VII. Гл-17. Особенности авиахимработ

Геннадий Чергизов
 *** VII. Девяностые. Запорожский Аэроклуб ***               

     Март месяц. Есть заказ на работу с минеральными удобрениями. Лететь надо в Мелитопольский район, село Лазурное. Техник с Мишей Пузановым и Мишей Медведевым готовят на аэродроме в Васильевке самолёт. Мы с Володей Дмитрийчуком на нашем УАЗике едем в Лазурное уточнять детали и заключать договор.
 
     Детали уточнили, заключили договор. С агрономом определились с полями, которые надо обработать. Перелетел наш кукурузник на более или менее сухое поле прямо у села. Подвозят к самолёту удобрения в каких-то огромных, килограммов на триста, матерчатых мешках, автокраном поднимают этот мешок и засыпается селитра сразу в бак. Поля расположены недалеко, работа движется быстро. Летает на Ан-2 у нас сейчас Миша Медведев. Пролетал он много лет после лётного училища на химическом Ан-2, несколько лет назад переучился на Як-40. Стал, как он сам говорит, белым человеком и без запаха химии. Летал по самым разным аэропортам Советского Союза. Но недолго тянулась эта белая полоса. Времена резко поменялись и снова Миша крутит «баранку» Ан-2 и летает на бреющем над полями. И снова окунулся в знакомые и новые химические ароматы.

     Как водится, «подтянулось» ещё пару хозяйств, желающих подкормить свои пшеничные поля минеральными удобрениями. Но хозяйств, которые могут себе позволить такую, по последним временам, роскошь., немного. Возвращаемся в Васильевку на родной аэродром.
     Наш комендант передаёт предложение директора Васильевского хлебзавода о сотрудничестве. Едем с Володей в контору хлебзавода, встречаемся с директором. Этот хлебзавод одно из немногих местных предприятий, который стабильно работает, и его работники получают регулярно зарплату. У них даже есть подсобное хозяйство. Вот и предлагает нам директор сотрудничество – хочет пасти на нашем аэродромном поле стадо телят, рассчитываться предлагает мясом. Мы не возражаем. И косить траву не надо будет и ещё мяса заработаем.
 
     Так появилось на нашем аэродроме целое стадо телят, которое разнообразило аэродромную жизнь. Бродило по аэродрому, никак нам не мешало, а на время полётов, пастухи исправно угоняли телят в сторону, благо наше зелёное лётное поле у нас достаточно обширное. А в конце месяца ехали мы на то самое подсобное хозяйство на своём тарахтящем УАЗике и загружались там некоторым количеством мяса. Свежей молодой телятиной.

     Как-то обратил внимание я на то, что появились на нашем лётном поле какие-то тёмно-зелёные кустики. Оказалось, что это интенсивно растёт трава в тех местах, где телята оставляют после себя «кучки». Ко всему прочему теперь на нашем лётном поле травяной покров короткий и ровненький, как английский газон. А ещё на наше лётное поле дважды в год, весной и осенью садятся перелётные гуси. Садятся, видно для отдыха при перелёте. Сидят день-два, отдыхают, набираются сил. И такое количество их, что покрывают белым ковром ощутимую часть аэродрома. Наблюдал, как прилетает стая. Вначале прилетают штук пять гусей, бегают по полю гогочут. Видно «разведчики», изучают обстановку. Улетают и вскоре прилетает вся остальная масса. И вся эта огромная стая ведёт себя в эти день-два пребывания довольно тихо. Видимо, чтобы не привлекать внимание.

     Уже май, совсем распогодилось. Начали мы «выползать» потихоньку с семейством в лесопосадку, что у нас возле дома на Космосе, это наш микрорайон так называется. Шашлыки жарили, пивом баловались. Подобное мероприятие вскоре и на аэродроме провели. Собрали весь личный состав АТСК, спортсмены-парашютисты присоединились и все сочувствующие. Места у нас там много, погода шепчет, листва шелестит, весенние ароматы волнуют. Можно сказать, - открытие сезона. А сезон намечается насыщенный, у нас два Як-52 к полётам подготовлены, Ан-2 и к химии готов, и к парашютным прыжкам. Круг, участвующих в прыжках, спортсменов-парашютистов всё расширяется, да ещё на подходе группа парашютистов-перворазников, с которыми Миша Пузанов и Гриша Мазур всю зиму занятия проводили. Впереди только июньская авиационно-химическая компания.

     Устроили один раз в мае парашютные прыжки, можно сказать – методические. Да я оба Як-52 в воздух поднял. Слетал на каждом по кругам. Что-то вроде облёта и проверки матчасти. Всё нормально. Так, несущественные мелочи, вроде плохо работающих тормозов и травящего воздушного баллона, которые легко устранимы. На парашютные прыжки народу собралось много, уже появилось понятие очереди на подъём.

     Подъехали к нам некие товарищи из Мелитополя, предлагают работать совместно на АХР в мелитопольском районе. Схема такая – они обеспечивают объём работы, заключают договора с хозяйствами, обеспечивают нас бензином и платят нам за обработанные гектары по договоренной между нами цене по окончанию работы. Условия нас устраивают – не заморачиваться с поиском работы, покупкой бензина, но не устраивает оплата «потом». Хотя понимаем, что многие хозяйства могут расплатится только после уборки урожая. Приходим к соглашению, что условия мы принимаем за исключением формы оплаты - платит нам «товарищ Володя Шмидт» десять процентов сразу по окончания работы в каждом хозяйстве. Это Володей зовут хозяина фирмы, которая предлагает нам «сотрудничество», а контора фирмы расположена в Мелитополе на улице Шмидта.

     С началом работ перелетает наш Ан-2 на химплощадку под Мелитополем в селе Терпение. Здесь у «товарища Володи Шмидта» база. Пара жилых домиков-контейнеров, какое-то имущество и стоит понуро какой-то «подбитый» небольшой самолётик-самоделка, похожий на Як-12. Оказывается, купила эта фирма самолётик для выполнения АХР. Но в первом же пробном полёте нанятый незадорого неопытный пилот разбил вдрызг самолётик, сам при этом, к счастью, не пострадал. У фирмы уже и договорённости с хозяйствами на работу были. Вот они к нам и обратились. А тот пилот-неудачник занимается теперь восстановлением того подбитого самолётика.

     У нас летать будет Миша Медведев, а Миша Пузанов будет у него «праваком» - набираться опыта и вникать в нюансы выполнения авиахимработ. Техник-химик у нас тоже новый человек. Миша Медведев привёл его из «Универсал-Авиа». Говорит, что товарищ тот своеобразный, но как техник-химик знающий и добросовестный. По фамилии Коростылёв, но все зовут его Уч-Кудук, - какие-то последствия прошлой командировки в Узбекистан. МАЗ-ТЗ мы используем свой под управлением вездесущего Казака. Ещё из «наших» здесь Лёша Безотосный. Работает с нами ещё представитель «Вовы Шмидта» - Саня Шиян. Саня – мелитопольский самодеятельный авиатор, строит дельтапланы и летает на них. Юморной и жизнерадостный. Как ни странно, имеет облик типичного киношного бандита, что в будущем нам ещё пригодится.

     Начали работать жидкими препаратами по пшенице. Вова «Шмидт» говорит нам в каком хозяйстве работать, мы едем с Мишей Медведевым в поле, определяем с агрономом поля, которые обрабатывать. Получается, что работаем в разных хозяйствах практически без пауз, как это обычно бывает. Всё дело в том, что у Вовы «Шмидта» несколько человек мотаются по району, ищут хозяйства, договариваются. После окончания работы в одном хозяйстве, сразу требуем от «Вовы» оплату, оговоренные 10 процентов, на остальную сумму составляем с ним акт. Вроде как – вексель. Пытался раз «Вова» задержать нам очередную «расплату», так мы сразу «штык в землю». Остановили работу и ждали свои 10 процентов. Подействовало. Конечно, есть риск, что и при окончательной «расплате» могут быть проблемы. Но, что делать… Будем решать проблемы по мере их поступления.

     Базируемся на химплощадке в Терпении, работаем и с этой площадки и с других, перелетая на них на пару дней. Всё-равно возвращаемся сюда. Задел договоренной работы потихоньку истекает, появляются паузы.  В одну из таких пауз Саня Шиян предложил нам слетать искупаться на Азовское море. Сказал, что знает хорошее место и недалеко. До Молочного лимана, мол всего тридцать километров и берег там ровный как стол. Мелитопольские дельтапланеристы там часто летают. Подумалось, почему бы и нет. Мероприятие решили несколько расширить, к купанию добавить небольшой этакий банкет с шашлыком. По совету Шияна, как знатока местных условий, загрузили в наш Ан-2 помимо продуктов, мяса и некоторых напитков, ещё и дров для шашлыка и флягу воды. Прихватили с собой ещё старый запасной парашют, поскольку в тех местах нет на берегу ни кустика от солнца.

     Вылетели с утра с терпеневской площадки строго на юг и через каких-то 15 минут были на месте. Лиман начинается километров через десять к югу от Мелитополя, тянется нешироким, пятикилометровым языком примерно тридцать километров на эго-восток и заканчивается простором на весь горизонт, -  блестящими, переливающимися под лучами палящего солнца, водами Азовского моря.
     Летели на высоте не больше 50 метров, в воздухе болтает, конечно, но для «химиков» это очень привычно и даже высоковато… На площадку в Терпении как-то заезжал чей-то знакомый лётчик с мелитопольского полка Ил-76. Взял его Миша Медведев с собой на вылет на обработку пшеничного поля. После посадки этот лётчик с Ил-76 говорит:
- Ну, блин, вы летаете ниже, чем мы рулим…

     Берег лимана, действительно, ровный как стол, без особой растительности и сельскохозяйственные поля не подходят близко к лиману. Местами местность напоминает казахстанскую степь, но не цветущую с травой и ковылём, а солончаковую. Я и не думал, что на юге Украины, на берегу Азовского моря есть такие безжизненные пространства. Выбрали место для посадки без проблем у самой воды. Здесь можно было посадить запросто безо всякой подготовки площадки хоть полк Ан-12.  Сели, подрулили прямо к берегу. Ровная, как стол поверхность резко заканчивается метровым обрывом и там тяжело плещется сонный, солёный неглубокий Молочный лиман.

     Не разгружаясь, пошли сразу купаться. Лиман мелкий, вода очень солёная и сильно тёплая. Поплескались в не очень освежающей воде и пошли разгружаться. Натянули парашют между стабилизатором и крылом, развели костёр и приступили к «подведению итогов». 
     Жара, ни ветерка, в лимане почти горячая вода. Как-то хотелось немного другого ощущения «моря», - свежести, прохлады. Короче, не сильно мы тут задержались, собрались и улетели.

     Пауза в работе дала свои непредвиденные результаты – ушёл в запой наш опытный пилот-химик. А тут как раз и работа предстоит. Надо обработать близ лежащее поле. На левую чашку садится Миша Пузанов, я справа, больше для моральной поддержки. Для Миши это «первый самостоятельный» полёт на поле. До этого он только набирался опыта, летая справа. Ничего, справился, к вечеру обработку и закончили.

     Рано утром приходит весть из Запорожья от Володя Дмитрийчука, он у нас сидит в штабе АТСК, держит руку на пульсе – прикрывает нашу «партизанскую» деятельность. Весть срочная и неприятная – к нам на аэродром в Васильевку «едет ревизор»! Из Киева, из ЦК ОСОУ едет проверяющий, хочет ознакомится с работой нашего АТСК. Надо срочно перегонять Ан-2 в Васильевку, снимать химаппаратуру, отмывать самолёт от химии. Дел много, а времени мало. Ищу наших доблестных пилотов и нахожу обоих Михаилов, в домике в глубоком сне и по их нетрезвому храпу понимаю, что срочно лететь ни у кого из них не получится.
     Выход один - лететь самому. Ко всему прочему ещё нет техника, я вчера после работы отпустил его на один день домой в Запорожье, какие-то у него срочные семейные дела. Картина маслом!

     Готовим самолёт к вылету с Лёшей Безотосным и Казаком. Бензин залит, доливаем масло, снимаем все струбцины и заглушки. Похоже, сюда мы уже не вернёмся, поэтому загружаем всё своё имущество – бочку с маслом, стремянку, инструменты, чехлы и прочее. Казак с Лёшей проворачивают винт, запускаю мотор, Лёша залезает в самолёт, прогреваем мотор. Казак уже поехал на МАЗе на Васильевку. А мы с Лёшей порулили на взлёт. Погода просто шепчет – лёгкие облака, солнце не палит.
 
     Стандартная химическая полоса 400 метров, начинаю разбег с самого начала, закрылки выпущены, мотор ревёт и несётся кукурузник на взлёт. Но что-то разбегается как-то вяло, хотя толком и не загружен, химбак пустой. Жду скорость 60, штурвал от себя, отрываю хвост. Обычно скорость отрыва подходит быстро, а тут уже конец полосы близок, а её ещё нет. Буквально на последних метрах полосы стрелка указателя скорости приближается к нужной цифре, тяну штурвал на себя, нехотя Ан-2 отрывается от асфальта, наверное, с торца полосы. Набираем высоту, убираю закрылки и вижу, что у меня закрыт пылефильтр воздухозаборника карбюратора, а это прилично уменьшает мощность двигателя. Вот, блин, могло быть и хуже... Открываю пылефильтр, тяга сразу ощутимо возрастает, становиться веселее.

     Разворачиваюсь влево на курс и на пятидесяти метрах шлёпаем на Васильевку. Лететь нам минут двадцать с курсом 345. Весело тарахтит кукурузник, внизу плывут бесконечные поля, пересекаем трассу Москва-Симферополь. Минут через десять пересекаем железку в районе Новобогдановки, под нами ряды армейских складов и множество штабелей ящиков на открытых площадках. В ящиках, наверное, боеприпасы. Виден даже задравший голову часовой возле грибка. Через несколько лет эти склады стали знамениты своим пожаром и долгими взрывами.

     Издалека узнали мы свой родной аэродром. Сели с прямой, зарулили, выключились. И начали пахать – надо снимать с крыльев штанги, ветряк, вытаскивать бак, а потом ещё мыть самолёт. Привлекли к этому дела и охранника, потом ещё и Казак на МАЗе подъехал, но всё равно ковырялись весь день. Вечером Казак отвёз нас на электричку, и мы поехали домой в Запорожье. Кстати сказать, проверяющий этот, будь он неладен, к нам так и не приехал.

05.04.2020 – Севастополь.

* - на фото: - А.Шиян, М.Пузанов, А.Безотосный – на Молочном лимане - 1997г.
                Фото автора.

Следующее
http://www.proza.ru/2020/04/05/1473