Ч. 19 Неожиданная встреча

Владимир Врубель
Предыдущая страница   http://www.proza.ru/2020/04/01/1498

Мощная фашистская эскадра в составе двух линкоров и девяти эсминцев подошла к Шпицбергену рано утром 8 сентября. Немецкие радисты на линкоре «Tirpitz» погасили частоту, на которой норвежцы вели радиопередачу с острова.

Оба линкора открыли огонь из своей мощной артиллерии по позициям трёх орудий малого калибра защитников острова, по посёлку, шахтам, складам, электростанции, жилищам, штабелям с углём.  Одну из шахт удалось погасить лишь в 1960 году! Под этим прикрытием с эсминцев высадили батальон пехоты, 600 человек.

Норвежские артиллеристы вели неравный бой, пока все не погибли. Они успели повредить два эсминца с бортовыми номерами Z29 и Z33. Высадившиеся десантники захватили в плен 41 человека, часть оставшихся в живых норвежцев скрылась в глубине острова. Немцы потеряли 16 человек ранеными и одного убитого.

В 12 часов дня немецкая эскадра отправилась восвояси. Часть норвежцев сумела скрыться. Они отремонтировали радиоприёмник и передали в Рейкьявик о нападении гитлеровцев. Из Скапа-Флоу немедленно вышла для перехвата немецких кораблей английская эскадра, но те уже успели вернуться в свои базы.

Операцию «Sizilien» немцы провели успешно, вряд ли могло быть иначе – бронированный кулак огромной мощи против 150 норвежцев с тремя орудиями. Но существенного военного значения эта операция не имела, хотя наград за неё получили море – только экипажам линкоров выдали 560 Железных Крестов.

19 октября американский крейсер «Tuscaloosa» доставил на Шпицберген груз оборудования и специалистов, призванных восстановить разрушенную обстрелами линкора «Tirpitz» метеостанцию, а также пополнение норвежского гарнизона.

Союзники не знали, что под прикрытием операции «Sizilien» немцы создали метеостанцию на острове Надежды (остров Хопен) в труднодоступном месте и тщательно её замаскировали. Операцию назвали «Howdegen». Эта метеостанция работала до конца войны, никто её не обнаружил. Её персонал состоял из 11 человек.

Начальником метеостанции был опытный полярник Вильгельм Деге. В 1985 году его сын Эккарт нашёл то, что осталось от метеостанции, и даже откопал в снегу дневники отца.

Немцам повезло, что у них не вышел из строя радиопередатчик, потому что после окончания войны никому не было до них дела.

Только в августе им удалось установить контакт с Германией и запросить помощь, которая явилась 4 сентября 1945 года в виде норвежской охотничьей шхуны. Зондерфюрер Деге и его подчинённые были последними сдавшимися немцами. Деге передал свой пистолет капитану шхуны в знак сдачи в плен.

Немцы больше не пытались занять Шпицберген, учитывая превосходство союзников в море и в воздухе. На острове находился норвежский гарнизон, который периодически снабжали всем необходимым из Англии, отправляя крейсеры в сопровождении эсминцев.

Но союзники так и не узнали до конца войны о существовании немецкой метеостанции на острове Надежды, которая ежедневно передавала пять раз в сутки сведения о погоде. Питались в течение двух лет метеорологи одними консервами.

Сведения о погоде немцы собирали не только с помощью наземных метеостанций, метеорологических кораблей и самолётов. Немецкие учёные разработали погодные буи. Они представляли собой поплавок длиной десять метров, на котором устанавливалась девятиметровая антенна.

Такую конструкцию можно было выстреливать под водой из торпедных аппаратов. Буи ставили на якорь, который опускался на глубину до 2000 метров. Такое устройство передавало радиосигналы о температуре воздуха и атмосферном давлении в течение трёх месяцев, пока не израсходовалась энергия батарей.

Нечто подобное они разработали и для использования в наземных условиях. Антенна в этом случае натягивалась между двумя пятиметровыми мачтами. Вот почему у меня вызвали сомнение советские автоматические метеостанции, размещавшиеся в двух маленьких чемоданчиках.

Немецкие автоматические наземные метеостанции передавали сведения об атмосферном давлении, температуре и влажности.

Поскольку с 1943 года было трудно найти подходящих участников для арктических компаний, в Шнекоппе был организован тренировочный лагерь "Goldh;he". Там, наряду с обучением работе с техникой, также практиковалось управление командой с ездовыми собаками.

В сентябре 1943 года метеорологический корабль "Garl J. Busch" и подводная лодка U-355 высадили группу метеорологов "Kreuzritter" на побережье Шпицбергена в залив Лифде для установки автоматической наземной станции. Командовал операцией корветтен-капитан Гюнтер Ла Бауме. До этого группа установила автоматическую метеостанцию на острове Медвежий.

Во время осмотра побережья острова Надежда немцы проверяли все постройки и были поражены, увидев при осмотре домика, похожего на полуразвалившийся сарай, трёх едва живых людей, двух мужчин и женщину.

Продолжение http://www.proza.ru/2020/04/04/2264