VII. Гл-10. Ночной полёт

Геннадий Чергизов
*** VII. Девяностые. Запорожский Аэроклуб ***         

     Иногда на аэродром в прыжковые дни приезжает один товарищ Саня Самойленко, он однокашник Володи Дмитрийчука, тоже пилот-инструктор-парашютист, но в прыжках не участвует. Он с недавних пор коммерсант, что-то покупает, что-то продаёт. Важный, приезжает на тридцать первой «Волге». Вот он после нашего мероприятия с парашютными прыжками, предложил нам устроить подобное в каком-то пансионате на берегу Азовского моря у города Приморска, он, мол организует. Саня решает все вопросы с пансионатом, а нам платит уже он. Короче, зарабатывает на этом. Коммерсант же! Мы не против. Через время объявляет нам сумму «сделки» и дату. Нас всё устраивает, мы готовы. Договариваемся с Саней, что мы прилетаем вечером, ночуем в этом пансионате, а с утра выполняем прыжки.
 
     Собрали человек шесть парашютистов, вылетаем под вечер. Настроение хорошее – искупаемся в море, завтра прыжки, ещё можем весь день провести на море, да ещё и денег заработаем. Маршрут полёта проложили на карте, до места лететь минут сорок, туда 120 километров с курсом 130 градусов. По карте летаем мы не часто, точнее – никогда не летаем. В основном, летаем визуально, ориентируемся по автотрассам, железной дороге, Днепру. Район полётов уже знаем хорошо. Да и чего нам волноваться, маршрут наш упирается в побережье Азовского моря, не проскочим, да и город Приморск тоже хороший ориентир.
 
     Полетели. Хотя местность под нами и однообразная, но места знакомые, вот на 10-ой минуте будем пересекать Пришибские высоты, а потом справа обойдём город Молочанск с характерным ориентиром, огромным элеватором, известным, как один из самых крупных в Советском Союзе.

     Летим на ста метрах, больше нам и не надо. Хотя на высотомере давление нашего аэродрома и фактическая высота будет только увеличиваться, ведь местность понижается к морю. Впереди, как раз в районе Пришибских высот виден дым, горит трава. Очагами. Дым поднимается высоко, даже обходим. Пролетая между очагами, видим и пламя по склону. Пересекаем речку Молочную, она как ручей, а долина реки широкая. Поговаривают, что ещё относительно недавно, лет двести назад, это была полноводная река. Проплывает слева Молочанск со своим элеватором. Дальше поля до горизонта и мелкие сёла. Компасом на Ан-2 раньше толком и не пользовались. Вот и сейчас болтается его шкала в районе 130 градусов. Самый надёжный магнитный компас КИ-13, он считается аварийным и установлен практически на всех советских самолётах, показывает, мне кажется, курс более уверенно. А ещё везде его называют «Бычий Глаз».
 
     Вот, наконец, проглядывает Азовское море. Осматриваемся, всё как надо – справа город Приморск, он не на самом берегу моря, а по берегу напротив тянутся прерывистой полосой всякие пансионаты, базы отдыха и прочее. Мы, хотя и не выезжали на место посадки, но выяснили у Сани, что нужный нам пансионат самый крайний в полосе пансионатов и баз с левой стороны от Приморска, и за ним сразу пшеничные поля. Действительно, видим убранное пшеничное поле, которое буквально обрывается в море крутым берегом, высотой метров пять. Снижаемся, проходим и разворачиваемся над морем, проходим над полем, осматриваем его для посадки, оцениваем ветер. Он дует со стороны моря, это хорошо видно и по барашкам на воде и по многочисленным флагам, зонтикам и прочему, что может быть на пляжном берегу.  Вроде всё нормально, препятствий никаких, можно садится. Делаем круг, заходим на посадку в сторону моря. Садимся, подруливаем ближе к берегу, выключаемся.

     Встречает нас свежий ветерок со стороны моря, неожиданный в июльский день. Вдыхаем запахи и моря, и убранного пшеничного поля. Просто здорово! Да и пейзаж здесь не очень привычный. Часто ли увидишь пшеничное поле на берегу моря? Заканчивается поле пятиметровым обрывом, а там, внизу, морские волны накатываются на берег. Идиллия!

     Что-то Саня, наш «заказчик», нас не встречает. Техник привязывает самолёт, парашютисты пошли окунуться в море. Мы с Володей пошли искать Саню в пансионате. Не сразу, но нашли. Интересуемся, где мы будем ночевать. Тот пожимает плечами, мол, это ваши проблемы… Ну, не фига себе! Такого мы никак не ожидали. Пока мы переваривали эту новость, Саня ещё добавил, что денег за это мероприятие мы получим меньше, чем мы договаривались. Ну, …коммерсантская душа.

     Плюнули мы смачно и пошли купаться. Окунулись в тёплые ласковые волны июльского моря и объявили «личному составу», что здесь нас не ждут и мы улетаем обратно. Кто желает, может остаться. Пару человек решили остаться на море.

     Быстро отвязали самолёт, загрузились и на взлёт. Надо спешить, вечереет. Взлетали на море, как с авианосца, - только оторвались и уже волны под нами. Сразу разворачиваемся над водой и ходу домой. Можем не успеть до наступления темноты. Но мы такие злые на этого «ком-м-мерсанта», что это нас не останавливает. Спрашиваю Володю: - Ты ночью летал! Отвечает, что нет. Ну, ничего, я летал. Знаю, что Ан-2 оборудован для ночных полётов, так, что проблем не должно быть. Летим на тех же ста метрах, сереет вокруг. Курс держим противоположный тому, с которым летели сюда, то есть 310 градусов. Включаем всё «андвашное» ночное оборудование – подсвет приборов, АНО (Аэро Навигационное Освещение), - это зелёная лампочка на правом полукрыле, красная на левом и белая на киле сзади. Вроде всё работает. Даже включили лампочки освещения в «салоне», где сидят парашютисты. Уже темнеет.

     Впереди по курсу видны огни каких-то костров. Догадываемся, что это та самая горящая трава на Пришибских высотах. На эти огни и держим курс.  Повсюду видны, как угольки затухающих костров, огоньки домов в сёлах, проплывающих внизу слева и справа. Вот россыпью огоньков показался справа Молочанск. На верхушке элеватора, как и положено для высоких зданий и сооружений, горит красный фонарь, обозначающий высокое препятствие. Наступила самая настоящая ночь. Это, конечно, напрягает. Но нам некогда боятся, - надо не заблудиться. Рыскаем глазами по «закабинному пространству», ищем знакомые ориентиры, которые, зараза, ночью совсем другие. В голове их надо переваривать. У нас ночной полёт. У Володи первый раз в жизни, у меня первый раз на Ан-2. В первый раз летим на Ан-2 по приборам. Высота, скорость, обороты и наддув. Ещё авиагоризонт, а больше ничего и не нужно. Все лампочки ночной подсветки работают, даже АРУФОШки (АРматура Ультро Фиолетового Освещения Шкалы), - это фонари с ультрафиолетовым светом, освещающие приборы, где стрелки и оцифровка покрыты фосфорной краской, они от этого чётко выделяются в темноте и, чтобы и после какого-то неожиданного пропадания электричества, приборы какое-то время ещё светились. Всё работает, самолёт ведь недавно с ремзавода.
 
     Подлетаем ближе к аэродрому, убеждаемся в правильном маршруте по огням Пришибского элеватора, пересекаем автотрассу Москва-Симферополь, с ползущими огоньками машин. Впереди тёмное пятно, это район нашего аэродрома, там «тёмный угол», ближе пяти километров нет ни одного села. Только тут возник вопрос, а как будем искать полосу? Хотя, полосы у нас собственно и нет, просто лётное поле. Слава богу – большое.  Все наземные огни остались позади, впереди темень. Проверили посадочные фары, работают.

     Тут впереди в кромешной темноте вдруг показался огонёк, это фонарь на столбе у нашего лётного домика на аэродроме. Ориентируемся по нему, строим заход. Отошли влево, чтобы зайти на наше поле с прямой, держим в поле зрения наш фонарь, единственный огонёк на земле. Вот вроде вышли на посадочную глиссаду, снижаемся, прибираем газ, гасим скорость. Обычно в это время мотор привычно чихает выхлопами. Но на этот раз видны справа сполохи огня, это из выхлопной трубы вырываются языки пламени, днём их просто не видно. Включаем посадочные фары. При наклонной глиссаде снижения, они на удивление хорошо освещают, как это звучит по авиационному, – «подстилающую поверхность». Бежит под нами наше зелёное лётное поле, приближается. Ждёт нас, родимое, принимает. Вот Ан-2 "радостно" стукается основными колёсами о землю. Сели. Теперь можно выдохнуть. Заруливаем на стоянку. Исправно работает и рулёжная фара. Навстречу бегут наши аэродромные собаки. Встречают. Всё, мы дома!

     Несколько дней проводим в штабе АТСК, надо привести в порядок бумаги разные, приказы по Клубу. Заодно «рисуем» приказ Начальника Запорожского АТСК о назначении меня на должность штурмана АТСК. Это теперь моя официальная должность. Раскопал я в кладовке литературу по Як-52, - аэродинамику, Инструкцию лётчику. Буду плотно изучать, в ближайшие дни думаю начать летать. Инструктора, даже формального, нет. В Клубе только пилоты Ан-2. Ищем техника Як-52, который работал на нём и знает его.

     В здании областного ОСОУ, где и располагается наш штаб, есть магазин «Трейд Лайн», там торгуют автозапчастями на иномарки. По нынешним временам это востребованный товар, магазин процветает. Его директор подошёл к нам с вопросом, не могли бы мы с самолёта разбросать рекламные листовки над авторынком? Мы подумали – «А почему бы нет?» Договорились о цене вопроса. Запланировали это мероприятие на следующее воскресенье.

    Едем накануне запланированного дня с Володей и техником самолёта на аэродром с кипой листовок, что приготовил нам директор магазина. Как и договаривались, рисуем краской снизу крыла нашего Ан-2 рекламную надпись «Трейд Лайн», чтобы народ на авторынке читал. Переночевали на аэродроме, и с утра вдвоём полетели на Запорожье. Авторынок расположен на «правом берегу». Это западная часть Запорожья за Днепром. Дали, конечно, заявку на полёт, мы же летим в зону запорожского аэропорта, да ещё полёт у нас над городом. В таком случае оповещается и нынешняя служба безопасности – СБУ (Служба Безопасности Украины), то, что раньше называлось КГБ. На территории Запорожья есть объекты, над которыми летать запрещено, это плотина ДнепроГЭС, огромный завод Запорожсталь.

     Без особых проблем нашли на западной окраине Запорожья этот авторынок, он более или менее на открытой местности, никаких высоких зданий рядом нет. Определили по дымам направление ветра. Сегодня он, как нарочно, приличной силы. Чтобы попасть листовками на территорию рынка, придётся проходить пониже. Я сижу на правой чашке, приготовил кучу листовок, буду выбрасывать их в форточку за несколько заходов. Заходим на «боевой курс», Володя снижается до минимума. У земли хорошо видно, что ветер приличный.

     Опыта выброски листовок у нас ещё нет. Думаем только, что проходить над рынком надо как можно ниже. Что и делаем. Выбрасываю несколько пачек небольших листовок, сразу идём в разворот, почти в «боевой», с набором высоты. Выглядываю, смотрю, куда падают листовки. Вижу, что на рынок они не попали. Делаем поправку в заходе. Надо заходить левее. Снова почти пикируем, идём на «бреющем». С учётом ветра и прошлого захода, выбрасываю ещё несколько пачек. Снова «боевой». Вроде лучше, только часть листовок падают мимо. За следующие заходы выбросили все листовки и ещё прошли строго над центром рынка, покачивая крыльями, чтобы хорошо читалась надпись на крыле, и ушли самым, что ни на есть «боевым разворотом». Народ с рынка машет, приветствует. Нынче самолёты вообще редко летают, а тут еще на «бреющем».
     Возвращаемся на свой аэродром. Ещё долго летали мы с рекламной надписью - «Трейд Лайн» снизу крыла.


04.04.2020 – Севастополь.

* - на фото: - «рекламная надпись» на нашем Кукурузнике.
                Фото автора.

Следующее
http://www.proza.ru/2020/04/04/992