Пиррова победа германских ВДВ

Александр Щербаков 5
Как известно,  первая массивная высадка воздушного десанта была произведена в Советском Союзе летом 1936 года во время маневров. Одновременно высадилось полторы тысячи парашютистов.  На маневрах присутствовали военные атташе многих  европейских стран. Но на английского и французского атташе высадка воздушного десанта не произвела впечатления, в отличие от германского атташе, который с восторгом рассказал о высадке десантников по возвращению из СССР.  Это привело к появлению воздушно-десантных войск в Германии.  И этим войскам нашлось применение в ходе начавшейся Второй мировой войны.

Летом 1941 года, в ходе нападения фашисткой Германии на СССР, многие военные специалисты обратили внимание на то, что германское командование практически исключило широкое применение своих воздушно-десантных войск на Восточном фронте. Соединения и части германских ВДВ воевали в основном в качестве пехоты, иногда в качестве штурмовых войск, да, воздушные десанты немцами применялись, но только в составе небольших подразделений и то только в ближних тылах Красной Армии, в основном для захвата или уничтожения особо важных отдельных объектов и не более того.

В чем причины такой осторожности германцев? К примеру, их танковые части и соединения наоборот мчались только вперед, не обращая внимания на свои открытые фланги и отставшие тылы, фактически немецкие танкисты заменили собой ВДВ, так как действовали решительно, дерзко, напористо и инициативно, а подразделения германских ВДВ на поле боя скромно следовали за ними в качестве обыкновенной мотопехоты.

Причиной такой «скромности» германских ВДВ, оказывается, был личный приказ фюрера, запрещавший использование германских воздушно-десантных войск в специальных масштабных десантных операциях, данный приказ состоялся по итогам операции по захвату о. Крит, проведенный силами германских ВВС и ВДВ в мае 1941 года.

Для чего вообще немцам понадобилось захватывать этот остров, находящийся в восточном Средиземноморье, да еще буквально накануне начала большой и серьезной войны против Советского Союза?

Многие исследователи полагают, что немцы серьезно опасались того, что, используя Крит как базу и своего рода непотопляемый авианосец, союзники начнут бомбардировки румынских нефтяных месторождений, имевших для Германии важнейшее стратегическое значение.  Без румынской нефти было практически невозможно вести войну против СССР, так что захват Крита являлся залогом успешного безостановочного продвижения германских танков на будущем Восточном фронте.

Из различных данных известно, что к началу операции гарнизон Крита насчитывал около 40 тыс. греческих и британских солдат, цифра кажется на первый взгляд внушительной, однако греческие войска, имели на боевых позициях в своем составе всего не более 14 тыс. солдат, и те были практически без тяжелых вооружений, и имели крайне ограниченное количество боеприпасов. Таким образом, данной группировке союзных войск было нелегко противостоять не только германским десантникам, настоящей германской военной элите, но и даже обыкновенной пехоте вермахта.

Англичане прекрасно понимали, что плохо вооруженные греческие войска долго обороняться не смогут, и поэтому главными силами, которые составляли основу противодесантной обороны Крита, являлись, в основном, их наиболее подготовленные кадровые пехотные полки Лестерский, Аргайлский и Сазерлендский, которые имели на вооружении даже легкие танки. Слабыми сторонами в обороне острова было отсутствие транспорта,  связи, с чем невозможно было быстро перебрасывать войска с одного угрожаемого направления на другое. Обороняющиеся также не имели на вооружении достаточного количества артиллерии и боеприпасов к ней. На вооружении ПВО, чтобы прикрыть хотя бы наиболее важные объекты, зенитных орудий было не более половины от необходимого количества.

По всей видимости, английское командование рассчитывало, в основном, на свои военно-морские силы, так как их боевые корабли почти полностью контролировали все прибрежные воды Крита. Все это, как им казалось, делало остров практически неприступным для традиционного на то время морского десанта, однако немцы ударили там, где их ожидали меньше всего, - с воздуха.

Германцы для вторжения на Крит создали специальную авиационно-десантную группировку, в состав которой входили: 11-й авиационный корпус, который привлекался для осуществления непосредственно высадки на остров, и 8-й авиационный корпус, который должен был прикрыть все действия десанта на земле. Немецкие авиационные корпуса в общей сложности насчитывали 430 бомбардировщиков и 180 истребителей, более 500 транспортных самолетов и 80 планеров. Немцы имели полное господство в воздухе. Командование всей операцией осуществляло ведомство Геринга-Люфтваффе, германские ВДВ в то время входили в состав ВВС, также как и ПВО. Как у них говорили, все что летало, подчинялось борову-Герингу.

Для захвата Крита немецкое командование выделило 7-ю парашютную и 5-ю горнострелковую дивизии. Кроме этих основных частей, в состав десанта входили также части усиления. Парашютную дивизию немцы планировали десантировать на парашютах, а горнострелковую - на планерах и транспортных самолетах.

Всего в состав десанта, включая части, которые предполагалось доставить морем, входило около 23 000 человек. Несмотря на подавляющее преимущество в воздухе, штурм Крита являлся по прежнему очень рискованным и авантюрным мероприятием, так как Люфтваффе намеревалось захватить остров, расположенный почти в 100 милях от материковой части Греции, фактически без участия военно-морских сил, то есть при помощи только одних самолетов и десантников. Получалось, что численность сил вторжения была почти вдвое ниже, чем защитников острова. Немцы торопились и, как показали дальнейшие события, эта спешка при подготовке к столь серьезной операции чуть не привела их лучшие войска к настоящей трагедии и полному краху.

И вот день «Д» наступил, операция по захвату о. Крит под названием «Меркурий» началось ровно в 8.00 20 мая 1941 года. Сотни германских боевых самолетов заполнили небо над островом, штурмовики били точно по ранее вывяленным целям, буквально в течение первых минут налетов от штурмовок и бомбежек большинство позиций греков и англичан были разрушены, а многие зенитные расчеты уничтожены или на короткое время нейтрализованы, то есть попросту в панике разбежались.

Германские асы действовали четко по плану операции, вначале была нейтрализована большая часть средств ПВО противника, затем во вторую очередь были атакованы основные дороги острова, порты и многие другие объекты. Обороняющиеся еще были в шоке и растерянности, когда вдруг прямо у них над головой появились сотни германских транспортников Ю-52, и вниз, словно горох, посыпались тысячи германских парашютистов, затем в небе показались десятки планеров с горными стрелками на борту. Зрелище действительно было впечатляющим.

В результате общая численность войск, перевезенных немцами по воздуху, составила почти 23 500 человек, кроме того, самолетами были доставлены 353 орудия, 771 мотоцикл (главное транспортное средство германских парашютистов), 5358 десантных контейнеров с оружием и снаряжением и 1090 тонн различных грузов.

Вроде все для германцев началось удачно и мощно, казалось, что такую мощь остановить практически невозможно, но это только казалось, затем все пошло явно в разрез с планами, разработанными в уютных берлинских штабных кабинетах.

Многие из нас видели как десантируются современные ВДВ, боец-десантник с собой имеет не только личное стрелковое оружие, гранатометы, но и запас боеприпасов, продовольствия и т.д , то есть современный десантник приземлившись и освободившись от парашютных строп, сразу же может вступить в бой и эффективно уничтожать не только пехоту противника, но и многие бронированные цели.

У германских ВДВ в 1941г. при десантировании на о. Крит главным недостатком было то, что парашютисты во время десантирования имели при себе только ножи и пистолеты. Основное оружие и снаряжение сбрасывалось отдельно в специальных контейнерах. Это было вызвано, прежде всего, недостатками в конструкции парашютов и опасениями, что стропы могут зацепиться за выступающие предметы экипировки.

Такая тактика была бы вполне оправдана при выброске в безлюдных районах, однако на Крите десантирование происходило практически на позиции противника. В результате немецкие десантники после приземления гибли десятками, а то и сотнями, так как оказывались перед врагом практически безоружными, греки и англичане их просто безнаказанно расстреливали, не давая добраться до контейнеров с личным оружием.

В результате первая волна высадки немецкого десанта из состава 7-й парашютной дивизии понесла крупные, в своем большинстве неоправданные потери. Зенитная артиллерия британцев пришла, наконец-то, в себя и открыла плотный заградительный огонь по германским транспортникам и парашютистам. Иногда окружающее наблюдали страшные картины - это когда подбитые германские самолеты разламывались на части прямо в воздухе, парашютисты высыпались из них, словно картошка из мешка и гибли, не имея возможности раскрыть парашют с помощью вытяжного кольца. Так как конструкция тогдашнего немецкого парашюта не позволяла каким-либо образом изменить траекторию полета, так что в парашютном деле, как показал Крит, немцы были явно в отстающих, многих потерь среди десантников можно было бы избежать, имея на вооружении более совершенную посадочную технику.

К вечеру первого дня, после многочасовых очаговых боев, большая часть намеченного плана немцев потерпела неудачу. Атаки парашютистов на многих направлениях были отбиты. Немецким войскам, высадившимся на планерах в районе Каньи, пришлось вести тяжелые бои, многие планера разбились вместе с людьми, находящимися у них на борту. Попытка высадки морского десанта и та потерпела неудачу, все транспорты, на которых итальянцы, союзники немцев, пытались перебросить десант на остров, были потоплены или отогнаны английскими боевыми кораблями. Весь остров был усеян обломками планеров, брошенными немецкими парашютами, контейнерами и множеством трупов, в основном из состава германской военной элиты.

Но немцам путем нечеловеческих усилий все же удалось зацепиться за остров, и британцы поняли, что просто так этот противник им не даст его добить окончательно, что борьба за Крит все еще впереди.

Командующий и главный создатель германских ВДВ генерал Штудент осознал реальную угрозу полного провала операции, однако, несмотря на давление со стороны главного командования, генерал решительно отверг предложение прекратить вторжение на Крит, в этом случае пришлось бы оставлять на реальную погибель, а попросту бросить на произвол судьбы несколько тысяч отборных германских десантных бойцов, ценой огромных усилий и потерь захвативших плацдармы, и даже окопавшихся вокруг некоторых английских аэродромов.

После краткого совещания, ввиду отсутствия крупных резервов из состава парашютно-десантных частей, так как вся 7 парашютная дивизия была в бою на острове, он принял решение о досрочной отправке посадочным способом на Крит третьего эшелона десанта в составе горных стрелков. Приказ был отдан, невзирая на реальное положение вещей, так как в руках немцев к тому времени не было ни одного полностью взятого под их контроль аэродрома, поэтому самолетам первой волны предстояло приземляться на фактически находящийся в руках врага небольшой горный аэродром.

И вот в течение 22 мая германские транспортные самолеты, несмотря на плотный зенитный огонь противника, сумели доставить на один из горных аэродромов под названием Малеме два пехотных батальона из состава 5-й горно-пехотной дивизии, инженерный батальон и парашютную артиллерийскую батарею. Немцам приходилось расчищать посадочную полосу от горящих и подбитых самолетов с помощью захваченных английских танков. По словам очевидцев тех событий, в ходе высадки десанта нередко наблюдались такие катастрофические картины, достойные современных голливудских блокбастеров, это когда транспортник, загруженный до упора горными стрелками,  при посадке сталкивался с пытающимся взлететь другим Ю-52, раздавался взрыв, пламя, люди горели живьем прямо на глазах у тех, кому повезло, кто успел до этого выгрузиться перед ним. Поле аэродрома Малеме после завершения боевых действий на Крите стало настоящим кладбищем германской транспортной авиации.

Британцы, понимая, что Малеме для немцев - это ключ к победе и в целом к овладению Критом, на протяжении всего дня атаковали этот аэродром практически беспрерывно, но немцы стояли насмерть, им отступать было некуда, и они устояли. Вскоре все атаки англичан были отбиты, и они вынуждены были отступить.

Наконец, 25 мая, на шестой день сражения, наступил перелом в битве в пользу германцев. Генерал Штудент вылетел из Афин в Малеме вместе со своим штабом, где на месте лично возглавил свои войска.

А вскоре, 27 мая, британцы поняли, что проиграли, их командованием был отдан приказ о начале эвакуации в Египет, и уже вечером 28 мая началась эвакуация в Египет измотанных и деморализованных английских войск. В этот же день 28 мая с моря успешно высадились главные силы морского десанта - отряд итальянских войск в составе почти 6 тыс. чел., которые и закрепили успех германских десантников окончательно.

Победа немцам досталась очень дорогой ценой, успех в боях за Крит ими был достигнут прежде всего благодаря всесторонней личной подготовке немецких десантников и горных стрелков, их умению вести бой в любых условиях местности и в любой обстановке.

Да, германскому командованию удалось довести операцию «Меркурий» до ее логического завершения, Крит в итоге был завоеван, однако победа оказалась по настоящему «пирровой»- за две недели боев их десантные части потеряли только убитыми и пропавшими без вести около 4 тысяч человек, почти 3400 человек было ранено. Потери военно-транспортной авиации также катастрофические, из 500 военно-транспортных самолетов, принимавших участие в операции, в строю осталось только 185 единиц, после Крита германцы остались практически без своей транспортной авиации.

После окончания операции «Меркурий», генерал Штудент был вызван на «ковер» к фюреру.  Гитлер, узнав о потерях, был в ярости, из громадного кабинета рейсхканцелярии доносились крики и упреки в адрес Штудента, в результате Гитлер запретил впредь проводить крупномасштабные десантные операции с участием ВДВ. Возможно, немцы были правы, что поступили таким образом, так как в дальнейшем опыт Второй Мировой войны в целом показал, что крупномасштабные операции воздушно-десантных войск слишком затратные и рискованные мероприятия, как, например, операции ВДВ, проведенные Красной Армией в 1943г. на Днепре (Букринский десант) и нашими союзниками в 1944г. в Голландии (Операция Маркет Гарден), которые к большим успехам не привели, а вот потери в людях и технике были довольно значительными.

Высадка воздушного десанта на о.Крит была произведена за месяц до нападения Германии и её союзников на Советский Союз.  План нападения «Барбаросса» был давно сверстан,  и началось выдвижение войск к советской границе.  Остановить военную машину было нереально. Вот что было написано в  плане «Барбаросса»:
«…Русские железные дороги должны быть перерезаны в зависимости от их значения для операции преимущественно на их важнейших ближайших объектах (мостах через реки) путем их захвата смелой высадкой парашютных и авиадесантных частей…».

Но эти планы перечеркнули огромные потери, которые понесла единственная немецкая парашютная дивизия при высадке на Крит. Значительнее потери были так же и в транспортной авиации.
Вот что писалось в сообщениях советских разведчиков того периода:
«Совсем недавно Вермахт провел воздушно-десантную операцию по захвату Крита. По источникам того времени немцы высадили три дивизии парашютным способом и две посадочным». И это были еще не все силы.
В документе под названием «Спецсообщение разведуправления Генштаба Красной Армии о распределении вооруженных сил Германии по театрам и фронтам военных действий по состоянию  на 25.04.41 г.»  указывается, что в германской армии имеется 8-10 подготовленных парашютно-десантных дивизий, точная дислокация их не выяснена.
В аналогичном документе от 15.05.41 г. указывается те же 8-10 дивизий, из которых 1-2 дивизии в Греции, 5-6 дивизий на северном побережье Франции и Бельгии, 2 дивизии внутри страны.
Это упоминается только про парашютные дивизии, но предполагалось, что имеется еще столько же посадочно-десантных дивизий. Кстати, 22-я посадочно-десантная дивизия Вермахта, действовала в составе группы армий «Юг» и действительно находилась сначала недалеко от Крыма, а потом воевала в Крыму.

Далее речь пойдет о том, как выполнялся план нападения на СССР в первые дни войны. Если  изучать документы, то  в них можно найти немало немецких воздушных десантов. Особенно в первые дни войны, штабы были просто завалены сообщениями о высадке десантов, как парашютных, так и посадочных.

Я не буду приводить документы, а просто кратко перечислю, где и какие крупные десанты были высажены 22-24 июня
- В районе аэродрома Черновицы парашютный десант 100 человек.
- В районе Ковель высажен авиадесант противника с 18 самолетов.
- В районе Коростень десант до 200 человек.
- В районе Нача с 20 самолетов до 400-500 парашютистов, на следующий день сообщение о десанте там же численностью до 1000 человек.
- В районе Радунь с 17 самолетов выброшено 300-500 парашютистов.
Крупные десанты в районах Береза и Волковыск (численность не указана).
- В районе Радошковичи - Заславль численностью до 1000 человек.
- На участке Осиповичи, Березина авиадесант сброшен с шестью танками.
- В район Радвилишкис сброшен авиационный десант силой до 400 человек.
- В район Ионава выброшен десант 200 человек.
- В районе Гуже немцами выброшен парашютный десант численностью до 150 человек

Это далеко не все сообщения, я не приводил упоминания про мелкие группы, меньше сотни человек. Но в целом создается картина, что на всех фронтах немцы активно высаживали парашютные десанты.

Были и десанты посадочные. Согласно рапорту командира 5-й танковой дивизии 22 июня на аэродром Алитуса высадился посадочный десант численностью 300-400 человек. Что уж совсем странно, так как аэродром находился практически на берегу Немана, то есть на самой границе. Есть упоминание про высадку посадочного десанта на аэродром в Белостоке. Что интересно, после 24-го июня массовые сообщения о воздушных десантах прекратились. Но это не значит, что о них не сообщали позже.

Согласно советским архивным документам, 5-го июля 1941 года, город Сенно был захвачен воздушным десантом численностью «до пехотного полка при 60 танкетках». То есть немцы уже тогда, получается, осуществляли высадку бронетехники, и в немалых количествах. Кстати, в журнале боевых действий участвовавшего в сражении при Сенно 7-го мехкорпуса, упоминается, что корпус выделял танки для «подавления десанта в д. Маркоты». Так что десанты в районе Витебска получается были и другие.

Самый крупный десант, которые высадили немцы на Восточном фронте, был совершен 25-го июня 1941 года, и не парашютными войсками, а спецназом из полка «Бранденбург». Хотя операцию проводили диверсанты, но по своему характеру она была именно традиционная для воздушно-десантных войск: захватить мост через Березину и удерживать до подхода своих войск. Высаживался с двух самолетов взвод в количестве 34 человек. Операция прошла успешно, хотя к моменту прорыва немецких частей, в строю осталось лишь 14 человек.

Все эти сообщения о массированных десантах, привели к тому, что на борьбу с ними привлекались немалые силы. В 1941-м году Крым обороняла 51-я отдельная армия. В составе армии было восемь стрелковых и три кавалерийских дивизии. Четыре дивизии были расположены на побережье для борьбы с морскими десантами, три кавалерийских и одна стрелковая дивизии располагались в центре полуострова, чтобы сражаться с десантами воздушными. Согласно официальному докладу командующего 51-й армией, они ожидали высадку в Крыму воздушного десанта в 10-15 тыс. человек. Основной мотивацией данного решения считалось то, что центральная часть Крыма, в силу своих географических особенностей, была очень удобна для проведения воздушно-десантных операций. В том, что немцы способны на такие действия,  никто не сомневался.

Все дальнейшие прыжки с парашютом в советском тылу совершали только диверсионные группы, да и то немцы предпочитали переходить фронт другими способами.

В десантировании немцев в тыл Красной Армии можно прочитать в мемуарах наших полководцев.
Начнем с книги Г.К.Жукова «Воспоминания и размышления». В главе, посвященной началу войны про воздушные десанты упоминается:
В 2 часа ночи 28 июня у меня состоялся дополнительный разговор по прямому проводу с генералом В. Е. Климовских.
Климовских. … Получено сообщение: в районе Минска и Смолевичей высажен десант. Усилиями 44-го стрелкового корпуса в районе Минска десант ликвидируется.
В книге К.К.Рокоссовского «Солдатский долг» глава на «На Ярцевских высотах» посвящена, в том числе и боям с крупным десантом:
…на смоленском направлении «образовалась пустота» в результате высадки противником крупного воздушного десанта под Ярцево.
Первый же бой помог установить, что в районе Ярцево находится не только выброшенный немцами десант, но и более внушительные силы.

В книге И.Х. Баграмяна «Так шли мы к победе» можно прочитать:
Авиаразведка в 15 часов сообщила, что над боевыми порядками 38-й армии пролетело до десятка транспортных самолетов "физилер-шторх", они выбросили в окрестностях Терновой парашютный десант до 300 человек, как видно для усиления терновского гарнизона.

Последняя цитата, наверное, вызовет только смех, по поводу «транспортных самолетов "физилер-шторх"». Но в целом я привел выдержки хоть и из мемуаров, но те, кто их писали, уж точно знали реальную ситуацию в целом. И вроде как писать глупости совсем не к лицу.

А вот наш кинематограф в этом отношении постарался. Давайте не будем забывать, что вождь мирового пролетариата Владимир Ленин назвал кино наиважнейшим для нас искусством. Тем более, что  многие войну именно по кинофильмам и представляют.

Наверное, самая зрелищная сцена с высадкой воздушного десанта немцев показана в фильме «Судьба». Немцы в советских фильмах (да и в большинстве российских) изображались карикатурно, так же выглядит и десант. Сначала все небо в самолетах, потому появляются парашютисты. Проходивший мимо стрелковый батальон легко расправляется с десантом, так, как будто это не элитные войска, а школьники.

Упоминается десант в киноэпопее «Битва за Москву», где немецких парашютистов сбрасывают прямо на штаб Жукова. Сам Жуков, на подобные мелочи вообще не отвлекается, а десант легко уничтожают связисты, писари и прочий тыловой люд.

Может быть, не все помнят, но фильм «Пулковской меридиан» из киноэпопеи «Блокада» начинается с того, что герои натыкаются на высаженный в советском тылу немецкий десант. Десант опять же уничтожается какими-то штатскими людьми с винтовками.

Воздушный десант, правда, совсем небольшой, высаживается и в фильме «Смелые люди».
Вроде сходу больше и не вспомню фильмов, где есть немецкие парашютисты.
Был ещё мультфильм «Как Вася Теркин призываться шёл», снятый в 1941 году. В мультике очень смешные немецкие парашютисты хотят взорвать мост.
По советским фильмам возникает ощущение, что немцы в свои воздушно-десантные войска набирали тех, кого не брали даже в тыловые части.

Все упомянутые десанты, кроме уж совсем выдуманных, как в кинофильмах, это на самом деле прорывы моторизованных немецких частей. Когда в глубоком тылу обнаруживали противника, то у бойцов и командиров Красной Армии вполне ожидаемо возникала мысль, что это десант. Тем более, что предвоенные фильмы часто показывали высадку парашютистов, да и перед войной про возможное использование Вермахтом парашютно-десантных войск говорили и писали много.

Ну а что касается многочисленных сообщений о парашютистах в первые дни войны, то объясняется это просто. Происходило немало воздушных боев, в небе находилось много самолетов, и сбивали тоже немало. Представьте себе, если как в фильме «Живые и мертвые», немецкий истребитель подожжет сразу три советских бомбардировщика ТБ-3 или хотя бы ДБ-3. В небе будет сразу с десяток парашютов, которые видны с разных мест. Вот с этих разных мест сообщат о десяти парашютистах, да еще и вместо десяти скажут про тридцать, и в сумме набирается уже сотня-другая.

Едва ли я сообщил что-то очень уж совсем новое, об этом писали не раз, и я бы не стал повторять, если бы мифы про немецких парашютистов не жили бы до сих пор, в числе прочих мифов Великой Отечественной.