Старость и одиночество

Надежда Ануш
Тема "стариков и одиночества" настойчиво стучалась в мою жизнь последние несколько месяцев. Почему старики одиноки? Мне хотелось дать четкий ответ на этот вопрос. Мой внутренний Наблюдатель давно заметил, что пожилые люди мало улыбаются, чаще всего излучают недовольство, раздражение, злость, агрессию. С ними очень трудно общаться, т.к. они все знают и лезут со своими советами, при этом у них много проблем в личной жизни, как правило - они несчастны.

Не так давно в наш дом приезжала приятельница Людмила ( ей 80 лет ), жила у нас около месяца, греясь теплом нашей семьи. Хотя живет она с сыном и невесткой, но внутренне очень одинока - она не может наладить общение с "дочерью", а значит и с сыном.

На днях от меня уехала другая приятельница по имени Валентина (ей 84 года), которая просила сдать ей комнату, хотя есть своя благоустроенная квартира. Общаться с Валей очень тяжело, поэтому вначале я ей отказывала, но Мир настойчиво ставил "знаки" и убедительно советовал - надо взять человека. Если игнорировать "знаки", то можно создать серьезные неприятности в своей жизни.

С Валей мы познакомились десять лет назад в зале НУГА-БЕСТ, куда ездили на массажную кровать, чтобы решить проблемы со здоровьем, начали общаться. Через год с помощью массажной кровати наши проблемы четко обозначились и обострились. Я искала выход самостоятельно, а Валя попросила меня о помощи. Хотя сама я была еще не очень сильная, но приятельницу бросить в беде не могла, решила ей помочь. У нее было такое плохое состояние, что первую неделю я водила ее за ручку, возила на диагностику, она купила прибор для очищения организма и начала им пользоваться. Каждый день рано утром она приходила ко мне, благо жила недалеко, была рядом со мной весь день, а поздно вечером уезжала к себе домой. Через три месяца ее состояние заметно улучшилось, а мое ухудшилось, к тому же у меня разболелся мой проблемный глаз. Тогда я сказала Вале, что временно мы не сможем с ней общаться, потому что у меня заболел глаз. Удивительна была ее РЕАКЦИЯ на мои слова. Она сказала, что никак не ожидала, что я брошу ее в самый трудный момент ее жизни, что я "подложу ей такую свинью". У меня не было слов,я не знала, как объяснить ее поведение. Скоро попались на глаза мудрые слова, которые внесли ясность в ситуацию: "Бывает такая порода людей, которым сколько ни делай добра - все им будет мало. Они не только не отблагодарят тебя за сделанное, но и обвинят во всех грехах". Во истину так!

Через три месяца Валя позвонила, как ни в чем не бывало, спросила о моих делах. Конечно, я не сказала, что без нее мне сразу стало лучше, но это так. А мне было интересно - что произошло в ее жизни за прошедшее время? Ведь Мир никогда не оставляет человека со своей бедой, он всегда посылает ему помощников. Главное - увидеть их и не отказаться от помощи. Если есть проблема, то надо обязательно рассказывать о ней другим людям, кто-нибудь обязательно подскажет выход из создавшейся ситуации. И вот Валя снова поехала в зал НУГА-БЕСТ, хотя давно купила себе массажную кровать, чтобы встретиться с консультантом зала Татьяной, которая посоветовала связаться с ее мамой. А мама работала в Клубе анонимных алкоголиков, где собирались родственники пьющих людей. Валентина возмутилась и воскликнула : -ДА ПРИЧЕМ ЗДЕСЬ ЭТО!
-А ТЫ ПОПРОБУЙ,- настойчиво советовал Мир через Татьяну.
И Валя начала ездить в Клуб. Она слушала о тех проблемах, которые были у родственников пьющих людей и понимала, что ее собственные "заморочки" об одиночестве и ненужности - это пустяки. Если ты чувствуешь, что не нужен своим детям, значит надо найти тех людей, которым ты нужен. Когда ей предложили работать в Совете Ветеранов, она согласилась. Она ходила по домам пенсионеров, которые были старше ее по возрасту и нуждались в ее участии, тепле ее сердца. Если она не нужна была собственному сыну и внучке, то нашлись люди, которые в ней нуждались.

Почему случилось так, что Валентина стала ненужной своим родным, самым близким людям? Два раза она была замужем. Первый брак длился недолго, но родился сын. До 13-ти лет мальчик рос без отца, а мама была властная. В 45 лет она вторично вышла замуж, у сына появился отчим и они не ладили между собой. После службы в армии сын женился, у него появилась своя семья. Отношения не складывались, сын хотел расстаться со своей женой, но мать приказала - Живи, если завел ребенка!!! Приказ матери был выполнен, но счастье в жизни не появилось. Жили в небольшом частном доме у тещи, народу много, а места мало, ну как-то выживали. У Валентины муж умер, когда ей стукнуло 60. Она объединила имевшиеся жилплощади и поселилась одна в трехкомнатной квартире. Живи и радуйся жизни!!! Но вместо радости в душе поселилась Жаба - семья в маленьком доме ее не принимала, а ей хотелось быть вместе с ними, делить их радости. Радости вместе, а горести врозь? Так не бывает. Да еще язык у Вали, как помело - говорит обидные слова и понимает, что говорит. А другие слышат и не хотят с ней общаться. Вот так осталась она одна, а в душе появилось чувство одиночества. Чтобы заглушить его, постоянно держала квартирантов, чтобы рядом были люди. Ну и дополнительная прибавка к пенсии была. Материально жила хорошо, ни в чем не нуждалась. Конечно, сыну помогала деньгами, чтобы чувствовать свою значимость. Постоянно упрекала его во всех смертных грехах. О таких людях говорят "без царя в голове". Если дурная голова покоя не дает, то ее учить будут. Однажды споткнулась и упала, сильно ударилась головой. Но вроде бы падение обошлось благополучно. Но не задумалась - ПОЧЕМУ упала?

Начала работать Валентина в Совете Ветеранов, а потом и в ТОЗ ее привлекли. Почувствовала она свою нужность и внутреннее состояние нормализовалось. Ездила на экскурсии, на концерты, принимала участие в общественных мероприятиях. Жизнь вроде бы наладилась, но Жаба внутри сидела и не давала покоя - она жалела себя и обижалась на сына, что мало уделял ей внимания. Бывало так, что мы с общались и у нее было хорошее настроение, но когда звонил сын, то голос ее менялся, становился слабым и жалобным, она заставляла сына жалеть себя, чтобы он не забывал мать, думал о ней, приезжал чаще. Она манипулировала своим сыном. Почему она так делала, мне стало понятно, когда я немного увлеклась нумерологией, посмотрела психоматрицу Валентины по ее Дню Рождения и увидела в ней "666" - число зверя. Это самое сильное число в материальном мире. Люди, обладающие этим числом, обладают большой Силой. Эти люди - манипуляторы, они используют других людей в своих интересах. Как было написано в книге по нумерологии - ОПАСАЙТЕСЬ ТАКИХ ЛЮДЕЙ!!! Но это знание пришло ко мне уже после того, как произошли интересные события в наших отношениях с Валентиной.

Мы встречались не очень часто, звонили друг другу и спрашивали, как дела. Мне это общение было не интересно и как бы не нужно, но я не могла бросить приятельницу совсем, потому что сравнивала ее со своей мамой. Я думала, что если я буду заботиться о старом человеке, то кто-то чужой позаботится о моей маме, которая жила далеко от меня. Так оно и случалось : у мамы всегда были рядом люди, с которыми она общалась и которые действительно о ней заботились. И поскольку общалась я с Валей не из интереса, а по внутреннему принуждению, то было нелегко, для меня она оставалась негативным человеком, но я терпела. Наверное, через терпение взращивалась моя внутренняя Сила. Когда Валентине исполнилось 80 лет, я решила сделать ей подарок - показать Алтай. Алтай был ее давнишней Мечтой. Она каждый год просила меня взять ее с собой, но я ездила автостопом, а для нее такой вид путешествия был неприемлем. В то лето я вообще не собиралась никуда ехать, но неожиданно появился приятель москвич, который ехал на Алтай и позвал меня с собой. Приятель собирался остановиться на пару дней в Барнауле. Мне вдруг пришла авантюрная Идея : Взять с собой Валю, доехать с приятелем до Барнаула, а дальше ехать, как бог пошлет. Валя вдруг согласилась ехать со мной и моим приятелем. Слово "автостоп" я вообще не употребляла, говорила, что после Барнаула у нас будет другая машина.

И вот женщина, которой месяц назад исполнилось восемьдесят лет, едет автостопом со своей напарницей авантюристкой. В тот день Мир старался для нас. Мы выходили из одной машины и сразу останавливалась другая. Во время остановок мы могли отдыхать, если хотелось, спускаться к Катуни и купаться. Однажды возле Усть-Семы мы долго стояли на обочине дороги и не могли уехать. Почему так? Какая была на то Причина? Я обратила внимание, что напротив через дорогу располагался рынок и вдруг вспомнила, что у нас не было купальников, а была жаркая погода и купальники точно могли понадобиться. Мы со смехом пошли на рынок, купили купальники, снова вернулись к дороге и тут же остановилась первая проходящая мимо машина. Было весело!!!

Мы переночевали в Горно-Алтайске, а на следующий день отправились снова стопом в Уймонскую Долину. Было много смешных ситуаций, неожиданных поворотов событий, приятных встреч и знакомств. Я провезла свою приятельницу по всем местам, где раньше бывала, до самого Тюнгура. Валя была очень довольна. Удивительно, но у нее было много сил, путешествие давалось ей легко. Когда возвращались назад, в Горном я почувствовала, что очень устала от своей попутчицы. Было такое ощущение, что если я сделаю вместе с ней еще один шаг, то упаду на месте. И вот мы на автовокзале. И я говорю Вале, что хочу остаться одна на пару дней в Горном и предлагаю ей доехать на автобусе до Новосиба самостоятельно. И тут началась буря в стакане воды. Ведь не случайно сложилась такая ситуация. Любая ситуация проверяет нас, или испытывает на прочность. Я оказалась на тот момент не очень прочной, у меня не хватило Сил завершить начатое дело, довезти мою приятельницу до дома. А моя приятельница оказалась снова неблагодарной, ей показалось недостаточным того, что я для нее сделала, она хотела получить больше и обвинила меня снова. Обвинила в том, что я "заманила бедную старуху и бросала ее на произвол судьбы". Она фонтанировала негативными эмоциями, хотела бежать искать гостиницу, хотя у нас было место для ночлега. Повторялся тот же самый сценарий, что и несколько лет назад. Тогда я сказала :" Успокойся, завтра мы поедем вместе на автобусе". И она подвела черту, сказала, что я все испортила. Всю дорогу до Новосиба я молчала, у меня не было слов для этого человека.

После алтайского похода мы с Валей долго не общались. А потом неведомая Сила нас снова соединила. Как-то она шла от меня домой, переходя через железную дорогу, зацепилась ногой за шпалу, упала и ударилась переносицей о рельсу. Смотреть на нее без жалости было невозможно : нос синий, под глазами синяки. Я тогда сказала: - Ты дальше своего носа ничего не видишь. Но она продолжала жаловаться на сына, упрекать его, что мало ей внимания уделял, а она ему всю жизнь материально помогала. Я говорила ей : "Не гневи бога, угомонись, отпусти сына в свободное плавание, пусть живет своим умом, хватит ему давать дурацкие советы, он лучше знает - как ему жить". Но Валя угомониться не могла. И сын попал в аварию, его на год лишили водительских прав. А шофер без прав - значит человек без работы. Тогда Вале пришлось напрячься и заплатить сто тысяч, чтобы выкупить права. Слава богу, что откупилась деньгами, а не жизнью сына. Но она этого тоже не осознала, продолжала ныть и жаловаться на свое одиночество и на свои болячки. Болячки она сама своими мыслями создавала, холила и любила их, поговорить о своих болячках - это ж любимое дело. Если нет болячек - кто же тебя пожалеет, подпитает энергией?
После 80-ти лет она оставила работу в Совете Ветеранов, уже тяжеловато стало бегать с визитами к самым немощным лежачим. Ведь не просто так ей показывали этих немощных стариков, а чтобы посмотрела и сравнила себя с ними - Ведь не лежишь, а бегаешь на своих ногах, радуйся!!! Но радоваться редко кто из стариков умеет, абсолютное большинство жалуется и ноет. И своими мыслями делает свою жизнь еще хуже. Поэтому мысли надо контролировать, остерегаться своих СЛОВ. Не надо думать, что "хуже некуда", "да куда уж хуже". Всегда может стать хуже, чем есть сейчас, если не ценить то, что имеешь. С Валей так и произошло - она упала в третий раз, ударилась головой, у нее резко ухудшилось зрение, да так, что врачи не могли подобрать очки. Если раньше она могла чем-то заниматься - читать, общаться в сети с знакомыми, вязать и пр., то теперь ее действия резко ограничились. Оказалось, что прежняя беда бедой-то не была. Даже простые бытовые дела теперь казались сложными. Вместо того, чтобы принять ситуацию, смириться и учиться жить по-новому, она начала страдать. А страдания создают новые болезни.

.Очень хотелось Вале переехать к сыну поближе, чтобы он чаще навещал ее и заботился. Продала свою трехкомнатную квартиру, купила однокомнатную в его районе, разницу денег от продажи отдала сыну, чтобы тот купил газель и начал работать на себя, а не на хозяина. Когда она приехала к сыну поближе, то невестка сказала открытым текстом: "А ты зачем приехала, сесть мне на шею?" Конечно, произошел стресс и исчез весь небольшой запас энергии Вали . Раньше у нее был круг знакомых, была я, где можно было подзарядиться, подпитаться энергий. Теперь не было никого. Она пару раз звонила мне и спрашивала - Что ей делать? Я ответила ей так:
- Ты хотела помочь сыну? Помогла. Ты хотела жить рядом с ним? Живешь. Ты знала, что он постоянно в разъездах, в командировках? Знала. И тем не менее на что-то надеялась. На что? На Чудо? Чудеса творит господь, значит молись и проси Чудо.
 Я посоветовала ей читать каждое утро молитву Оптинских старцев. Но слов она не знала, текст читать не могла - не видела, поэтому я отправила ей голосовое сообщение этой молитвы.

Через месяц Валя позвонила и попросила сдать ей комнату. Я представила ее постоянное присутствие рядом, маску страдания на ее лице и подумала :" О нет, только не это!!!" Сказала, что спокойствие для меня дороже денег, что комнату ей сдавать не буду. Но она очень просила. И я почему-то согласилась. Как раз в это время мы с другой знакомой собирались посидеть на "легком голоде", я думала, что Валя с нами тоже почистит сосуды, мы втроем пообщаемся и состояние у всех изменится. Но Валя сходила на прием к врачу, ей прописали уколы и она осталась дома. Голодать она не хотела.

Я уехала на Алтай и вернулась, полная сил и энергии. Снова позвонила Валя и снова просилась ко мне, я согласилась ее принять. Когда она появилась на пороге моего дома, то ее трудно было узнать - так сильно она состарилась за последний год. Она  выглядела очень слабой и еле держалась на ногах. Я поняла, что мне предстоит сложная работа - нужны были и голодание, и полезное питания, и физические упражнения, но главное - целительное СЛОВО. Словом можно убить, а можно воскресить из мертвых. Если человеку плохо, то ему необходимо выговориться, слить свой негатив. Мы разговаривали весь вечер. Валя была согласна на все, лишь бы ей стало легче. Весь следующий день мы голодали и снова разговаривали. Оказалось, что на новом месте жительства у нее появились новые знакомые. Одна женщина-спортсменка всех агитировала ходить с лыжными палками, такая ходьба нынче в моде. Валя такой ходьбой раньше занималась, палки у нее были, поэтому она плавно влилась в общий поток "палочников". Вторая женщина-врач водила Валю на прогулки, за покупками в магазин и пр. Слушая Валины рассказы, я заметила:
- Валя, обрати внимание - всегда, когда ты оказывалась в сложных ситуациях, господь посылал тебе людей-помощников. Он никогда не оставлял тебя одну.
Валя задумалась и ответила:
- Знаешь, а я как-то об этом раньше не думала. Сейчас вспоминаю свою жизнь - правда, всегда находились люди, готовые мне помочь. Я только сейчас это заметила.
Я спросила:
- Зачем же ты обманываешь и себя, и меня? Почему ты никогда не ценила помощь других людей? Почему ты всегда говорила, что ВСЕГО добилась сама?
Она ответила, что никогда этого не замечала.

  Каждый день мы делали простую гимнастику, потом массаж лица, ушей, головы, кистей рук и стоп. Эти упражнения открывают энергетические каналы, по которым  поступает дополнительная энергия. Утром практиковали обтирание теплой водой и простукивание всего тела - это тоже заряжает. И конечно - медитации. Если человеку трудно двигаться, то сидеть он точно сможет. Сесть в кресло, расслабиться, сосредоточить внимание на макушке (верхней чакре), представить, как вокруг тебя движется воздух (нисходящий Поток), очищающий и наполняющий энергией. Наблюдение за ощущениями своего тела освобождает от надоедливых мысли. Если практиковать постоянно медитации, то со временем получится хороший Результат. Мы с Валей медитировали в течение часа два-три раза в день, у нее получалось сидеть без движений. При этом мы держали пальцы рук определенным образом - практиковали индийские Мудры, эта практика тоже помогает в укреплении здоровья.

В первый день мы с Валей были на "легком голоде" - пили настой трав с медом и лимонным соком. На второй день ели легкую еду - или фрукты, или кашу из льняной муки, или отвар кураги. Пили воду с вытяжками из пихты и сосны. Включили тибетскую гимнастику "Звезда". И я увидела, что у женщины есть еще порох в пороховницах - каждое движение она могла делать по десять раз, для ее возраста это - много. Мы делали растяжку ног, именно ноги "говорят" о возрасте человека.
На третий день Валя стала улыбаться. На пятый день она уже смеялась, чувствовала теплое отношение к ней всей нашей семьи.
Один раз в день мы выходили на прогулку, я водила мою подопечную за ручку, как маленького ребенка.
Всю неделю с раннего утра до позднего вечера я занималась нашей "квартиранткой". Три раза в день готовила еду, подавала на стол, наливала воду или чай - это было Служение женщине, которую я сравнивала со своей мамой, а мама в прошлом году ушла из жизни. Я представляла свою маму на месте Валюши и мне легко было ей служить. Все десять лет нашего знакомства я называла свою приятельницу ласково Валюша, хотя она по возрасту годилась мне в матери.
Я радовалась, наблюдая, как быстро менялось состояние Валюши, как она оживала. Я даже подумала - не взять ли ее к себе жить...

Прошла ровно неделя. В тот день я покрасила Валюшу хной, ее седые волосы стали рыжими и она как будто помолодела, сама этому радовалась. Вечером к мужу приехал в гости приятель. Как только они вошли в кухню, Валюша подбоченилась и воскликнула, обращаясь к моему мужу: "Сереж, а как я тебе нравлюсь?" Муж и приятель в один голос ответили :"О, девушка, вас можно выдавать замуж". Не почувствовать насмешку в их голосе было невозможно. Когда женщина напрашивается на комплимент - это пошло. Если старуха хочет услышать о своей красоте - это  говорит о ее слабоумии. У каждого человека есть границы его возможностей, что может позволить себе один, то недопустимо для другого.
Мне было неловко за мою приятельницу. Я взяла тарелки с приготовленными салатами и тактично увела Валюшу в другую комнату, чтобы не мешать разговору мужчин. У моей приятельницы чувство такта всегда отсутствовало, она могла такое отчубучить, что было за нее неловко. В тот вечер ей хотелось посидеть за общим столом, поучаствовать в разговорах с умным лицом, вставляя словечки "вот именно", "я же говорю". Но ее ожидания не оправдались и проявился ее обычный СПОСОБ РЕАГИРОВАНИЯ на ситуацию. Поскольку она уже "встала на крыло" и снова стала сама собой, то начала возмущаться, очень эмоционально:
- Я не хочу есть этот салат!
- Этот салат не лезет мне в горло!
- Дай мне нормальной еды!
- Я хочу вареной еды!!!
Надо сказать, что вареную еду мы ели каждый день. Утром перед завтраком пили воду, потом ели яблоко или апельсин, чуть позже - льняную кашу. В обед всегда была вареная еда, каждый день курица или колбаса (что она хотела). Я поняла, что еда для Валюши - это средство получения радости, поэтому сильно не ограничивала ее в еде. Но вечером обязательно был салат из сырой свеклы, морковки, проростков чечевицы или гречки, капусты - это щетка для кишечника. Такой салат Валюше нравился, она всегда ела его с удовольствием, добавляя в него масло. Но не в тот вечер. В тот вечер снова проявилась ее истинная Сущность, она показала себя во всей красе.
Я ответила ей очень спокойно :
- Ты просила меня о помощи, я тебе помогаю так, как считаю нужным. На твоих условиях я тебе помочь не смогу. Ты пришла в чужой монастырь, а в чужой монастырь со своим уставом не ходят.
Валя возмущалась и продолжала кричать :
- Я заплатила тебе деньги. Я имею право есть то, что мне хочется!!!
Я ответила ей уже не очень спокойно :
- Ты заплатила мне 3000 рублей. Ты знаешь, что один час приема у психолога стоит именно 3000? Ты живешь у меня уже неделю, я каждый день привязана к тебе с утра до вечера. Неужели ты не видишь, что я даю тебе гораздо больше?
Но она кричала и не хотела остановиться. Ситуация повторялась уже третий раз. Я чувствовала, как из меня выходила энергия. Вдохновения, с которым я заботилась о "своей маме", больше не было.

На следующий день, после стресса, Валя плохо себя чувствовала. Она просила меня на нее не обижаться. А я не обижалась. Просто исчезло Вдохновение, без которого  невозможно творить. Валя спрашивала - что ей делать, ехать домой, или остаться? Я отвечала - не знаю, решай сама. Я понимала, что данная ситуация - это урок для нас обеих. Она никогда не ценила то, что для нее делали люди, никогда не чувствовала Благодарности. А у меня часто не хватало сил довести начатое дело до конца. Может быть, ни за что не браться? А может быть, пора найти помощников для моих дел?

К вечеру следующего дня я восстановилась энергетически с помощью медитации, но Вдохновение так и не появилось. Валя жила у меня еще неделю, состояние ее немного улучшилось. Заниматься с ней мне больше не хотелось. Я ставила для нее звуковую практику Сольфеджио Частот Вознесения. Эти частоты когда-то помогли мне, значит могут помочь и ей. Могут помочь осознать, что Причина ее плохого состояние - внутри ее самой, а не снаружи. Ее собственное поведение мешает ей наладить теплые отношения со своими близкими. Недаром сын говорит, что она думает только о себе. Прежде, чем что-то сказать - подумай. Слово - не воробей, вылетит - не поймаешь. А дурное слово оттолкнет от тебя всех, даже самых близких людей. Тогда и наступит ОДИНОЧЕСТВО.

В конце второй недели Валя попросила нарисовать ей Руны. Вечером я бросила руны и выпала руническая формула из трех рун, я написала ей их на груди, а утром у нее поднялось высокое давление. Руны выдавливали ее из моего дома, потому что говорить нам было не о чем, у нас были разные взгляды на жизнь, Валя постоянно спорила со мной, как раньше. Мы решили, что ей пора возвращаться домой. Перед  отъездом Валя снова обвинила меня, сказав, что я ее "поимела", взяла с нее деньги. Она так и не поняла, что в отношениях между людьми должен быть БАЛАНС: сколько берешь - столько и отдаешь. Закон РАВЕНСТВ - один из основных Законов Вселенной. Незнание законов не освобождает от ответственности.

Я Благодарна Валюше за тот Опыт, который получила через нее. Теперь я точно знаю - что нужно делать, чтобы в старости не стать ОДИНОКОЙ.