Горжусь своим защитником Н. А. Лебедевым!

Василий Иванович Агошков
КРОМЫ.
ГОРЖУСЬ СВОИМ ЗАЩИТНИКОМ!
Автор: Оксана ЖУТАЕВА. Из газеты "Заря" за 2019г
*
На Аллее славы в п. Кромы один из бюстов принадлежит Николаю Афанасьевичу Лебедеву, уроженцу Кромского
района. Сегодня свою статью мы посвящаем ему,
вернее, воспоминаниям его двоюродной сестры Варвары
Ивановны Тимохиной, проживающей в деревне
Большая Колчева.
Свой рассказ мы начнем с 1930 года, когда в простой крестьянской семье
родилась девочка Варя. Когда ей исполнилось 9 лет, ее родители умерли
от туберкулеза, и ребенка взял на воспитание её дядя, проживающий в Загнилецком Хуторе Кромского района. Маленькую Варю сразу взяли под опеку
двоюродные сестры Татьяна и Евдокия и брат Николай, который и станет
героем моей публикации.
- Коля был старше меня на шесть лет,
- вспоминает Варвара Ивановна. - Относился он ко мне с трепетом, звал только
Варюшкой и всегда заступался. Когда  умерла его мама, дядя решил жениться
заново. Будущая избранница оказалась злой женщиной, она поставила ему
условие: избавиться от меня, как от неродной дочки. Так и сказала: "Прогонишь
Варьку - пойду за тебя!". Николай сразу же пригрозил отцу: "Если ты это
сделаешь, мы отречемся от тебя! Будешь
помирать - не подойдем даже!".
И дядя послушал его - жениться не стал. Так и прожил всю жизнь вдовцом.
Военное время Варвара Ивановна вспоминает со слезами на глазах:
- Тяжко было! Я успела только два класса закончить, кой-какой грамоте
научилась, а кто-то совсем неучем остался. Когда немцы захватили
хутор, совсем житья не стало.
Фрицы вели себя как хозяева - гнали из домов людей, забирали себе
скотину, издевались над детьми…
Но мы верили, что когда-нибудь это закончится…
Неподалеку от хутора находился Лапшиновский лес, там 16-17-летние
мальчишки скрывались от фашистов. В 1943 году немцы, покидая
Орловскую область, гнали с собой в Германию всех русских ребят,
а кто оказывал сопротивление, расстреливали на месте. Среди тех,
кому удалось спрятаться в лесу, был и Николай. Деревенские дети, в том
числе и Варвара, бегали туда и передавали хлеб, сало, яйца, теплые
вещи своим родным, чтобы как-то выжить в холодной чаще. Возможно,
именно благодаря своей двоюродной сестре Николаю и удалось
сохранить себе жизнь.
- Когда закончилась оккупация, - вспоминает Варвара Ивановна, -
брата забрали в действующую армию, а я пошла работать в колхоз.
Выращивали капусту, убирали коноплю, доили коров. К концу войны
я уже была звеньевой бригады. Забегая вперед, скажу, что
вскоре девушка станет дояркойтрехтысячницей
и за доблестный труд получит несколько медалей и
орден Трудового Красного Знамени.
…Возвратился с фронта Николай. Первой, к кому он бросился в
объятия, была Варвара. Сначала именно ей он показал свои боевые
награды - три ордена Славы, которые приравнивались к званию Героя
Советского Союза.
- Коля хваткий был, смекалистый. Пошел сразу учиться в институт на
учителя истории. Помню, как еще студентом привез он меня в Орел, чтобы
показать трамвай и сводить в зоопарк. Первый раз тогда я увидела зебру,
обезьян и слона. И все это благодаря брату! - с гордостью говорит моя
собеседница.
Закончив институт, Николай Афанасьевич был распределен в Белоруссию.
Стал работать в одной из школ Гомельской области. Сестру не забывал
и периодически приезжал навестить её в Большую Колчеву, где та
стала жить со своим мужем Лукьяном Ефимовичем. Родилось в этой семье
три сына: Николай, Александр и Сергей.
- Брат же мой женился на белорусской девушке, которая родила ему
дочь, - продолжает беседу Варвара Ивановна.
Перед пенсией Николая Афанасьевича перевели в Гомель, где ему поручили
руководство школой. Именно в этом образовательном учреждении,
а вернее, перед фасадом здания, впервые был установлен его бюст -
бюст полного кавалера ордена Славы из Кромского района.
Интересный случай вспоминает невестка
Варвары Ивановны Надежда, жена сына Сергея:
- В 2015 году я поехала в белорусский санаторий, расположенный в Гомеле.
В один из дней нас повезли на обзорную экскурсию по городу. И получилось
так, что проезжая одну из улиц, наш гид, заострив внимание на
школе, сказал: "Вот здесь установлен бюст одного из полных кавалеров ордена
Славы Лебедева Николая Афанасьевича.
Школа носит его имя". Каково же было удивление экскурсовода,
когда я сказала, что являюсь женой племянника этого самого человека!
По возвращению домой Надежда рассказала свекрови о случившемся.
Та растрогалась и расплакалась…
- Горжусь за своего защитника! Ведь кто знает, как сложилась бы моя
судьба, не заступись тогда он за меня, - говорит Варвара Ивановна. -
Живу я сейчас как у Христа за пазухой! Сыновья заботятся обо мне, невестки
помогают во всем!
А еще радуют бабулю шесть внуков и семь правнуков… и воспоминания
о любимом брате. Николай Афанасьевич ушел из
жизни в 2002 году. Похоронили его в Белоруссии…
Оксана ЖУТАЕВА