года. А на недавней встрече в Москве министра обороны Российской Федерации Анатолия Сердюкова с министром обороны Республики Казахстан Даниалом Ахметовым было подчеркнуто, что у сторон полное взаимопонимание по обсуждаемым вопросам и сотрудничество в военной сфере будет поднято на более высокий уровень.
Казахстан и Россия являются активными участниками Организации Договора о коллективной безопасности, созданной в 2003 году на основе Договора о коллективной безопасности. Согласно достигнутым договоренностям военно-технические поставки из России для Казахстана в рамках ОДКБ осуществляются по внутренним российским ценам (соглашение о льготных условиях продажи вступило в силу с 1 января 2004 года). В новой военной доктрине Казахстана определено, что приоритетным направлением в международном военном сотрудничестве республики является активизация военного и военно-технического сотрудничества с государствами - членами ОДКБ "исходя из необходимости консолидации усилий по созданию единого оборонного пространства и обеспечению коллективной военной безопасности".
 Кроме того, важнейшим приоритетом внешней политики Республики Казахстан становится и развитие взаимовыгодного сотрудничества со странами Шанхайской организации сотрудничества (ШОС), в которую входят также Россия, Китай, Киргизия, Таджикистан и Узбекистан. Как подчеркнуто в послании Нурсултана Назарбаева народу страны, "сегодня эта организация основывается на двух основных моментах: безопасности и экономике, причем ведущую роль играют вопросы обеспечения безопасности. И это правильно, потому что сейчас угроза безопасности является самой серьезной для региона".
 Экономическая интеграция в рамках Евразийского экономического сообщества (ЕврАзЭС) также остается для Казахстана главным ориентиром. В Казахстане считают, что расширение ЕврАзЭС будет, безусловно, способствовать более эффективной реализации задач формирования общего энергетического рынка, транспортного союза, углубления взаимодействия в промышленности, аграрной сфере, проведения согласованной социальной политики. 18 апреля в Астане состоялось заседание Межгосударственного совета Евразийского экономического сообщества. В столице республики побывали премьер-министры шести государств, входящих в ЕврАзЭС: Белоруссии, Казахстана, Киргизии, России, Таджикистана и Узбекистана. В повестке дня было 18 вопросов. Руководители правительств поделились своими доводами и предложениями на тему дальнейшего развития сообщества.
Именно через партнерство с Россией в рамках ШОС и ЕврАзЭС Казахстан к 2015 году намерен войти в число 50 наиболее развитых стран мира. Программа "30 корпоративных лидеров Казахстана", разрабатываемая правительством, направлена на выполнение этой задачи. Президент Назарбаев ставит перед государственными структурами и страной конкретные цели: увеличить общие объемы промышленного производства в 2 раза; национальная банковская система обязана обеспечить превращение республики в финансовый центр Центрально-Азиатского региона; сельское хозяйство страны должно достичь уровня производства восточноевропейских стран и Казахстан должен войти в пятерку мировых экспортеров зерна.
Дружественные казахстанско-российские отношения - мощный фактор стабилизации ситуации на огромной части евразийского пространства, весомый вклад в глобальную стабильность и безопасность. Демократическое развитие России является необходимым условием стабильного и безопасного развития и Казахстана. Необходимо отметить, что Казахстан с Россией сближает и демографический фактор. Во-первых, состав населения обеих стран отличается полиэтничностью (свыше 100 наций и народностей) и поликонфессиональностью, что определяет главный вектор внутренней политики этих государств, нацеленный на сохранение и укрепление межнационального согласия. Во-вторых, граждан наших стран связывают многочисленные родственные нити. Порядка одного миллиона казахов проживает сегодня в России, и свыше 4 миллионов русских насчитывается в Казахстане.
Такая тесная взаимосвязь играет огромную роль в формировании позитивной морально-психологической атмосферы поддержки населением обеих стран политики укрепления двусторонних отношений. Подписанные в Москве в январе 1995 года Соглашения в экономической, гуманитарной, внешнеполитической областях не только направлены на решение сложившихся вопросов, связанных с выбором гражданства, но и стали, по признанию ряда политиков, шагом на пути к образованию общего пространства [18]. Историческая общность, взаимосвязь и взаимозависимость экономики двух стран составляют основу казахстанско-российских отношений. Таким образом, в условиях быстро меняющейся мировой политической и экономической ситуации, динамично развивающихся международных отношений, вызревания нового глобального миропорядка, следует по-новому взглянуть на взаимоотношения Казахстана и России, которые являются не только стратегическими партнерами в экономическом, политическом и культурном отношениях, но и странами, связанными вечной дружбы. Как для Казахстана, так и для России крайне важно иметь вдоль самой протяженной своей границы не просто дружественного соседа, но и страну, тесным образом связанную с ней самой политическими, экономическими и общественными узами. Большие возможности таятся прежде всего в интеграции. Т
ак, огромный потенциал в получении экономического эффекта заложен в восстановлении хозяйственных связей, эффективно функционировавших в советское время. По территории Казахстана проходят жизненно важные для России коммуникации. Российские территориально-производственные комплексы, расположенные по периметру казахстанских границ, ориентированы на получение казахстанского сырья и топлива. В свою очередь, развитие горнодобывающей и топливной промышленности нашей республики в наибольшей степени рассчитаны на нужды российской индустрии. Все это говорит о том, что Россия и Казахстан взаимодополняют друг друга, тяготея друг к другу по объективным причинам, и могут получить взаимные преимущества от любых форм взаимодействия.  Знаковым событием для обоих государств стало проведение в 2003 года Казахстана в России, а в 2004 – года России в Казахстане. Это дало дополнительный стимул развитию двусторонних отношений и ознаменовало дальнейшие новые подвижки, а также способствовало расширению традиционных связей и открыло новые перспективы для сотрудничества.    
  Сегодня 7 казахстанских и 12 российских регионов на протяжении 7 591 километра связаны между собой узами делового сотрудничества. Укрепление казахстанско-российских отношений все более становится значимым фактором.
  Первый форум приграничных регионов двух стран открылся в Омске 15 апреля 2003 года. Тогда  в нем участвовали Президенты России и Казахстана. Обсуждалась тогда тема-экономические связи в разных областях, в основном, в сфере энергетики и транспорта. Россия предложила обсудить на форуме 7 вопросов. Главное - развитие интеграционных процессов между Казахстаном и России: приграничное сотрудничество, предупрежения чрезвычайных ситуаций, борьба с незаконной миграцией. В ходе форума тогда Президенты подписали 5 важных двухсторонних соглашений. Это - международные автомобильные сообщения, использование природных ресурсов, миграционная политика и образования. Это-самый значимый фактор, который способствует выходу России и Казахстана на реальную интеграцию - создание Единого экономического пространства.
  Затем,  2005 году в Челябинске был второй форум. Тогда Президент РФ Владимир Путин сказал, что после омской встречи предприниматели двух стран быстрее и легче устанавливают деловые связи. 50 процентов товарооборота приходится на приграничные районы отметил Путин. Наш Президент Назарбаев тоже высоко оценил прошедший форум и поставил задачу в ближайшие годы удвоить товарооборот.
  Такие форумы далее стали традиционными. 2006 году встретились два Президента в Уральске. Посетили выставки товаропроизводителей. Владимир Путин подчеркнул, что тот солидный капитал, на который Казахстан и Россия могут опираться в совместной работе-объем межрегионального сотрудничества растет каждым годом. Главы двух государств подписали в конце встречи около 10 казахстанско-российских соглашений.
   2007 году в Новосибирске обсуждалось состояние дел в этом направлений и дальнейшее развитие приграничного взаимодействия. Говорили о минусах и плюсах. Были подписаны ряд соглашений.   
   И, наконец, события последних дней - На казахстанско-российской границе стартовал пилотный проект по совместному таможенному контролю. Пересечение границы будет облегчено на три месяца и только на одном посту по всей линии границы с Россией. Теперь таможенный контроль не будет дублироваться  на двух сопредельных постах «Кайрак» (РК) и «Бугристое» (РФ).   Кроме того, не надо будет дважды заполнять пассажирскую таможенную декларацию. Таможенный эксперимент продлится три месяца.  Пока таможенники предполагают, что совместный контроль сократит время прохождения границы гражданами России и Казахстана вдвое.
Мы веками были вместе. И будем. Главное в нас умение понимать и поддерживать друг друга в нужное время.