Литературная основа фильма 2

Латиф Бабаев
    Предыдущую миниатюру на названную тему я закончил словами:
«…прежде, чем писать сценарий, драматург должен написать чисто литературное произведение – повесть или роман». И вот почему: произведение прозы отличается от киносценария, на мой взгляд, разным творческим состоянием авторов. Сценарист очень стеснён рамками формата киносценария. Это и соблюдение объёма творимого, строгая форма написания, подсознательное, а часто и хорошо понимаемое положение о том, кто есть кто в процессе кинопроизводства. Так уж сложилось изначально, что в мире кино сценарист не является хозяином своего произведения (за редким исключением, когда сценарист является автором ряда успешных сценариев). Режиссёр, как правило, распоряжается киносценарием вольно, внося свои поправки, дополнения, а иногда и резко меняя дух написанного.

Так вот, если сценарист напишет, будучи относительно свободным, вначале роман или повесть, то киносценарий на их материале по этой причине в художественном смысле будет гораздо лучше.

Я принимал участие  не в одном и не двух десятках не только отечественных фильмов, но на съёмочных площадках в павильонах и на натуре лишь дважды видел киносценаристов. И встречали одного из них, прямо скажу, не очень приветливо. Другой же вёл себя несколько  высокомерно, а позднее он даже стал режиссёром. Правда, фильм его особенного успеха не имел.

И ещё, почему лучшие фильмы были сняты по произведениям классиков литературы? Но ведь они были лучшими в литературной когорте. Лучшими из сотен других авторов. А сценаристов – сотни, и значительная их часть люди со средним уровнем литературного таланта.  Произведения высшей пробы в литературе появляются в год в лучшем случае лишь несколько, а фильмов выпускается множество. Литературных талантов высокой пробы в сценарной среде немного.  А потому и абсолютное количество снимаемых кинофильмов невысокого качества.