Деревенское воспитание

Елена Полунина
ДЕРЕВЕНСКОЕ ВОСПИТАНИЕ
Я не росла под маминым крылышком. В год меня сослали в деревню, к бабушке и дедушке. Росла я сама по себе, с палкой и кнутом в руке от местных собак.
В деревне нет воспитания.
Потому что деревня сама и есть самый строгий и мудрый воспитатель.
Дедушка играл со мной в шахматы. Он был профессионалом этого дела. Я всегда ему проигрывала, потому что играли честно. Лишь один раз, не знаю, по какой счастливой случайности, я выиграла. Вот это была победа! Это была победа побед! У меня навсегда отложилось, насколько это приятно играть честно и честно, по настоящему, выиграть.
Он рассказывал мне о звездах. Конечно, он же преподавал астрономиию в школе, где был директором. Я каждый день мучила его вопросом:
- А что дальше? Что там за солнцем, за звездами?
Мне нравилось ставить его в тупик. Но дело было не только в этом. Меня панически пугала неизвестность. И мне точно нужен был ответ на этот вопрос. Поэтому я хотела вытрести из него эту тайну, подозревая, что он знает, но не хочет посвящать меня в это, потому, что я ещё маленькая.
Так он разбудил во мне страсть к познанию этого мира. Мне вечно хотелось докопаться до истины. Не видеть то, что сверху, а увидеть, что там дальше, под этим. Что там в глубине темноты неизвестности.
Меня не устраивала бесконечность вселенной. Пол жизни прошло, чтобы это вместилось в мой мозг.
Ну так вот. В деревне у меня было много обязанностей. Нарвать крапивы свиньям, лопухов кроликам, покормить всех своих домашних животных, собрать куриные яйца, наносить с колонки целое корыто воды, чтобы за летний тёплый день вода нагрелась и вечером можно было обмыться. Утром нужно было помыть посуду, подмести пол в столовой, вымыть крыльцо.
Хотя, само утро начиналось с того, что я бегала по двору, собирая ногами утреннюю росу, а потом умывалась холодной с ночи водой с уличного умывальника. Сразу проснёшься.
Скучать было некогда. Когда дела были сделаны, я залезала на огромное дерево во дворе, в свой деревянный шалаш и читала книги. Их у нас было много. Да ещё школьная библиотека в помощь. Это был целый волшебный мир для меня. Я думала, оттуда я узнаю все ответы на свои вопросы.
Помню один случай с этим деревом. Ох и досталось мне от моей совести.
Бабуля попросила принести ведро воды. А я так увлеклась чтением, что, мол да, да, сейчас и тут же забыла. Может она и ещё повторила свою просьбу. Но я была вся в строчках, в буквах, может в Робинзоно Крузо или в Приключениях Зверобоя. Кто его знает, где меня носило.
Зовёт, зовёт. Я ж не могу оторваться. И вот вижу краем глаза, как она сама пошла с ведром за водой. А у неё сердце ну очень слабое, давление всегда повышенное, только и держится на таблетках. Ей тяжёлое нельзя поднимать.
Я не помню как я слетела с этого дерева и в миг оказалась рядом с ней. Забрав у неё ведро. Ох стыдно мне было. Кажется такая ерунда, а отпечаток на всю жизнь. Больше бабушке не приходилось повторять свою просьбу дважды.
Вот такое воспитание. Тихо, спокойно, без единого слова взорвать мою совесть.
Никто на меня не ругался. Никто не кричал. Они просто шли и делали сами то, о чем просили меня.
Да, они могли справиться без меня. Но им была нужна я.
Быть нужным и полезным этому миру. Этим людям. Когда каждый из нас полезен другому.
Вот в чем предназначение нашей жизни. Если ты никому не нужен, ты не будешь нужен и себе.
Вот такое оно, это деревенское воспитание...