24-я группа ВВС республиканской Испании

Олег Каминский
     Довольно странно, что несмотря на успешные действия новых скоростных бомбардировщиков СБ, правительство республиканской Испании решило больше не приобретать их. Видимо, это был результат интриг определенных сил. Как бы то ни было, республиканцы уже закупили новую партию французских бомбардировщиков «Потез-54» и даже начали подготовку к производству другого бомбардировщика той же страны — «Блох-210».

     Однако, по каким-то причинам, этим планам испанского правительства не суждено было сбыться. Поэтому весной 1937 года они закупили в Советском Союзе вторую партию бомбардировщиков СБ. Это были более совершенные самолеты, имеющие улучшенное оборудование, укомплектованные пулеметами ШКАС и двигателями М-100 с увеличенным ресурсом работы.

     31 мая грузовой корабль «Арте-Менди» доставил в Картахену 10 самолетов СБ, а 21 июня транспорт «Альдекоа» — ещё  21 скоростной бомбардировщик. В общем, к 5 июня все новоприбывшие СБ были собраны и перегнаны на передовые аэродромы. Некоторое количество самолетов было использовано для пополнения 12-й группы, понесшей потери.

     Кроме того, в конце июня (по крайней мере, после 24 числа) 1937 года была сформирована ещё одна боевая часть, имевшая на вооружении бомбардировщики СБ. Это была 24-я группа (Grupo 24) под командованием некоего полковника А. Я. Гусаева. Почему некоего? Да потому, что в списке советских участников войны в Испании такого нет. Удивительно, однако, об этом полковнике нет вообще никакой информации, даже в бескрайних просторах нынешнего Интернета. Не известно даже его имя-отчество. Остается надеяться на то, что со временем, с помощью неравнодушных знатоков истории авиации, нам всё-таки удастся разрешить эту загадку, а заодно и уточнить информацию по командному составу группы. 

     Сначала в составе группы была только одна эскадрилья, но со временем количество их дошло до четырех. Руководящий состав 24-й группы постоянно менялся, командовали группой и эскадрильями то советские, то испанские летчики. Примечательно, что последним командиром 24-й группы был прославленный Леокадио Мендиола, единственный испанский летчик, награжденный высшей боевой наградой республиканской Испании – Мадридским знаком отличия с лавровым венком (Placa Laureada de Madrid). 

     Надо признать, имеющейся информации по командному составу 24-й группы недостаточно, к тому же она не всегда точна. Тем не менее, попробуем указать хотя бы приблизительные данные о командирах группы и эскадрилий. Итак, по имеющимся сведениям, руководящий состав был следующим:   

Grupo 24 (24-я группа)
00.06.1937-00.00.1937     полковник А. Я. Гусаев               
00.09.1937-00.00.1937     comandante Enrique (Eduardo) Pereira               
00.12.1937-00.00.1938     капитан Иван Яковлевич Визирев               
00.09.1938-00.00.1938     старший лейтенант Михаил Спиридонович Карпенко    
00.00.1938-00.12.1938     capitan Ananias Sanjuan Alonso
00.12.1938-00.03.1939     сomandante/teniente сoronel Leocadio Mendiola Nunez      

1а Escuadrilla (1-я эскадрилья)      
00.12.1937-00.03.1938     лейтенант Митрофан Андреевич Лисов               
00.05.1938-00.09.1938     лейтенант Дмитрий Андрианович Царьков               
00.09.1938-16.12.1938     capitan Francisco Gomez Fernandez       
00.00.1938-29.03.1939     capitan Arquimedes Gomez Palacios (Palason, Palazоn)

2а Escuadrilla (2-я эскадрилья) 
00.00.1937-00.09.1937     capitan Enrique Pereira Basanta
00.09.1937-00.12.1937     capitan Manuel Cremades
00.12.1937-00.00.1937     capitan Juan Mendiluce
00.00.1937-00.03.1938     старший лейтенант Андрей Романович Стечишин       
00.05.1938-00.09.1938     лейтенант Николай Михайлович Красноглазов      
00.12.1938-00.00.1939     capitan Francisco Gomez Fernandez      

3а Escuadrilla (3-я эскадрилья) 
00.00.1938-00.00.1938     capitan Armando Garc;a
00.09.1938-00.12.1938     teniente Francisco Cabre Rofes               

4а Escuadrilla (4-я эскадрилья)               
00.12.1938-00.00.1939     teniente Jaime Mata Romeu               
00.09.1938-29.03.1939     capitan Mаximo Ricote Juanas               

     Уже 3 июля летчики 24-й группы начали боевые операции в районах Талаверы, Саламанки и Авилы. Затем в радиусе действий группы оказались и другие районы Испании. В сентябре 1937 года, после тяжелых летних боев и ощутимых потерь, была расформирована 12-я группа, а оставшиеся самолеты переданы 24-й группе.

     Среди многих боевых дел летчиков можно отметить успешный вылет 21 сентября 1937 года, когда одиночный экипаж СБ обнаружил в районе Картахена – Аликанте вражеский крейсер, опознанный как «Канариас». Летчики сбросили на противника 5 бомб, из которых 4, по докладу экипажа, угодили в корабль, тут же окутавшийся дымом.

     Ровно через три месяца – 21 декабря, бомбардировщики СБ потопили в порту Кадикс один пароход.

     А ещё ровно через месяц, репутация летчиков 24-й группы была сильно подпорчена участием их в варварской бомбардировке небольшого города Саламанка, являвшегося тогда временной столицей франкистов. Произошло это 21 января 1938 года, когда 15 самолетов СБ сбросили на город 8.462 кг бомб. От взрывов бомб, упавших в пределах города, погибло 243 человека, тяжело ранено 109 и легко ранено 580 человек, в большинстве своем – мирные жители.      
 
     Через неделю – 28 января, не повезло одному из советских экипажей 24-й группы: в полете летчик потерял ориентировку и произвел вынужденную посадку на вражеской территории. В результате лейтенанты А. А. Маркин, Ф. А. Шумилов и младший командир М. И. Смертин попали в плен, из которого были освобождены через полгода.

     Тем временем, на фронте появились новейшие немецкие истребители Ме-109, в результате чего СБ утратили преимущество в скорости и потери их стали возрастать. Так, 7 февраля 1938 года в районе станции Каламоча немецким пилотам удалось сбить в одном бою четыре СБ и ещё шесть тяжело повредить. Среди погибших летчиков были и советские: лейтенанты И. Г. Болдырев и П. И. Латышев, младший командир А. А. Горелов.

     В ночь с 5 на 6 марта 1938 года республиканскими кораблями в морском бою был торпедирован и тяжело поврежден франкистский крейсер «Балеарес». На рассвете летчики 24-й группы сделали 27 вылетов против поврежденного крейсера, буксируемого крейсером «Канариас». По одним данным, им удалось попасть 100-кг бомбой в «Канариас», по другим – они повредили английский эсминец «Бореас», участвовавший в спасательной операции.

     К большому сожалению, успехи летчиков 24-й группы оплачивались немалыми жертвами: только в марте 1938 года погибли испанские летчики San Jose, Juan Gomes, Casanellas, Corbacho, Cano, Canet.

     Очередная партия из 31 бомбардировщика СБ, отличавшихся более мощными двигателями М-100А, прибыла из Советского Союза в апреле-мае 1938 года.

     Одним из удачных дней для 24-й группы стало 30 мая – летчики подожгли в порту Пальма-де-Майорка 2 парохода.

     А вот опрометчивый налет девятки СБ с испанскими экипажами на аэродром Ла Сения, на котором базировались немецкие истребители, обернулся крупными потерями: немецкие летчики сбили пять «катюш». Один испанский экипаж в составе Mingueli, Robles и Caravaca погиб, а члены экипажа другого самолета – Miguel Baile, Justo Martin Calderon и Delgado – выпрыгнули на парашютах и попали в плен.

    Разумеется, все имеющиеся в наличии самолеты 24-й группы использовались с максимальной интенсивностью. Например, в течение июня летчики группы произвели 447 вылетов, в июле – 422 вылета. Между прочим, во время одного из налетов 11 июля летчикам удалось уничтожить на аэродроме Кауде несколько истребителей Фиат-32. А 28 июля девятка СБ добилась прямых попаданий бомб в корму и нос какого-то миноносца.

     По состоянию на 25 июля 1938 года боеспособных машин в группе насчитывалось 30 штук. Как раз в этот день началась крупная битва на Эбро, продолжавшаяся по 16 ноября 1938 года. К сожалению, из-за всё увеличивающихся потерь, снижалось количество вылетов летчиков 24-й группы.

     Так, если за август 1938 года самолеты СБ произвели 288 вылетов, то в сентябре – 158, в октябре – 125, в ноябре – всего 116 вылетов. 
    
     К финалу битвы на Эбро республиканская авиация пришла изрядно потрепанной. Советские авиационные советники сообщали примерно следующее: «Имеющиеся СБ в самое ближайшее время выйдут из строя, из каждого полета они привозят пробоины от зенитного огня и, в конце концов, скоро некуда будет больше ставить заплаток».

     По имеющимся данным, к 1 октября 1938 года в строю находились 24 СБ, на 11 из них летали советские экипажи. Надо сказать, в то время у республиканцев было уже довольно много подготовленных летчиков, штурманов и стрелков.

     Осенью 1938 года ситуация для республиканцев становилась всё более безнадежной. Учитывая тяжелое положение на фронтах и, не желая рисковать жизнями советских летчиков, было решено отправить их на Родину. Таким образом, участие в гражданской войне в Испании советских летчиков завершилось. 

     Один из летчиков 24-й группы – старший лейтенант В. И. Шевченко – за боевые дела в Испании получил звание Герой Советского Союза, многие другие летчики были награждены орденами.

     А испанские экипажи самолетов СБ продолжали воевать за Республику. На помощь им в феврале 1939 года была послана последняя партия из 50 самолетов СБ, но её возвратили в СССР. Да и вообще, война в Испании подошла к концу.

     В конце марта 1939 года республиканская армия капитулировала. Остатки трех эскадрилий СБ сдались на аэродроме Баррахас, где франкисты захватили 16 самолетов СБ. Три экипажа 24-й группы улетели в Алжир, но французские власти потом вернули бомбардировщики франкистам.

     Осталось подвести некоторые итоги использования самолетов СБ в Испании. Всего было доставлено 92 бомбардировщика СБ, из которых республиканская авиация в ходе боевых действий потеряла 74 самолета. В том числе около 40 было уничтожено истребителями и зенитной артиллерией противника, остальные разбиты в авариях и катастрофах.

     В свою очередь экипажи скоростных бомбардировщиков разбомбили много боевой техники и военных объектов противника, а воздушные стрелки СБ за период войны заявили о 9 сбитых вражеских истребителях — 4 Фиат-32, 3 Ме-109 и 2 самолетах неустановленного типа.

     По неполным данным, с 28 октября 1936 года по 1 января 1939 года, самолеты СБ совершили 5.564 самолето-вылета, из них 59,5% - по войскам, 15,5% - по аэродромам и 18% - на разведку. Средний срок боевой жизни машины составлял чуть меньше полугода - 172 дня, при этом в месяц в среднем теряли безвозвратно 10,3% самолетов (из них 6,24% от истребителей, 2,94% - от зенитной артиллерии и 0,08% - от аварий).

     В целом самолет СБ неплохо проявил себя в Испании, особенно в начале. Правда, к концу войны СБ стал заметно сдавать свои позиции, всё чаще проигрывая воздушные схватки более скоростным и лучше вооруженным истребителям противника.

     Тем не менее, видимо, за неимением более лучшего варианта бомбардировочного самолета, производство СБ продолжалось. Во всяком случае, к началу Великой Отечественной войны СБ был основным самолётом советской бомбардировочной авиации – на его долю приходилось 90% машин этого класса. Однако к тому времени когда-то самый скоростной бомбардировщик уже безнадежно устарел, вследствие чего боевые части, вооруженные СБ, стали нести огромные потери.

     Итак, эпоха заслуженного ветерана СБ подошла к концу, настало время пикирующего бомбардировщика Пе-2 и других новейших самолетов…